Когда я участвовал во всероссийском финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов жюри был Ахтам Чугалаев. Помню, как он сидел с левого края «линии Нянковского» (учитель года России-1994 Михаил Александрович Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы) и временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно – мы узнали на встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам собирал перлы участников. Значительная часть перлов состояла из моих шуток и оговорок.
В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги по жюри.
К сожалению, программа конкурса в этом году не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись после хохота, взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта, я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и конкурсанту.
Давайте уже перейдем непосредственно к «перловке»! Заранее прошу прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста. Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!».
Начало урока. Звучит неторопливая классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:
– Ну что, настроились трудиться?
– Музыка моего сердца расстроена. О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?
Тихим голосом с очень мягкой, нежной интонацией:
– Мятежная, тревожная музыка звучит…
– Зачем я играла на фортепиано? Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.
– …посещала его усадьбу, прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.
– Кто такой Лермонтов? Оказывается – загадка!
– Не потому ли Лермонтова считают своим люди всех национальностей?
Дети дают характеристику исторической личности.
Учитель:
– Отважен до безрассудства? Конечно. Хладнокровен? Безусловно!
– Помогите мне слово.
– Саша, я оставляю тебе листок, поэтому можешь не стараться.
– Ребята, не слишком радостно?
– Какие еще звуки мы можем?
– Какой сейчас месяц? Как вы считаете?
Разглядывая детский рисунок:
– Какой замечательный метеорит! И глаз видно!
Спонтанно родившиеся стихи:
– Возьмёте больше – получиться грязь.
Поверьте на слово – сама не раз.
– На что похожа половина листа?
Дети:
– На пол-листа!
– Какими были либералы?
– Да странные какие-то они были.
– Выбираются методы действия этих требований.
– Все запишем – однозначно мужской пол.
– Князья могли иметь не только жену, но и наложниц, и девушек.
– Так, давайте… что у нас здесь… попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…
О том, как дети, рефлексируя, крепят магнитики со смайлами на доску:
– …хорошие улыбки, просто улыбки, недовольные улыбки…
– …НужнО… нУжно… нужнО…
– Обрушение зданий? Хорошо! Материальный ущерб? Замечательно!
– Время у нас немножко удлиняется.
– Мне не хватало дружеского плеча, сегодня вы мне его поставили.
– Молодец! Сразу ответила на правильный вопрос!
– Ребята, можете выражаться прямо с места.
– Ребята, наверно, я хочу прочитать вам стихотворение.
Ученик, выдавая версию:
– Взаимодействовать.
Учитель, кивая:
– Взаимно действовать.
– Я учитель, классный руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.
В классе импровизированное кафе – напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:
– Медляк.
– Даже человек вполне пристойный может совершить ошибку.
– Я первый раз чувствую себя такой страшной.
– Вы можете прям! Встать!
– Подождите, сначала я решу, что мне делать с внешностью.
Ниже несколько перлов от шестиклассников:
Перед беседой:
– Ребята, волнуетесь?
– А смысл? Ничего уже не изменить!
Это выражение выигрывает в номинации «Устами младенца…».
– Что у вас внутри, кроме душевных качеств?
– Кишки.
– Почему сложно удержать ручку на пальце?
Жалостливо:
– Ма-а-аленький пальчик…
– Мы уже не дети! Как будто…
– А если у человека один палец, то что?!
– Отправляясь на вершину, оружие с собой нужно взять, это конечно.
– Выбор представлял трудность?
Глядя в одну точу, на выдохе:
– Да-а-а…
– Родители детям говорят – «Ложись в семь часов вечера!»
И снова педагоги.
– Человек самостоятельно хозяйничает в своей жизни.
– Наталья, звезда моя-тёзка!
– Есть такой возраст – трёх лет.
– Политехническая специальность. Я учитель музыки, мне это близко.
– Я люблю эту тему. Да?
А здесь несколько неожиданно прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы и поэты:
– Богдан, объясни, пожалуйста, что значит «любовь».
– Ты такой серьёзный, мне даже энергия твоя передаётся.
– Чем можно объединить этих людей?
Переключая слайд и махнув рукой в сторону экрана:
– Да не смотрите вы туда!
– Нищий и слепой Гомер, Сервантес, умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!
– Сейчас прозвучит музыка Крутого, она так и называется…
– Я рад, что вы нашли прекрасные минуты для нашего общения.
– Я хочу услышать от вас слова знакомства.
– Давайте немножко придем к обсуждению.
– …Малосемейные семьи…
– Наше заседание близится к концу.
Формат встречи – беседа.
– Делать будем ошибки примерно вместе.
– Спасибо вам, что мы здесь.
– У меня трое детей: один 17 лет, один 13 лет и один с хвостиком.
– Дочь мне говорит: «Папа, дай денег, и я вступаю в готы».
– …она безболезненно переболела…
– Я очень волнуюсь, поэтому хочу с вами познакомиться.
– Пока свист на горе не встанет.
– Уверена, что вы люди образованные, но, возможно, с этим сталкивались.
– Что у вас с домашними животными?
– Родителей друзей… Друзей родителей друзей своих детей…
– Ваша была моя идея!
Иногда педагоги обращаются с родителями во время беседы как с учениками:
– Какой вывод мы сделаем? Юлия, пожалуйста!
– Я посмотрю, как каждый выполнит задание.
Верно, умница!
Немного перлов с мастер-классов.
– Тот, кто дышит нашими водами…
– …вековых деревьев, грибов и ягод.
– Что в человеке заставляет говорить?
– Проблема искусственного интеллекта – это то, что стоит.
– …подходите к любимому человеку, которого любите…
– Искусственный интеллект можно сделать естественным способом.
– У меня есть петличка и микрофон – это чудесно!
– У нас есть столько много, когда они сами ищут.
– …во избежание времени…
– Я тут дала консультационный вопрос.
– Такие фамилии, как Билл Гейтс…
В заключение скажу, что почти всё вышеприведенное нисколько не бросает тень на речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».
Тем же, кто неодобрительно скажет, что собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…».
Арсений Попов, учитель ОБЖ лицея №21 Тамбова, учитель года Тамбовской области-2012, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии