search
main
0

Способ опираться на себя. Факультатив

За последние годы человек стал лучше понимать самого себя. Он лучше осведомлен о физиологических и психологических механизмах, посредством которых поддерживает свое равновесие в быстро меняющемся мире. Но в то же время люди не научились радоваться в той степени, в которой они используют знания, расширять и углублять свое ощущение жизни и личностного роста. Современный мир предлагает человеку много возможностей для более богатой и счастливой жизни, но он все же плохо понимает, как этого достичь.

Сократу принадлежат слова: «Познай самого себя». Не умея понять себя, мы не можем понять, что мы делаем, не можем рассчитывать на решение своих проблем и должны отказаться от надежды жить удовлетворяющей нас жизнью. Познание себя – это достоверное знание о положительных и отрицательных аспектах своего физического, психического и нравственного здоровья. Выяснив их, не следует проявлять самонадеянное отношение к первым и приходить в отчаяние по поводу вторых.

Как в каждом из нас нерасторжимо существует правое и левое, так и хорошее, и не очень. В зависимости от воспитания, условий жизни, работы и многих других факторов какая-либо из сторон может полностью или частично взять верх над другой стороной личности. Поэтому-то и необходимо обнаружить все частицы подлинного «Я», принять их и начать получать подлинное удовлетворение от контакта с ними.

Понимание себя предполагает нечто большее, чем обычную работу ума. Познание себя есть только первая задача, вторая же – самоизменение. Процесс разрешения этих двух задач должен стать драгоценной частью жизни каждого человека, особенно если его профессия социономического типа. Психология не просто объясняет поведение, но предлагает помощь в способах обретения самопознания, в развитии способности опираться на самого себя.

Приверженцы восточной философии считают, что человек может жить более полной и богатой жизнью, чем живет большинство из нас, однако он еще даже не начал раскрывать тот потенциал энергии и энтузиазма, который в нем заложен. Невротическое поведение мешает человеку жить на максимуме своих возможностей. Не каждая личность как субъект, наделенный материально-духовными качествами, как носитель конкретных социальных норм и правил, выразитель той или иной социальной группы способна к самосовершенствованию.

Западная психология стоит на позициях того, что личность сама определяет образ жизни, сходный с мудростью древних мореплавателей: «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю». Поскольку люди, привыкнув к определенному образу жизни, не любят его менять, процесс изменений полностью зависит от самого человека. «Привычка есть привычка, ее не выбросишь в окошко, а можно только вежливо, со ступеньки на ступеньку самому свести ее с лестницы» (М.Твен). При этом «в каждый момент мы можем открывать одну дверь и снимать один слой луковицы» (Ф.Перлз). Так как на каждом шаге способность опираться на себя возрастает, следующий шаг становится легче. Следовательно, сущность развития и воспитания состоит в том, чтобы способствовать переходу от стремления опираться на окружающих к способности опираться на себя.

Отечественные ученые стоят на следующих позициях: развитие становится возможным лишь тогда, когда восполняются пробелы восприятия, когда человек достигает удовлетворения во всех тех областях, где он переживал замешательство или где завяз. Процесс саморазвития идет от «открытой области» к «слепой».

Необходимо осознать «слепые пятна», то «смутно беспокоящее, на что пока нет возможности посмотреть ясно».

Инновационными технологиями, способствующими процессу личностного развития и саморазвития, а следовательно, и профессионального совершенствования, являются человековедческие технологии ортобиоза, имиджелогии, конфликтологии, стимулирования делового честолюбия, разработанные в нашей стране Виктором Максимовичем Шепелем. Он считает, что «благодаря таланту и мастерству педагогов человековедческие технологии становятся эффективным средством духовного и физического преобразования людей, очищения их духовности от какой-либо скверны».

Людям импонируют не просто физически мощные, выносливые люди, а обладающие красивым, изящным телом. Телодвижение – важная составляющая человеческого образа. Испытать полноту физических и духовных переживаний в общении с людьми и природой может только здоровый человек. Комплекс необходимых условий для обеспечения здоровья людей изучает дисциплина ортобиотика – технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. Она включает в себя рекреацию (физическое здоровье), релаксацию (психическое здоровье) и катарсис (нравственное очищение и здоровье, просветление), ведущие к изменению отношения человека к самому себе. Оптимизация режима личной жизни, трудового ритма и условий среды – объективные предпосылки построения ортобиоза, слагаемыми которого являются четыре радости – духовная, мышечная, съестная, непринесение вреда другим.

Следующая дисциплина, которой необходимо овладеть современному учителю, – имиджелогия. Это наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния, как овладеть технологией самопрезентации. Ее практическое предназначение – сделать людское общение радостным и взаимопритягательным. Обаяние личности было и остается наимощнейшим фактором впечатляющего воздействия на других, благодаря ему в детских душах зажигается свеча благородства.

Составляющими личностного обаяния являются внешний и внутренний образ. Внешний образ состоит из соматических данных, физиогномических характеристик, кинесических особенностей, стиля одежды, состояния волос и предпочтения в выборе причесок. Внутренний образ слагается из душевности, умственных преуспеваний, нравственной зрелости, развитости воли, профессионализма. Секреты имиджелогии помогут педагогам испытать необычайное состояние принятия себя людьми, радости общения с детьми, профессиональной удачливости. Следует подчеркнуть, что знакомство с имиджелогией способствует высвечиванию лучших личностно-деловых характеристик, затенению негативных личностных данных, концентрации внимания людей на себе, расширению возрастного диапазона общения и, таким образом, успешной социальной адаптации.

Итак, человековедческие технологии – это система усилий по обеспечению процесса развертывания личностного потенциала педагогических работников, актуализации в них чувства профессионального достоинства, сбережения здоровья, духовного возвышения межличностных и деловых отношений.

Н.МАЙСАК, психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте