search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Минпросвещения: объявлены пять призеров конкурса «Воспитатель года России – 2023» Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Рекомендации опытного эксперта по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2024 году Готовимся к ЕГЭ по математике профильного уровня с учетом последних изменений Оценки выставлены: финалисты конкурса «Учитель года России – 2023» прошли второе испытание
0

«Спасибо вам, что мы здесь», или Как можно разнообразить работу в жюри

Когда я участвовал во всероссийском финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов жюри был Ахтам Чугалаев. Помню, как он сидел с левого края «линии Нянковского» (учитель года России-1994 Михаил Александрович Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы) и временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно – мы узнали на встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам собирал перлы участников. Значительная часть перлов состояла из моих шуток и оговорок.

В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги по жюри.

К сожалению, программа конкурса в этом году не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись после хохота, взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта, я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и конкурсанту.

Давайте уже перейдем непосредственно к «перловке»! Заранее прошу прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста. Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!».

Начало урока. Звучит неторопливая классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:

– Ну что, настроились трудиться?

– Музыка моего сердца расстроена. О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?

Тихим голосом с очень мягкой, нежной интонацией:

– Мятежная, тревожная музыка звучит…

– Зачем я играла на фортепиано? Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.

– …посещала его усадьбу, прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.

– Кто такой Лермонтов? Оказывается – загадка!

– Не потому ли Лермонтова считают своим люди всех национальностей?

Дети дают характеристику исторической личности.

Учитель:

– Отважен до безрассудства? Конечно. Хладнокровен? Безусловно!

– Помогите мне слово.

– Саша, я оставляю тебе листок, поэтому можешь не стараться.

– Ребята, не слишком радостно?

– Какие еще звуки мы можем?

– Какой сейчас месяц? Как вы считаете?

Разглядывая детский рисунок:

– Какой замечательный метеорит! И глаз видно!

Спонтанно родившиеся стихи:

– Возьмёте больше – получиться грязь.

Поверьте на слово – сама не раз.

– На что похожа половина листа?

Дети:

– На пол-листа!

– Какими были либералы?

– Да странные какие-то они были.

– Выбираются методы действия этих требований.

– Все запишем – однозначно мужской пол.

– Князья могли иметь не только жену, но и наложниц, и девушек.

– Так, давайте… что у нас здесь… попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…

О том, как дети, рефлексируя, крепят магнитики со смайлами на доску:

– …хорошие улыбки, просто улыбки, недовольные улыбки…

– …НужнО… нУжно…  нужнО…

– Обрушение зданий? Хорошо! Материальный ущерб? Замечательно!

– Время у нас немножко удлиняется.

– Мне не хватало дружеского плеча, сегодня вы мне его поставили.

– Молодец! Сразу ответила на правильный вопрос!

– Ребята, можете выражаться прямо с места.

– Ребята, наверно, я хочу прочитать вам стихотворение.

Ученик, выдавая версию:

– Взаимодействовать.

Учитель, кивая:

– Взаимно действовать.

– Я учитель, классный руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.

В классе импровизированное кафе – напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:

– Медляк.

– Даже человек вполне пристойный может совершить ошибку.

– Я первый раз чувствую себя такой страшной.

– Вы можете прям! Встать!

– Подождите, сначала я решу, что мне делать с внешностью.

Ниже несколько перлов от шестиклассников:

Перед беседой:

– Ребята, волнуетесь?

– А смысл? Ничего уже не изменить!

Это выражение выигрывает в номинации «Устами младенца…».

– Что у вас внутри, кроме душевных качеств?

– Кишки.

– Почему сложно удержать ручку на пальце?

Жалостливо:

– Ма-а-аленький пальчик…

– Мы уже не дети! Как будто…

– А если у человека один палец, то что?!

– Отправляясь на вершину, оружие с собой нужно взять, это конечно.

– Выбор представлял трудность?

Глядя в одну точу, на выдохе:

– Да-а-а…

– Родители детям говорят – «Ложись в семь часов вечера!»

И снова педагоги.

– Человек самостоятельно хозяйничает в своей жизни.

– Наталья, звезда моя-тёзка!

– Есть такой возраст – трёх лет.

– Политехническая специальность. Я учитель музыки, мне это близко.

– Я люблю эту тему. Да?

А здесь несколько неожиданно прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы и поэты:

– Богдан, объясни, пожалуйста, что значит «любовь».

– Ты такой серьёзный, мне даже энергия твоя передаётся.

– Чем можно объединить этих людей?

Переключая слайд и махнув рукой в сторону экрана:

– Да не смотрите вы туда!

– Нищий и слепой Гомер, Сервантес, умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!

– Сейчас прозвучит музыка Крутого, она так и называется…

– Я рад, что вы нашли прекрасные минуты для нашего общения.

– Я хочу услышать от вас слова знакомства.

– Давайте немножко придем к обсуждению.

– …Малосемейные семьи…

– Наше заседание близится к концу.

Формат встречи – беседа.

– Делать будем ошибки примерно вместе.

– Спасибо вам, что мы здесь.

– У меня трое детей: один 17 лет, один 13 лет и один с хвостиком.

– Дочь мне говорит: «Папа, дай денег, и я вступаю в готы».

– …она безболезненно переболела…

– Я очень волнуюсь, поэтому хочу с вами познакомиться.

– Пока свист на горе не встанет.

– Уверена, что вы люди образованные, но, возможно, с этим сталкивались.

– Что у вас с домашними животными?

– Родителей друзей… Друзей родителей друзей своих детей…

– Ваша была моя идея!

Иногда педагоги обращаются с родителями во время беседы как с учениками:

– Какой вывод мы сделаем? Юлия, пожалуйста!

– Я посмотрю, как каждый выполнит задание.

Верно, умница!

Немного перлов с мастер-классов.

– Тот, кто дышит нашими водами…

– …вековых деревьев, грибов и ягод.

– Что в человеке заставляет говорить?

– Проблема искусственного интеллекта – это то, что стоит.

– …подходите к любимому человеку, которого любите…

– Искусственный интеллект можно сделать естественным способом.

– У меня есть петличка и микрофон – это чудесно!

– У нас есть столько много, когда они сами ищут.

– …во избежание времени…

– Я тут дала консультационный вопрос.

– Такие фамилии, как Билл Гейтс…

В заключение скажу, что почти всё вышеприведенное нисколько не бросает тень на речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».

Тем же, кто неодобрительно скажет, что собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица…».

Арсений Попов, учитель ОБЖ лицея №21 Тамбова, учитель года Тамбовской области-2012, член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Фото Оксаны Родионовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте