search
main
0

Спектр

Разнообразие исследовательских проектов поражает воображение

В 2017 году в рамках реализации проекта «5­100» при Тюменском государственном университете был создан Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X­BIO). За эти годы он стал заметным явлением, будучи флагманским подразделением не только ТюмГУ, но и всего высшего образования России. За короткий срок здесь удалось реализовать довольно сложные и знаковые проекты в областях, связанных с биологической безопасностью, климатическими проектами, сельским хозяйством, лесоведением, антимикробной резистентностью и т.д.

 

Андрей ТОЛСТИКОВ, первый проректор Тюменского государственного университета, выпускник школы 16 Тюмени:

­ Многие предметы здесь преподают выпускники Оксфорда и Кембриджа, физика, химия и биология представлены в виде огромного количества густо разветвленных направлений (например, биология ­ зоология ­ энтомология ­ акарология). Есть полный спектр наук о Земле ­ почвоведение, география, геология, климатология и т. д. У нас открылся первый в России карбоновый полигон, благодаря чему многие исследователи смогли реализовать свои знания именно в этой области, появились ученые, которые занимаются фотосинтезом, адаптацией растений к изменениям климата.

В институте самая современная материально­техническая база, многие приборы являются редкими и уникальными, таких больше нет нигде. Например, в лабораториях встречаются все типы микроскопов, начиная от оптических до электронных сканирующих и трансмиссионных, зондовых, гиперспектральных и пр.

X­BIO ­ институт молодой, своих кандидатов наук пока еще не успели вырастить, однако у нас защищаются аспиранты из других вузов и стран, есть стажеры из Африки, Латинской Америки, бывших республик СССР. Мы стараемся поддерживать связи со школами, ссузами и другими вузами. Ряд колледжей сотрудничает с нами в области разработки программного обеспечения для беспилотников, они производят симуляторы для БПЛА и уже запатентовали ряд изделий. А для взаимодействия с учениками создано специальное подразделение ­ центр научного творчества и робототехники «ФабЛаб». Дети приходят к нам, причем не только наблюдают, как проходят исследования, но и участвуют в них.

Еще один знаковый проект ­ Федеральная научно­техническая программа развития генетических технологий «Поиск и изучение микроорганизмов и микробных сообществ почв, животных и растений» ­ реализуется под руководством академика Андрея Лисицы. В нем участвуют и взрослые, и дети. Так, в 2021 году в сборе генетического материала по всей стране были задействованы 300 школьников, в 2022‑м ­ более 1000. У детей есть наставники из числа студентов и аспирантов X­BIO, мы получаем от них огромный поток данных. На следующем этапе все участники смогут заняться расшифровкой собранных материалов, созданием пула компьютеров и пр.

Андрей НЕСТЕРОВ

 

Мнения

Алексей ТИУНОВ, заместитель директора Института проблем экологии и эволюции, член­корреспондент РАН:

­Я приехал сюда, чтобы принимать защиту бакалавров в Школе перспективных исследований. Потрясающе высокий уровень! Не хуже, чем в МГУ. Уверен, в России вряд ли еще можно найти место, где молодые люди имели бы такую свободу, чтобы работать и выбирать, кем они хотят стать. Они имеют доступ к самому передовому оборудованию и могут реализовать себя в роли ученых и первооткрывателей.

 

Любомир БАНДУРОВСКИЙ, студент института X­BIO:

­Несмотря на то что у меня за плечами исторический факультет Тюменского университета, я работаю сити­фермером в X­BIO. Эта профессия вмещает в себя очень много наук ­ биологию, физику, химию, ту же историю. Параллельно приходится выполнять самый разный спектр задач: собирать стеллажи, заниматься автоматизацией, сантехникой, электрикой, вентиляцией, преподавать курсы по сити­фермерству. Раньше у меня был бизнес по выращиванию зелени, а потом пригласили в X­BIO как предпринимателя с опытом. Я проводил мастер­классы, рассказывал простым языком о том, как теорию воплотить в жизнь на практике. Студентам понравилось, многие всерьез заинтересовались этой темой, им важно получить не только зачет, но и практические умения, знания, необходимые для выращивания растений.

 

Алексей ПРОХОШИН, руководитель проекта лаборатории биологической защиты растений института X­BIO:

­Один из наших многочисленных проектов ­ разработка системы защиты растений под управлением искусственного интеллекта. Надо научить ИИ отличать заболевания от физиологической недостаточности, следить за состоянием листьев и почвы, освещенностью, влажностью и т. д. Мы активно сотрудничаем с мировыми лидерами в данной области и понимаем, что это сегодня очень востребовано. От больших автоматизированных теплиц надо переходить к малым, которые каждый человек может развернуть где угодно, даже у себя на подоконнике, а следить за ними будет компьютер. Сейчас мы разрабатываем математические модели и системы принятия решения, чтобы в будущем электроника могла полностью заменить агронома.

 

Егор ЛЕБЕДЕВ, аспирант, младший научный сотрудник лаборатории по изучению землепользования и изменения климата, подразделения интегральных биоаналитических систем института X­BIO:

Я работаю с диатомовыми водорослями. Основная идея ­ сделать на их основе биосенсор, который реагирует на присутствие тяжелых металлов в воде. В прошлом году на конкурсе «Наука будущего ­ наука молодых» я участвовал с этим проектом в секции агробиотехнологии, занял первое место. Очень перспективное направление! Сейчас занимаюсь заявкой на оформление интеллектуальной собственности.

 

Екатерина КОСТЫЛЕВА, руководитель центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» при Тюменском государственном университете:

«ФабЛаб» ­ творческая мастерская для школьников. В течение года у нас обучаются более 100 ребят в возрасте от 6 до 17 лет. Они занимаются робототехникой, программированием, физикой и химией. Мы создаем мотивационную среду, чтобы дети влюбились в науку через практическую деятельность ­ конструирование, исследования, изготовление различных устройств и т. д. По программированию дети изучают сначала язык Scratch, затем переходят на Python, уходят на Java, а в итоге создают мобильные приложения для Android. По робототехнике работают по направлениям «Транспорт», «Умный» дом», «Умные» светильники». Для малышей есть курсы «Геройские артефакты», на которых они осваивают 2D­ и 3D­моделирование, печать на 3D­принтере, пайку и т. д. Здесь самое широкое поле для творчества!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте