Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Спасибо вам, что мы здесь», или Как можно разнообразить работу в жюри

Дата: 26 октября 2013, 11:56
Автор:

Когда я участвовал во всероссийском финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов жюри был Ахтам Чугалаев. Помню, как он сидел с левого края «линии Нянковского» (учитель года России-1994 Михаил Александрович Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы) и временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно – мы узнали на встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам собирал перлы участников. Значительная часть перлов состояла из моих шуток и оговорок.

В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги по жюри.

К сожалению, программа конкурса в этом году не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись после хохота, взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта, я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и конкурсанту.

Давайте уже перейдем непосредственно к «перловке»! Заранее прошу прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста. Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!».

Начало урока. Звучит неторопливая классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:

– Ну что, настроились трудиться?

– Музыка моего сердца расстроена. О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?

Тихим голосом с очень мягкой, нежной интонацией:

– Мятежная, тревожная музыка звучит…

– Зачем я играла на фортепиано? Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.

– …посещала его усадьбу, прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.

– Кто такой Лермонтов? Оказывается – загадка!

– Не потому ли Лермонтова считают своим люди всех национальностей?

Дети дают характеристику исторической личности.

Учитель:

– Отважен до безрассудства? Конечно. Хладнокровен? Безусловно!

– Помогите мне слово.

– Саша, я оставляю тебе листок, поэтому можешь не стараться.

– Ребята, не слишком радостно?

– Какие еще звуки мы можем?

– Какой сейчас месяц? Как вы считаете?

Разглядывая детский рисунок:

– Какой замечательный метеорит! И глаз видно!

Спонтанно родившиеся стихи:

– Возьмёте больше – получиться грязь.

Поверьте на слово – сама не раз.

– На что похожа половина листа?

Дети:

– На пол-листа!

– Какими были либералы?

– Да странные какие-то они были.

– Выбираются методы действия этих требований.

– Все запишем – однозначно мужской пол.

– Князья могли иметь не только жену, но и наложниц, и девушек.

– Так, давайте… что у нас здесь… попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…

О том, как дети, рефлексируя, крепят магнитики со смайлами на доску:

– …хорошие улыбки, просто улыбки, недовольные улыбки…

– …НужнО… нУжно…  нужнО…

– Обрушение зданий? Хорошо! Материальный ущерб? Замечательно!

– Время у нас немножко удлиняется.

– Мне не хватало дружеского плеча, сегодня вы мне его поставили.

– Молодец! Сразу ответила на правильный вопрос!

– Ребята, можете выражаться прямо с места.

– Ребята, наверно, я хочу прочитать вам стихотворение.

Ученик, выдавая версию:

– Взаимодействовать.

Учитель, кивая:

– Взаимно действовать.

– Я учитель, классный руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.

В классе импровизированное кафе – напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:

– Медляк.

– Даже человек вполне пристойный может совершить ошибку.

– Я первый раз чувствую себя такой страшной.

– Вы можете прям! Встать!

– Подождите, сначала я решу, что мне делать с внешностью.

Ниже несколько перлов от шестиклассников:

Перед беседой:

– Ребята, волнуетесь?

– А смысл? Ничего уже не изменить!

Это выражение выигрывает в номинации «Устами младенца…».

– Что у вас внутри, кроме душевных качеств?

– Кишки.

– Почему сложно удержать ручку на пальце?

Жалостливо:

– Ма-а-аленький пальчик…

– Мы уже не дети! Как будто…

– А если у человека один палец, то что?!

– Отправляясь на вершину, оружие с собой нужно взять, это конечно.

– Выбор представлял трудность?

Глядя в одну точу, на выдохе:

– Да-а-а…

– Родители детям говорят – «Ложись в семь часов вечера!»

И снова педагоги.

– Человек самостоятельно хозяйничает в своей жизни.

– Наталья, звезда моя-тёзка!

– Есть такой возраст – трёх лет.

– Политехническая специальность. Я учитель музыки, мне это близко.

– Я люблю эту тему. Да?

А здесь несколько неожиданно прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы и поэты:

– Богдан, объясни, пожалуйста, что значит «любовь».

– Ты такой серьёзный, мне даже энергия твоя передаётся.

– Чем можно объединить этих людей?

Переключая слайд и махнув рукой в сторону экрана:

– Да не смотрите вы туда!

– Нищий и слепой Гомер, Сервантес, умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!

– Сейчас прозвучит музыка Крутого, она так и называется…

– Я рад, что вы нашли прекрасные минуты для нашего общения.

– Я хочу услышать от вас слова знакомства.

– Давайте немножко придем к обсуждению.

– …Малосемейные семьи…

– Наше заседание близится к концу.

Формат встречи – беседа.

– Делать будем ошибки примерно вместе.

– Спасибо вам, что мы здесь.

– У меня трое детей: один 17 лет, один 13 лет и один с хвостиком.

– Дочь мне говорит: «Папа, дай денег, и я вступаю в готы».

– …она безболезненно переболела…

– Я очень волнуюсь, поэтому хочу с вами познакомиться.

– Пока свист на горе не встанет.

– Уверена, что вы люди образованные, но, возможно, с этим сталкивались.

– Что у вас с домашними животными?

– Родителей друзей… Друзей родителей друзей своих детей…

– Ваша была моя идея!

Иногда педагоги обращаются с родителями во время беседы как с учениками:

– Какой вывод мы сделаем? Юлия, пожалуйста!

– Я посмотрю, как каждый выполнит задание.

Верно, умница!

Немного перлов с мастер-классов.

– Тот, кто дышит нашими водами…

– …вековых деревьев, грибов и ягод.

– Что в человеке заставляет говорить?

– Проблема искусственного интеллекта – это то, что стоит.

– …подходите к любимому человеку, которого любите…

– Искусственный интеллект можно сделать естественным способом.

– У меня есть петличка и микрофон – это чудесно!

– У нас есть столько много, когда они сами ищут.

– …во избежание времени…

– Я тут дала консультационный вопрос.

– Такие фамилии, как Билл Гейтс…

В заключение скажу, что почти всё вышеприведенное нисколько не бросает тень на речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».

Тем же, кто неодобрительно скажет, что собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…».

Арсений Попов, учитель ОБЖ лицея №21 Тамбова, учитель года Тамбовской области-2012, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Фото Оксаны Родионовой


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt