«…Раньше я даже не думала о том, какой вклад в Великую Отечественную войну внесла моя семья. Почему-то считала, что это было очень давно и моя семья не имеет отношения к событиям 1941-1945 годов…»
Эти строчки – из сочинения Насти Аксеновой, первокурсницы Омского мясо-молочного техникума. Может быть, она никогда бы не узнала, что пятеро ее прадедов отдали жизни в той великой и страшной войне за будущее своей страны. И за нее, Настю, тоже. Но девочка пришла в музей ОММТ. Так принято – техникум начинается с музея. Шумные и возбужденные первокурсники замирают у мемориальной плиты со списками тех, кого не должны забыть… И среди выбитых на мраморе фамилий находят знакомые. Музей давно стал хранилищем истории 8-го гвардейского танкового корпуса, костяк которого состоял из курсантов двух омских пехотных училищ. Когда в 1975 году решили организовать музей Великой Отечественной, Анатолий Александрович Малиновский, преподаватель черчения, предложил начать с корпуса, в котором воевал сам. Теперь здесь – данные, рассказы, воспоминания, анкеты 140 его однополчан. Все они в разное время были гостями техникума. Теперь на вечера встречи собирать стариков со всей России трудно. Да и остается их с каждым годом все меньше. Анатолий Александрович давно на пенсии, но по-прежнему дружит со студентами. День знаний – его день. Когда Малиновский попал на фронт, ему было 17 – столько же, сколько первокурсникам. И, может быть, поэтому они вполне понимают друг друга – беззаботные девчонки и мальчишки с сотовыми телефонами на шеях и седой фронтовик с орденами на кителе. Его не смущают вопросы про любовь – он и сам 60 лет назад думал о ней и под бомбежками. И не удивляют вопросы о фронтовых пайках – ведь техникум готовит специалистов по молоку и мясу, так что интерес у них профессиональный.
Техникум, созданный в 1960 году, выпускающий «мирных» специалистов, оказался накрепко связан с войной. Лидия Михайловна Желудкова, заведующая музеем, как-то заинтересовалась мясо-молочными предприятиями области, которые помогали фронту. И постепенно собрала данные обо всех омских «фабриках питания». Ольгинский маслозавод, родившийся еще в позапрошлом веке, например, делал для бойцов творог из пахты. А Москаленский возник гораздо позже, но его вклад тоже важен – он первым стал выпускать в 1959 году омское мороженое, единственное лакомство послевоенного поколения. Лидия Михайловна и сама помнит удивительный вкус тех вафельных стаканчиков с розовой подтаявшей массой. Ее отец погиб в 1944-м, за несколько месяцев до рождения дочери. Так что война для хранительницы музея – личная история. Потому она и пытается ее «приблизить» к детям с помощью сочинений «Вклад моей семьи в Великую Отечественную войну».
«Я хотела бы, чтобы мы больше заботились о ветеранах, слушали стариков, они нам очень дороги», – написала Настя, когда изучила семейные предания. Одно дело – события давно минувших дней, и совсем другое – фотографии погибших дедушек. Их имена тоже заносятся в музейные архивы. Истории одного гвардейского корпуса для музея оказалось мало. Ведь каждый начинает с себя, чувствуя кровную связь с теми, кто отдавал за них свою кровь. «Пусть в стране сейчас беспорядок и нестабильность, это наша Родина, за которую сражались наши родные», – считает заочница Юлия Аппель. Сочинения студентов и воспоминания их мам, пап, дедушек Лидия Михайловна скурпулезно собирает. Причем для удобства экскурсантов все перепечатывает, но оригиналы, пусть с массой орфографических ошибок, хранит непременно. Это ценнейшие экспонаты. Они важны не литературным талантом, а желанием познать свои корни, ощущением единства с прошлым и настоящим страны. Их уже десятки тысяч. Оказалось, что всем интересно узнать про себя и заодно попасть в историю.
Впрочем, музей мясо-молочного техникума открыт для всех и всегда. Лидия Михайловна вообще-то преподаватель математики, но призванием своим считает музейную работу. Заочники здесь узнают подробности из жизни собственных предприятий, школьники – о судьбах своих земляков, в честь которых названы улицы, старики находят в архивах адреса потерянных друзей. Часто бывают родные Юры Анциферова. Это уже другое поколение, но тоже военное. Юра ушел служить в Афганистан прямо из техникума. Поэт и художник, каждые сутки на фронте он отмечал стихами и рисунками. «Как трудно в сапогах шагать в июле…» – сочинил он в первый день. «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться, чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой…» – написал он.
Что такое музей техникума – небогатого учебного заведения? Фотографии, бумаги, стенды… В одном шкафу хранится земля – в былые времена ребята ездили по местам боевой славы, привозя оттуда по горстке на память. Теперь на это не хватает денег, и хранительница музея на свою небогатую зарплату покупает фотопленки, чтобы запечатлеть славные моменты встреч поколений. Смеется, что чем становится старше, тем больше обрастает древностями. Все для нее превращается в историю – стенгазеты, записки, поделки… Отремонтировала старенькую списанную магнитолу – на ней крутятся пластинки, которые ребята приносят из домашних кладовых. Они шипят и заикаются, но студенты вытягиваются по стойке смирно, когда слышат: «Вставай, страна огромная…». Ребята пишут в книге отзывов о своих мечтах: чтобы не было стрельбы и голода. Собрав сотни ребячьих вопросов, студенческий актив музея под руководством Лидии Михайловны разработал анкету, которую заполняют ветераны. Одни из главных: как вы живете сейчас, как относится к вам молодое поколение? Совсем не обязательно ждать, пока ветеран придет на классный час или концерт, подготовленный агитбригадой ОММТ. Ребята сами каждую неделю напрашиваются к ним в гости – поговорить, послушать, подсобить по хозяйству. Фронтовики – народ закаленный, и сами о помощи просят редко. Разве что о последней… Недавно перевозили Малиновского на новую квартиру. Но чаще сейчас случаются не новоселья, а похороны. Так что «музейные работники» не только бумаги перебирают, но и тяжести носят.
Наверное, для того и вспоминается прошлое, чтобы менять настоящее. Великая история складывается из мелочей.
Комментарии