search
main
0

Специалист на все времена и для всех школ

Сегодня так много пунктов в плане модернизации педагогического образования, что порой закрадывается сомнение: а может ли справиться с такой махиной проблем педагогический вуз. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева доказывает, что все новации ему по силам, хотя готовить учителя к будущей работе непросто.

Если учитель владеет информационными технологиями слабее, чем ученик, успешной работы не будет. Поэтому и становится первой задачей педагогического института обучение будущих педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Задача непростая, но решаемая, благо, что республика весьма ответственно подходит к оснащению вузовского учебного процесса. В новом корпусе пединститута много современной техники, которая позволяет совсем на ином уровне строить учебный процесс.

Учителя раньше называли урокодателем: пришел, провел занятие и свободен. Сегодня школа таких педагогов начинает отторгать. Во многом это связано с появлением новых современных педагогических технологий и нацеленностью на профилизацию школ. Но чтобы работать в такой школе, с такими технологиями, будущий учитель должен быть подготовлен соответствующим образом еще на вузовской скамье. Поэтому педвуз начал с того, что организовал повышение квалификации собственных преподавателей, они овладели технологиями, которые помогают им готовить студентов к работе в профильных школах. Но, понятно, что будущие учителя многому учатся у учителей, уже работающих. Нельзя сказать, что профильная школа для мордовских педагогов в новинку, они много работали над курсами углубленного изучения предметов (а что это, если не профильное?). Но курс – еще не школа. Поэтому следующим шагом была разработка совместно с учителями профильных курсов возможных вариантов модели профильной школы, а затем и знакомство будущих педагогов с опытом ведущих учителей. Но, к сожалению, сотрудничество факультетов, кафедр, которые осуществляют педагогическую практику в школах, традиционно поддерживают связи с учреждениями общего образования (в том числе и с профильными), проводят научно-методические семинары, посвященные профилизации общего среднего образования, с участием студентов старших курсов и учителей, применительно к проблемам профильного обучения носит порой все же эпизодический характер. Существующая сегодня практика подготовки студентов к профилизации старшеклассников ориентируется на уже сложившуюся систему. Но она пока не массовая, кроме того, нет общепринятой концепции профильной сельской малокомплектной школы, а таких в Мордовии очень много. Теперь такая постановка проблемы недостаточна, потому что профильное обучение, которое сегодня пока рассматривается как один из вариантов организации учебного процесса, завтра станет массовым явлением. Будущий учитель должен быть готов к работе в профильной сельской малокомплектной школе, поэтому институт поставил сам себе как приоритетную задачу разработки и совершенствования программ нормативных и элективных курсов с учетом требований профилизации образования, в том числе и в сельской школе. Сегодня МГПИ уже готовится к проведению независимого мониторинга востребованности в регионе тех специальностей, по которым проводится профилирование, это позволит выявить специфику профильного обучения в республике, более целенаправленно готовить специалистов-педагогов, планируя введение соответствующих вузовских курсов.

К практической работе студенты приступают после изучения дисциплин педагогического цикла, в рамках которого они получали целостное представление о специфике работы учителя старших классов в условиях профильного обучения. Большое значение имели и имеют также курсы по выбору, которые ориентируют студента на педагогическую деятельность в условиях профилированного обучения. Например, такой курс, как «Методика изучения математики в классах с гуманитарным направлением», курсы по выбору на иностранном языке, интегрированные курсы по страноведению и так далее. Вуз стремится, чтобы актуальные проблемы профилизации находили свое отражение в студенческих курсовых и дипломных работах, чтобы в них предлагалось решение проблем развития системы и технологий профильного обучения. Надо отметить, что в МГПИ ежегодно защищают десятки дипломных работ, посвященных методике углубленного изучения различных предметов.

Но очень важно, чтобы для практики была выбрана такая школа, в которой студенты могут наиболее полно использовать свои педагогические возможности.

Сергей ГРАЧЕВ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте