Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спасите детей от неумех! Обратная связь

Учительская газета, №44 от 1 ноября 2016. Читать номер
Автор:

Письмо Валерия Федотова, бывшего учителя из Архангельска, имело действие разорвавшейся бомбы (см. «УГ» №43 от 25 октября 2016 года). Проблема номер один – 99 процентов педагогов, по мнению Федотова, не пройдут аттестацию по причине своей безграмотности и профнепригодности. Вторая проблема – многие подрабатывают на других работах, так как зарплата учителя маленькая. К сожалению, доля истины в материале Валерия Федотова есть, и дело касается не только школы. Непрофессионалы окружают нас везде – мы сталкиваемся с ними в больницах, в чиновничьих кабинетах, в суде, приходя на премьеру расхваленного фильма или спектакля. Но все-таки, наверное, непрофессионализм особенно страшен, когда речь идет о врачах и учителях: одни калечат тело, другие – душу. Сегодня мы печатаем лишь часть откликов, пришедших к нам в редакцию в ответ на публикацию материала «В школах остались неумехи?».

Михаил НИКОЛАЕВ, учитель математики, стаж 23 года, город Ярославль (фамилия изменена):Кто хочет – может стать профессионаломЯ не могу ничего сказать о других предметах, особенно о гуманитарных. Скажу только о том, какая ситуация сложилась с физикой и математикой. С математикой так: половина учителей вполне соответствует, половине надо бы подучиться. Не все способны хорошо подготовить к ЕГЭ, знаю об этом, потому что являюсь членом методической комиссии и экспертом по проверке ЕГЭ. Посещаю уроки, вижу слабые места коллег, пытаемся учить, помогать. Вообще должен сказать, что в Ярославле очень сильная математическая школа, мы тесно сотрудничаем с кафедрами математики наших университетов, у нас проводятся летние школы, дистанционные курсы, интенсивы и так далее. Кто из учителей хочет – тот сможет стать профессионалом. С физикой хуже. Специалистов катастрофически не хватает. Не только у нас, везде, во всех регионах. Хороших физиков можно пересчитать по пальцам – где-то одной, где-то двух рук. Но эта проблема началась давно, когда все хорошие физики уходили в НИИ военно-промышленного комплекса, а в школу шли (прошу прощения) недоучки, которых не брали в эти самые НИИ, или те, кто сам уходил оттуда, потому что не справлялся с поставленными задачами. Кстати, самое лучше время для школ было именно тогда, когда началась эпоха разоружения и НИИ остались без заказов и финансирования. Хорошие физики пришли в школы, чтобы перебиться в сложное время, кое-кто там даже остался. Я знаю преподавателей из того перестроечного «призыва». Но многие из пришедших потом все же ушли в иные сферы, в наукоемкий бизнес чаще всего. И тут все тоже объясняется просто – настоящим физикам нужно кроме достойной зарплаты еще кое-что. Конкретно – чтобы у них была возможность решения сложных задач. В школе же какие задачи? Тоже есть сложности, причем чаще всего системного порядка, но даже если физик их и решит, то от его решения ничего не изменится.Вообще хотелось бы, чтобы в школу приходили специалисты экстра-класса. Но где ж таких взять? И как их заманить? Так что работаем с теми, кто есть. Стараемся их подтягивать. Насколько можно, конечно. Анна АГЕЕВА, учитель русского языка и литературы с 27-летним стажем, Нижегородская область:Учителя из породы троечниковКонечно, коллега написал жестко, но доля правды в его письме есть. Я бы только пропорции поставила иные: на мой взгляд, 30 процентов учителей не пройдут проверки на соответствие требованиям. Большинство коллег все-таки выдержат проверку. Причем в число непрошедших попадут учителя самого разного возраста – от пенсионеров до новичков. Особенно много слабо подготовленных в сельских школах. Чаще всего это люди со средним педобразованием, окончившие без отрыва от работы заочное отделение. Если сам человек не занимался пополнением своих знаний, а сдавал еле-еле, то какого результата ждать? Как правило, знания у таких учителей поверхностные, начитанности и общей культуры им тоже не хватает. Пару лет назад я узнала шокирующий меня факт: одна сельская учительница с огромным стажем, пенсионерка, проводя урок по «Шинели» Гоголя, спутала сюжет повести с рассказом Чехова «Смерть чиновника». Об этом никто бы не узнал, если бы она не заболела. На следующий урок ей прислали замену. Коллега увидела в журнале тему предыдущего урока и решила начать урок по прочитанному тексту. Стала задавать детям вопросы по «Шинели». Они ей отвечали по «Смерти чиновника». В конце концов она их попросила просто пересказать сюжет. Тут все и выяснилось. Это же стопроцентная профнепригодность. Это пожилой учитель, но и среди молодых можно таких встретить.Например, в прошлом году я своими ушами слышала, как одна молодая учительница, работающая в хорошей нижегородской школе, произносит фамилии литературных героев: ЛопахИн и СатИн (с ударением на последнем слоге), причем произносит в полной уверенности, что именно так и надо. А однажды была на уроке коллеги средних лет. Она победительница нацпроекта, завуч в сельской школе. Урок был никакой, но это бы ладно. Она допустила четыре грубых ошибки при объяснении материала – то есть сама хорошо не знает теорию. Но дети тоже не знают. Поэтому ей все сходит с рук.Все эти учителя, про которых я пишу, относятся к особой породе троечников. Они и в школе были такими, и в вузе, и по жизни так и идут на троечку. Делают вид, что учатся, а потом делают вид, что учат. Не напрягаясь, спустя рукава, оправдывая свою лень чем угодно. Внутренне успокоенные, всегда довольные собой. С хорошим, как правило, здоровьем и неиздерганными нервами. А чего дергаться-то? Имитация не предполагает душевного труда. Они так привыкли, по-другому просто не умеют.Решения у этой проблемы нет. То, что предлагает Федотов, реально невыполнимо и неэтично. Куда они пойдут в преддверии пенсии, если, как он уже сам написал, ничего в жизни не умеют? И кто их заменит? Очереди не стоят, несмотря на повышение зарплат. За это «повышение» учителя уже заплатили: здоровьем, нервами, свободой. Кто по доброй воле пойдет на наше место, если учитель всегда и во всем виноват и прав никаких не имеет?Остается ждать, когда эти горе-педагоги сами покинут школу – по доброй воле или по старости. Но вот как сделать, чтобы на их место не пришли молодые троечники, я не знаю. Они уже приходят, занимают места, даже строят карьеру.От них бы обезопасить детей!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту