search
main
0

Спастись можно, но только единожды: педагогика классической литературы, современного кино и вечных библейских истин

В Доме кино прошел премьерный закрытый показ фестивального фильма «Отражение» кинокомпании «М. арт Студия» при поддержке Министерства культуры РФ и Гильдии актеров кино России. На вопрос «о чем кино» один из режиссеров Анастасия Святослава Мартцинковская-Марти-Дубинская отвечает «об одном из смертных грехов человечества – гордыне». Для кого фильм? Для всех нас, простых смертных. А вот чувства, которые останутся послевкусием просмотра, и уроки, извлеченные из фильма, будут у каждого свои.

Мы – художники: мы так видим

В основу фильма лег сюжет рассказа Александра Ивановича Куприна «Погибшая сила», хотя, как отмечают его создатели, Дмитрий и Святослава Дубинские, единственное, что осталось от литературного оригинала в экранизации – монолог главного героя. Действие из 19 века перенесено в современность и вписано в контекст сегодняшнего дня.

«Фильм можно назвать рассуждением о двух грехах – гордыне и зависти, богословским спором о том, какой из них первым появился на свет», – отмечает Святослава Дубинская.

История рождения самой картины, а именно так режиссеры называют и воспринимают «Отражение», тоже нетривиальна.

«На репетиции «Илиады» Гомера ко мне подбегает возбужденный актер Сергей Хрусталев и радостно заявляет: «У меня есть материал: давай снимать кино!» Я возразила: «Сережа, кино – это долго и дорого!» На что он ответил: «Нет. Это что-то невероятное. Я прочел Куприна вчера, я буквально прочувствовал себя в этой роли, и я ее хочу». А я такой человек: если мне по жизни что-то предлагают, я всегда говорю: «Да!» Кроме убийства», – иронизирует Дубинская.

Фильм короткометражный: он идет всего 29 минут. Для Святославы Дубинской это – дебют в кино, сама она – театральный режиссер, сценарист, драматург, писатель, актриса, театральный и кинокритик, поэт, педагог, для своих постановок – периодически художник. А теперь, начиная с фильма «Отражение» – еще и продюсер. Совмещать в себе так много специальностей и талантов ей помогает неиссякаемое жизнелюбие, несмотря на то, что сама режиссер – человек непростой судьбы, переживший множество трагедий, но сумевший выстоять, сохранить духовную силу, чистоту, внутренний свет. Именно поэтому и фильм «Отражение» для нее первый, но не последний: в планах – полный метр «Кто эта женщина?» В кинокартине – больше 20 персонажей новелл, положенных на стихи Стаси Марти: женщина-мама, женщина-политик, женщина-русалка, женщина-«многохозяйка» и так далее. Объединяющим всех персонажем является зрелая женщина, чтица Библии.

«Для меня священные книги – это первооснова творчества, наряду с античным эпосом», – подчеркивает Дубинская.

Фильм «Отражение» напоминает и то, и другое одновременно. Молодой художник Савинов, не гениальный, но упорный, достигает успеха за счет длительной практики. Когда его сердце захватывает гордыня за роспись храма, созданную им, героя посещает дьявол в обличии другого живописца, Ильина, несмотря на большой талант, спившегося и опустившегося. Савинов жалеет Ильина и приглашает его в гости, где тот делится исповедью своей жизни. Причина грехопадения и плачевного состояния последнего сладка, но стара, как мир – прекрасная женщина!

В кино сон чередуется с явью, фантасмагория – с обыденностью, черно-белые кадры – с цветными. И все это – про выбор пути и возможность спасения. Или… про невозможность?

Педагогика кино, театра и цензуры

Святослава Дубинская – преподаватель актерского и сценарного мастерства, режиссуры, сценической речи, ораторского мастерства. Работает она со взрослыми профессиональными актерами или представителями других профессий, которые хотят таковыми стать. Две ее ученицы участвовали в фильме «Отражение», как спонсоры, трое учеников вложились в полный метр, трое сыграли в коротком метре.

«Учеников я стараюсь всегда вовлекать в свое творчество, но сценарий любой постановки пишу всегда сама, ставлю тоже все сама, художественную работу над фильмом тоже никому не передоверяю. Я – художник в широком смысле. Это кино – мое творение. Моя картина. В данном случае – живая. А театр – это вообще зеркало жизни. Поэтому я пишу свои картины в кино и театре», – говорит Дубинская.

Святослава – одна из редких и ценных в наше непростое время творческих личностей, которая очень позитивно относится… к цензуре!

«Во времена жесточайшей цензуры творил гениальный режиссер Эльдар Рязанов. Чего стоит один его фильм «Гараж»: все, кто смотрел, все правильно поняли. Я считаю, что цензура – двигатель творческого процесса. Без цензуры мы не имеем право жить вообще. Наконец-то она ужесточается – и дает нам пищу для подлинного творчество», – делится она нетривиальным выводом.

Отдельными героями фильма можно назвать цветовые решения художника-режиссера. Дело в том, что в кино чередуются явь и сны. Обычные люди видят черно-белые грезы, но художники, как Святослава Дубинская, ее сестра и мама, Ильин и Савинов – цветные. В середине черно-белого фильма, когда живописец видит сон, начинаются красные вкрапления, они набирают свой темпоритм по мере приближения к кульминации.

«В финале фильма художник наблюдает кошмар…  в виде поп-арта, который настоящие живописцы воспринимают как «крах искусства», зато, к большому сожалению, это направление нравится современной молодежи», – подчеркивает режиссер.

А вот сама себя, даже в ипостаси режиссера театра или кино, Анастасия Святослава воспринимает, прежде всего, с педагогической позиции.

«Когда-то давно моя любимая бабушка сказала: «Настенька, людей надо учить». Меня уже не исправить, к сожалению, – делится художница. – Теперь я стараюсь сделать каждый свой фильм, каждый спектакль, каждую картину поучительными. Да, в своем первом фильме я спасла героя и вот, какой урок вложила в суть: спастись можно. Но только единожды. Какой же урок вынесут и усвоят зрители, – для меня и сейчас остается загадкой».

Спроси у жизни строгой: какой идти дорогой

После фильма на несколько минут в зале воцарилось гробовое молчание. Возможно, это было связано с «эффектом Куприна» с его извечной тягой к сочетанию грязного и чистого. Первой тишину нарушила директор Гильдии актеров России Валерия Гущина.

«Если ты не впустишь в душу чистое и святое, ни один талант не спасет. Когда крутит так, что либо теряешь рассудок, либо пускаешься во все тяжкие, никакого внешнего воздействия не надо. Во время просмотра я поняла, как цепляет режиссера за душу не-встреча талантливого человека с Богом. Актерская работа Сергея Хрусталева раскрыла другую грань его таланта, непривычную для поклонников его театральных ролей. Но показать эту тему в 28 минутах фильма, все равно, что сказать зрителям: «Ребята, живите с Богом», – и на этом закончить». Режиссерскому высказыванию ужасно тесно в таких временных рамках. Надо вернуться в церковь, а не забегать туда время от времени, как один из главных героев: но не ту, в которую ходят, не в здание, а в храм в своей душе. Тогда никакой соблазн не помешает и погубить не сможет», – заключает театровед и кинокритик.

На мероприятии в Доме кино присутствовали не только люди искусства. Один из зрителей по имени Иван, по образованию – врач.

«Во время просмотра я не разу не подумал, хоть я и не профессионал, что это – дебют. Виден почерк опытного, самобытного мастера. На мой взгляд, этот фильм – про одного и того же человека, который прошел несколько взаимоисключающих путей. Мужчине важно реализоваться через потенциал. И если у него не получается, потенциал слишком велик, мешают амбиции, нет понимания направления движения, тогда и происходит «нравственная ломка». Удивительно, что Вы, Анастасия, как женщина, это феноменально считали, причем, не только рационально, но и интуитивно. Я покажу этот фильм своим сыновьям, поскольку он – настоящая школа жизни. А Вас прошу – продолжайте творить!» – от полноты сердца просит режиссера зритель.

Обсуждение кинокартины получилось бурным, а выводы по итогам – неоднозначными. Кому-то из зрителей фильм показался слишком понятным, изобилующим пояснениями. Другие, наоборот, восприняли его как полный тайн и загадок, выразив желание пересмотреть картину еще не раз. Для третьих фильм приобрел особую ценность как самостоятельное музыкальное произведение. Четвертые сделали упор на духовно-нравственные компоненты. Как любит повторять известный омский художник и философ Дмитрий Вирже, «противоречивое – живо, однозначное – мертво», поэтому неоднозначное кино – явная удача, особенно для дебюта. В чем зал оказался единодушен, так это во мнении: между любовью к искусству и деньгами надо выбирать первое, без этого талант и даже гения ждет неминуемая нравственная гибель.

Однако мы так и не ответили на ваш главный, не заданный вслух вопрос: почему все-таки фильм называется «Отражение»? И не намерены: вы сами поймете и узнаете это по итогам просмотра, дорогие читатели. А свет обязательно будет в конце тоннеля. И силой большой любви мы с вами вместе к нему придем.

Алена Юрченко, фото Дмитрия Дубинского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте