Профориентационная работа – основное звено коммуникаций в системе образования. Каждый школьник определяется со своими интересами и приоритетами в будущей профессии. От этого выбора зависят моральный климат в коллективе, самореализация, карьерный успех и в конечном счете социальное благополучие.
Для вуза тоже важны осознанный выбор абитуриента, его направленная подготовка по ряду базовых дисциплин в общеобразовательном цикле, его проба профессии еще на школьной скамье. И этому есть ряд причин: осознанный выбор и большое желание мотивируют обучающихся к высокому качеству получения материала и прилежности в освоении учебного плана. Также осознанный выбор уменьшает отток студентов первого курса по собственному желанию, не разглядевших «не свое» в профессии, этот фактор сейчас важен для высших учебных заведений, получающих финансирование по госзаданию. Профориентационная работа реализует целевую подготовку профессиональной аудитории, что служит хорошей почвой развития компетенций в избранном направлении и получения необходимых навыков и опыта.
Современный образовательный процесс предусматривает непрерывное взаимодействие в системе «школа – вуз – НИИ». Кропотливая работа в этом направлении обеспечивает высшему учебному заведению конкурс и престиж направлений подготовки, а школам – проектный ресурс, закрепляемость и высокие результаты выпускников.
Департаментом образования и науки города Москвы в 2022 году было инициировано несколько профориентированных проектов. Школа №1935 активно включилась в реализацию нескольких из них. В этом учебном году подана заявка на включение в проект «Естественно-научная вертикаль», который направлен на формирование знаний и прикладных умений учеников 7-9‑х классов в области естественных наук. Уже сегодня ученики нашей школы активно принимают участие в мероприятиях этого проекта. Основной площадкой выбрана Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА имени К.И.Скрябина), заключен договор о сотрудничестве.
Академия активно работает со школьниками, вовлекая их в исследовательскую деятельность и профессиональную ориентацию. Этот сектор в стенах Ветеринарной академии активно развивают сотрудники и профессорско-преподавательский состав всех кафедр.
При кафедрах и лабораториях академии функционируют учебно-исследовательские и научные кружки для школьников, а сотрудники вуза активно трудятся на подготовительных курсах и в профильных классах с биологическим уклоном.
Работа со школьниками представлена как традиционными мероприятиями – встречи со школьниками, участие в родительских собраниях, проведение дней открытых дверей, экскурсий по музеям и кафедрам академии – так и инновационными мероприятиями, такими как конкурс профессионального мастерства VetSkills по компетенции «Ветеринария».
Конкурс направлен на демонстрацию конкурсантами их практических навыков в ветеринарной медицине. Участникам конкурса предоставлена уникальная возможность освоить профессиональные навыки ветеринарного врача и показать свое мастерство в таких направлениях, как лабораторная диагностика, ветеринарная хирургия, клиническая диагностика животных, ветеринарно-санитарная экспертиза и ветеринарная фармакология. Оценивать конкурсантов будут высококвалифицированные преподаватели академии.
Сегодня учащиеся нашей школы ведут активную подготовку к участию в этом конкурсе.
Для учеников 8-11‑х классов на базе Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина организован «Предакадемический класс. Я – будущий ветеринарный врач». Оператором проекта является Городской методический центр. Запланированные мероприятия предусматривают проведение лекций ведущими преподавателями академии и мастер-классы, на которых ребята знакомятся с работой ветеринарного врача. У школьников формируется представление о цели и задачах профессии, ее роли в современном социуме. Ученики 8-9‑х классов нашей школы по субботам регулярно посещают увлекательные лекция и занятия.
Особенно активно это сотрудничество развивается с кафедрой иммунологии и биотехнологии. В системе высшего ветеринарного образования эта кафедра является уникальной и готовит будущих специалистов по современным компетенциям в области фундаментальных и прикладных знаний об иммунитете и использовании живых систем с целью получения полезных продуктов. На кафедре школьники имеют возможность работать с микроорганизмами, биологическими моделями, животными, микропрепаратами и наукоемким оборудованием.
В стенах академии для школьников проходят и «Университетские субботы». На площадках различных кафедр и старинных корпусов школьники пробуют первые навыки Айболита, участвуют в мастер-классах по диагностике, лечению животных, по санитарной безопасности, биотехнологии, микробиологии, узнают много нового о болезнях животных, в том числе опасных для человека. Это привлекает большую аудиторию и раскрывает образовательные потенциалы федерального вуза.
В профориентационной работе со школьниками большую роль играют научно-практические конференции. В этом учебном году в нашей школе выбран экологический вектор, разработан проект, проведена масштабная экоакция – конкурс «Сбережем планету вместе». Работа направлена для участия на таких конкурсных площадках, как открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни», а также конкурс социально значимых экологических проектов с элементами исследования на иностранных языках «Школа за экологию: учись быть ответственным!».
Выбор будущей профессии – очень ответственное занятие. Профориентационная деятельность формирует у учащихся осознанное отношение к получению сначала школьного образования, а затем и выбора профессиональной траектории. А для этого еще на этапе школьной скамьи дети должны иметь возможность попробовать себя в разных профессиональных сферах. И сегодня в связке «школа – академия» мы эффективно реализуем профессионально-ориентационную деятельность по направлению «Естественные науки». При этом сегодня мы находимся только на начальной ступени нашего взаимодействия, в перспективе в связи с растущим интересом школьников работа будет активизироваться.
Николай ПИМЕНОВ, заведующий кафедрой иммунологии и биотехнологии Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА имени К.И.Скрябина), доктор биологических наук, профессор РАН и почетный работник агропромышленного комплекса России;
Наталья ДОБРОВОЛЬСКАЯ, учитель биологии, химии школы №1935, кандидат сельскохозяйственных наук
Комментарии