search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Спасите детей от неумех! Обратная связь

Письмо Валерия Федотова, бывшего учителя из Архангельска, имело действие разорвавшейся бомбы (см. «УГ» №43 от 25 октября 2016 года). Проблема номер один – 99 процентов педагогов, по мнению Федотова, не пройдут аттестацию по причине своей безграмотности и профнепригодности. Вторая проблема – многие подрабатывают на других работах, так как зарплата учителя маленькая. К сожалению, доля истины в материале Валерия Федотова есть, и дело касается не только школы. Непрофессионалы окружают нас везде – мы сталкиваемся с ними в больницах, в чиновничьих кабинетах, в суде, приходя на премьеру расхваленного фильма или спектакля. Но все-таки, наверное, непрофессионализм особенно страшен, когда речь идет о врачах и учителях: одни калечат тело, другие – душу. Сегодня мы печатаем лишь часть откликов, пришедших к нам в редакцию в ответ на публикацию материала «В школах остались неумехи?».

Михаил НИКОЛАЕВ, учитель математики, стаж 23 года, город Ярославль (фамилия изменена):Кто хочет – может стать профессионаломЯ не могу ничего сказать о других предметах, особенно о гуманитарных. Скажу только о том, какая ситуация сложилась с физикой и математикой. С математикой так: половина учителей вполне соответствует, половине надо бы подучиться. Не все способны хорошо подготовить к ЕГЭ, знаю об этом, потому что являюсь членом методической комиссии и экспертом по проверке ЕГЭ. Посещаю уроки, вижу слабые места коллег, пытаемся учить, помогать. Вообще должен сказать, что в Ярославле очень сильная математическая школа, мы тесно сотрудничаем с кафедрами математики наших университетов, у нас проводятся летние школы, дистанционные курсы, интенсивы и так далее. Кто из учителей хочет – тот сможет стать профессионалом. С физикой хуже. Специалистов катастрофически не хватает. Не только у нас, везде, во всех регионах. Хороших физиков можно пересчитать по пальцам – где-то одной, где-то двух рук. Но эта проблема началась давно, когда все хорошие физики уходили в НИИ военно-промышленного комплекса, а в школу шли (прошу прощения) недоучки, которых не брали в эти самые НИИ, или те, кто сам уходил оттуда, потому что не справлялся с поставленными задачами. Кстати, самое лучше время для школ было именно тогда, когда началась эпоха разоружения и НИИ остались без заказов и финансирования. Хорошие физики пришли в школы, чтобы перебиться в сложное время, кое-кто там даже остался. Я знаю преподавателей из того перестроечного «призыва». Но многие из пришедших потом все же ушли в иные сферы, в наукоемкий бизнес чаще всего. И тут все тоже объясняется просто – настоящим физикам нужно кроме достойной зарплаты еще кое-что. Конкретно – чтобы у них была возможность решения сложных задач. В школе же какие задачи? Тоже есть сложности, причем чаще всего системного порядка, но даже если физик их и решит, то от его решения ничего не изменится.Вообще хотелось бы, чтобы в школу приходили специалисты экстра-класса. Но где ж таких взять? И как их заманить? Так что работаем с теми, кто есть. Стараемся их подтягивать. Насколько можно, конечно. Анна АГЕЕВА, учитель русского языка и литературы с 27-летним стажем, Нижегородская область:Учителя из породы троечниковКонечно, коллега написал жестко, но доля правды в его письме есть. Я бы только пропорции поставила иные: на мой взгляд, 30 процентов учителей не пройдут проверки на соответствие требованиям. Большинство коллег все-таки выдержат проверку. Причем в число непрошедших попадут учителя самого разного возраста – от пенсионеров до новичков. Особенно много слабо подготовленных в сельских школах. Чаще всего это люди со средним педобразованием, окончившие без отрыва от работы заочное отделение. Если сам человек не занимался пополнением своих знаний, а сдавал еле-еле, то какого результата ждать? Как правило, знания у таких учителей поверхностные, начитанности и общей культуры им тоже не хватает. Пару лет назад я узнала шокирующий меня факт: одна сельская учительница с огромным стажем, пенсионерка, проводя урок по «Шинели» Гоголя, спутала сюжет повести с рассказом Чехова «Смерть чиновника». Об этом никто бы не узнал, если бы она не заболела. На следующий урок ей прислали замену. Коллега увидела в журнале тему предыдущего урока и решила начать урок по прочитанному тексту. Стала задавать детям вопросы по «Шинели». Они ей отвечали по «Смерти чиновника». В конце концов она их попросила просто пересказать сюжет. Тут все и выяснилось. Это же стопроцентная профнепригодность. Это пожилой учитель, но и среди молодых можно таких встретить.Например, в прошлом году я своими ушами слышала, как одна молодая учительница, работающая в хорошей нижегородской школе, произносит фамилии литературных героев: ЛопахИн и СатИн (с ударением на последнем слоге), причем произносит в полной уверенности, что именно так и надо. А однажды была на уроке коллеги средних лет. Она победительница нацпроекта, завуч в сельской школе. Урок был никакой, но это бы ладно. Она допустила четыре грубых ошибки при объяснении материала – то есть сама хорошо не знает теорию. Но дети тоже не знают. Поэтому ей все сходит с рук.Все эти учителя, про которых я пишу, относятся к особой породе троечников. Они и в школе были такими, и в вузе, и по жизни так и идут на троечку. Делают вид, что учатся, а потом делают вид, что учат. Не напрягаясь, спустя рукава, оправдывая свою лень чем угодно. Внутренне успокоенные, всегда довольные собой. С хорошим, как правило, здоровьем и неиздерганными нервами. А чего дергаться-то? Имитация не предполагает душевного труда. Они так привыкли, по-другому просто не умеют.Решения у этой проблемы нет. То, что предлагает Федотов, реально невыполнимо и неэтично. Куда они пойдут в преддверии пенсии, если, как он уже сам написал, ничего в жизни не умеют? И кто их заменит? Очереди не стоят, несмотря на повышение зарплат. За это «повышение» учителя уже заплатили: здоровьем, нервами, свободой. Кто по доброй воле пойдет на наше место, если учитель всегда и во всем виноват и прав никаких не имеет?Остается ждать, когда эти горе-педагоги сами покинут школу – по доброй воле или по старости. Но вот как сделать, чтобы на их место не пришли молодые троечники, я не знаю. Они уже приходят, занимают места, даже строят карьеру.От них бы обезопасить детей!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте