search
main
0

Спасите наши души. Безопасный Интернет – дело рук пользователей

Опасности интернет-среды давно перестали быть сказками, зарубежной страшилкой. Сегодня даже люди, которые заглядывают в Сеть редко, с работы или из интернет-кафе, знают, что в поисках любимой музыки можно наткнуться на порносайт, а при покупке товара через интернет-магазин – попасться в лапы мошенников, увы, не виртуальных, а вполне реальных. Гораздо сложнее жить россиянам, у которых выход в Интернет есть дома, особенно если у этих граждан есть дети. Ведь несовершеннолетние – наиболее активные и вместе с тем наиболее незащищенные пользователи Всемирной паутины.

«По распространению детской порнографии в Сети Россия – в тройке лидеров вместе с США и меккой мирового секс-туризма – Таиландом», – заявил председатель правления НП «Лига безопасного Интернета» Константин Малофеев. Увы, это не единственная проблема.В рамках ежегодной Недели безопасного Рунета в РИА «Новости» состоялся «круглый стол» «Запрещенный контент в Рунете: факты, цифры, примеры», на котором был представлен полугодовой аналитический отчет «горячей линии» по приему сообщений о противоправном контенте в Сети. Линия создана Центром безопасного Интернета в России в 2008 году, и за это время приняла уже 20813 сообщений от пользователей. Во втором полугодии 2010 года по-прежнему самыми «популярными» были сообщения о детской порнографии – 36% от общего количества. Однако подтверждался лишь каждый 4-й сигнал. Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев объясняет почему: «42% контента, который мы приняли, был квалифицирован как взрослая порнография. Потому что для квалификации по статье 242-прим. УК РФ требуется, чтобы присутствовало изображение реального несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет. В ряде случаев невозможно подтвердить несовершеннолетие актера – или нам присылают рисованных персонажей, или поступает текстовая порнография. Квалифицировать ее как детскую порнографию, к сожалению, по действующему российскому закону нельзя».В последнее время процент сообщений о детской порнографии и сексуальной эксплуатации детей снижается. Это зло начинает уступать новой проблеме – в Сети все чаще фиксируются факты киберунижения, кибертравли. Что это такое? Урван Парфентьев объясняет: «Кибертравля – это когда человека оскорбляют в Сети, распространяют порочащую его информацию, модифицируют его изображения. При этом эффект от такого воздействия мало чем отличается от воздействия при сексуальной эксплуатации. Человек нервничает, стремится сменить среду обитания, общения, становится замкнутым. Доходит до самоубийств… Большинство субъектов киберунижения – дети, а унижают их сверстники. Часто для создания и передачи такого контента используются мобильные технологии. Снимают что-то на фото- или видеокамеру мобильника, пересылают, публикуют. Львиная доля такого контента присутствует в социальных сетях. Одна из причин киберунижения в России – слабая модерация ресурсов и почти полное отсутствие интернет-этики. Наш прогноз – число сообщений о фактах киберунижений будет расти…»Оксана РОДИОНОВАКонкретный выход для взрослого, обнаружившего противоправный сайт, увидевшего, что его ребенка унижают в социальной сети или приглашает на свидание неизвестное лицо, которое вполне может оказаться маньяком, – сообщить об этом на «горячую линию». Урван Парфентьев объясняет, как она работает: «Пользователь копирует URL сайта с противоправным контентом, затем заходит на наш веб-сайт, выбирает в списке категорию противоправного контента, оставляет копию, нажимает кнопку «Отправить». Дальше контент смотрит оператор-аналитик, проверяет, доступна ли ссылка, есть ли признаки противоправного контента. Если признаки есть, а ссылка за рубежом, она передается в партнерскую «горячую линию» в международной сети Inhope, которая принимает меры уже в своей стране; если в России, то задействуются механизмы общественного партнерства, при необходимости инициируются действия правоохранительных органов». В результате работы «горячей линии» за последние погода было закрыто 2943 вредные ссылки. Любопытно, что люди активнее обращаются за помощью именно на «горячую линию», нежели в правоохранительные органы. Так, зам. начальника Управления информации и общественных связей ГУВД по городу Москве Сергей Гуляев рассказывает, что за последний год сообщений в милицию о распространении детской порнографии было зарегистрировано чуть более десятка. Зато уж если человек звонит или пишет в милицию, то со всеми подробностями. Пользователи Интернета проводят собственные расследования, ищут первоисточник вредной информации, собирают принт-скрины, все данные, с которыми потом удобно работать.Зафиксировать факт и уничтожить противоправный контент мало, уверен Владимир Форналь, зам. начальника отдела «К» ГУВД по Московской области. Конечная цель – наказать виновных, тем более что прецедент уже создан. «В 2010 году было выявлено 15 фактов распространения детской порнографии, причем все лица были привлечены к ответственности и даже получен первый приговор, когда человек за распространение детской порнографии в сети «Интернет» получил реальный срок – полтора года лишения свободы». Главное в этом деле – оперативность, потому что ссылка, которая работает сегодня, завтра может бесследно исчезнуть.Меры профилактики – работа с людьми, которые регистрируют и обслуживают домены, с хозяевами социальных сетей. Они должны тщательно следить, что происходит на подведомственной им виртуальной территории, передавать информацию на «горячую линию» и в правоохранительные органы. Сверхважные шаги – создание в Сети позитивного контента в противовес противоправному. Об этом в рамках Недели безопасного Рунета говорили участники Дня детского Интернета. Российский режиссер и сценарист, создатель всеми любимого журнала «Ералаш» Борис Грачевский считает, что в Сети должна возникнуть электронная газета, содержание которой надо строго фильтровать. Композитор Григорий Гладков уверен, что сами дети должны участвовать в создании позитивного контента, чтобы им было по-настоящему интересно, а еще надо развивать интернет-радио. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев тоже ратует за то, чтобы «в Интернете появились зоны, безопасные для детей».Может быть, делу поможет некоммерческое партнерство «Лига безопасного Интернета», которая была создана недавно специально для искоренения опасного контента в Сети, но не путем запрещения, а путем саморегуляции профессионального сообщества, участников интернет-рынка. Лига будет заниматься профилактикой и выявлением опасного контента, способствовать раскрываемости правонарушений в этой сфере, вести просветительскую информационную кампанию в прессе, сотрудничать с правоохранительными органами. Одна из задач лиги – благотворительная помощь детям, ставшим жертвами насилия сексуального характера.А спасут нас неравнодушие, нетерпимость общества к мерзким ресурсам, которые порой разрушают человеческую жизнь, желание бороться с такой информацией и ее поставщиками. Пока социологические исследования показывают, что большинство россиян на словах возмущаются детской порнографией в Интернете, но то же самое большинство не желает пресекать ее распространение и сообщать о ней в правоохранительные органы… www.ligainternet.ru НК «Лига безопасного Интернета».www.saferunet.ru Центр безопасного Интернета в России (там же находится «горячая линия»).www.saferinternet.org Европейская сеть Центра безопасного Интернета Insafe.    Использование аватара, псевдонима или профиля не гарантия безопасности.    Ваши действия в виртуальной жизни прямо отражаются на реальной жизни.    Следите за балансом между онлайн- и оффлайн-действиями во время игры.    Лучше пользоваться теми виртуальными мирами, которые не провоцируют на трату денег.    Геймеры проводят за играми в среднем 8 часов в неделю.    Молодые люди тратят на сон ежедневно в среднем на 2-3 часа меньше, чем 10 лет назад.    Ежемесячно пользователи проводят в Facebook более 700 млрд минут.    В World of Warcraft – крупнейшей многопользовательской ролевой онлайн-игре – 13 миллионов игроков.    Многопользовательские ролевые онлайн-игры в 2008 году выручили от подписки пользователей 1,5 млрд долларов, в 2012 году ожидается 2,5 млрд долларов.    Объем транзакций и продаж виртуальных товаров в виртуальных играх в 2009 году оценен в 18 млрд долларов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте