В Южном округе Москвы уделяют серьезное внимание развитию спорта и физической культуры. Не случайно в этом году начальнику Южного окружного управления образования Нине МИНЬКО вручена престижная награда «За заслуги в развитии олимпийского движения в России». В округе разработаны современные подходы к преподаванию физкультуры в школе.
Южный округ Москвы имеет свое ноу-хау. Это блоки дополнительного образования, которые открыты практически в каждой школе. Причем в одном образовательном учреждении может быть сразу несколько направлений дополнительного образования в зависимости от материальных и кадровых возможностей, а также желания детей заниматься тем или иным видом творчества. Но самое главное для округа – поддержать здоровье детей, приобщив их к занятиям физкультурой и спортом.
По мнению Нины Минько, существенный фактор, определяющий состояние здоровья нации, – поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Основы этого закладываются с раннего детства и закрепляются в подростковом и юношеском возрасте. Понятно, что большая часть ответственности за это лежит на школе.
Важность этой проблемы сегодня осознается на всех уровнях государственного управления. Вот лишь несколько цифр из Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»:
«Показатель регулярных занятий физической культурой в целом:
– Россия – 11 процентов,
– страны Европы – от 40 до 50 процентов.
По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
При этом научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья».
В школах Южного округа дети занимаются физкультурой и спортом как на уроках физкультуры, так и в спортивных кружках и секциях.
Основная задача, стоящая перед преподавателями физкультуры, – развитие физических качеств личности ребенка. Каковы же критерии эффективности решения этой задачи в каждой школе по отношению к каждому ученику?
Такие критерии есть, это результаты проводимого в каждом образовательном учреждении национального мониторинга физических кондиций учеников, в рамках которого два раза в год идут замеры физических качеств и их соответствия возрасту. Это делает возможным учет и анализ работы на уровне учреждения и на уровне округа, тем более что для этого теперь есть соответствующие компьютерные программы обработки информации. Тесты мониторинга характеризуют развитие физических кондиций ребенка по шести параметрам-тестам: на скоростную, силовую, скоростно-силовую подготовленность, выносливость, гибкость и координацию движений. По мнению специалистов, именно эти качества прежде всего необходимы человеку для обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Обучение на уроках организовано по группам здоровья. В расписании три и более уроков физической культуры. Физкультурно-оздоровительные мероприятия включены в режим дня учреждения, в том числе во второй половине дня в блоке дополнительного образования. Спортивный зал в школах практически на сто процентов занят на протяжении всей недели. Кроме того, работают школьные спортивные клубы, проводится районный этап спартакиады школьников.
Однако не все так просто. Иногда получается, что все в школе есть: и три урока физкультуры, и спортивный блок дополнительного образования, а результаты мониторинга и тестирования невысоки. Обсудив с методистами этот парадокс, Нина Минько и ее команда пришли к выводу, что ожидаемое повышение индекса физического развития школьников нивелируется ошибками в методике преподавания физической культуры в основном расписании и особенностях проведения дополнительных занятий, в их специфической, а не разнопрофильной, направленности, способствующей развитию всех шести тестируемых в мониторинге кондиций физической подготовленности. Именно на это в первую очередь посоветовали обратить внимание руководителям школ окружные методисты при анализе уроков физкультуры и занятий спортивных секций системы дополнительного образования.
Анализируя результативность занятий физической культурой на примере лицея №1580, где преимущественно обучаются юноши, окружные методисты увидели причины получения невысоких показателей физического развития прежде всего в малом количестве спортивных мероприятий, проводимых в школе в течение недели, а также в том, что загрузка спортивного зала минимальна.
Для увеличения двигательной активности учеников в школах Южного округа Москвы проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Это – гимнастика до уроков, физкультминутки, подвижные перемены, динамический и спортивный часы.
На протяжении многих лет Южный округ ведет системную работу по укреплению материальной базы, подготовке и переподготовке кадров, их моральному и материальному стимулированию. Это учителя физкультуры ощущали больше, чем преподаватели других предметов и даже их коллеги в других округах. Теперь, как считает Нина Минько, для образовательных учреждений наступило время показать результаты своей работы.
У округа есть ресурсы для улучшения результатов национального мониторинга. Необходимо увеличить время на системные занятия физической культурой и спортом и в первую очередь ввести третий урок физической культуры в расписание всех школ, расширить спортивный сектор блока дополнительного образования и повысить эффективность использования имеющейся материальной базы. Здесь речь может идти не только о базе самих образовательных учреждений, но и о базе районов. Важно также методическое совершенствование преподавания физической культуры в школе, а именно нацеленность на формирование необходимых физических качеств личности каждого ребенка.
Еще один резерв укрепления физического здоровья и развития, а также важная составляющая обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка – обучение плаванию. В Южном округе с 1998 года действует специальная окружная программа по обучению плаванию пятиклассников. Ежегодно на базе 5 бассейнов Спорткомитета (в системе образования округа нет своих бассейнов) обучаются более 3000 детей на бесплатной основе. Но это менее трети всех учеников этой параллели. Поэтому помимо того, что округ может сделать централизованно на деньги, выделяемые префектурой, формируются абонементные организованные группы за счет родителей.
Важное условие эффективной и результативной работы учреждения по физическому воспитанию детей – общий фон и общая атмосфера отношения к проблеме. Тот, кто понимает это, уделяет внимание созданию школьных (а в некоторых случаях и межшкольных) спортивных клубов.
– Сегодня клубы созданы в 19 образовательных учреждениях с охватом 3500 учеников, – говорит Нина Минько. – Особенно хочу отметить клубы «Святогор» (школа №975), «Кристалл» (школа №838), «Ника-2005» (школа №496), которые помимо организации физического воспитания детей в школе подготовили победителей и призеров чемпионатов и первенств мира, Европы, России.
Окружное управление образования и префектура Южного округа оказывают поддержку спортивным клубам, изыскивая финансовые средства на их участие во всероссийских и международных соревнованиях и сборах. Для совершенствования и расширения школьного спортивного движения было решено открыть ШСК (школьные спортивные клубы) на базе 16 образовательных учреждений.
Физическая культура и спорт – это не только здоровье и физическое развитие, это образ жизни.
В Южном округе определили показатели эффективности работы школы в этом направлении:
– наличие многопрофильного спортивного сектора блока дополнительного образования в образовательном учреждении;
– формирование школьных спортивных команд по выбранным учениками профилям и подготовка спортсменов, выступающих в личном зачете;
– активное участие школьников в мероприятиях района, округа и более высокого ранга;
– организация школьных спортивных мероприятий и праздников, в том числе и семейных.
Именно такая политика образовательного учреждения поможет добиться успеха, а главное – привить не только привычку, но и потребность и любовь к занятиям спортом.
Комментарии