Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Музейная педагогика

Спасенные сердцем

Учительская газета, №18 от 05 мая 2020. Читать номер
Автор:

Для педагогов в осажденном Ленинграде не было чужих детей

В этом году народному музею санкт-петербургского педагогического колледжа №8 «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» исполняется 48 лет. В почти юбилейной дате нет ничего необычного, но, как считает заведующая музеем Елена Дмитриева, дело не в возрасте, а в том, что уникальна сама история появления музея.

Его создателем, идеологом и организатором стала преподаватель колледжа, заслуженный учитель РСФСР Любовь Борисовна Береговая, которую поддержали студенты ее классной группы Людмила Гранаткина, Ирина Попова, Валентина Тихомирова, Римма Буренкова и Елена Дмитриева. Девочки-второкурсницы подхватили инициативу педагога с увлечением, им очень хотелось знать, как работали воспитатели блокадного города, как жили дети в эти тяжелые годы. Для некоторых студенток вообще стало открытием то, что в осажденном городе оставались ребятишки, которых, по разным данным, насчитывалось порядка 400 тысяч, в том числе дошкольного возраста.

– Я горжусь тем, что мне удалось принять участие в создании такого музея, – рассказывает Елена Дмитриева. – Мы с нашей классной руководительницей были единым целым, собирали материалы с особым вдохновением. Тем более что Любовь Борисовна так мудро организовала нашу работу, что казалось, мы делаем все сами. Это был повод для гордости, для ощущения значимости того дела, которым все вместе занимаемся. Нам было важно знать о подвиге людей, спасавших детей, поскольку мы тоже собирались стать воспитателями. Примеры великой жертвенности всегда были частью нашей профессии. Нам казалось, что необходимо не только собрать и сохранить документальную хронику тех дней, но и рассказать о людях, отважно спасавших детей. Правда, я и представить себе не могла, что музей, который открылся в том далеком 1972 году, станет делом моей жизни. Все 48 лет его существования я с ним связана неотрывно. Надо сказать, что директор колледжа, в то время Алевтина Владимировна Сергеева, сама блокадница, горячо поддержала идею создания музея и здорово нам помогала. Благодаря ей у музея появились свой зал, архивные шкафы, музейные витрины. И нынешний директор колледжа Людмила Петровна Иванова приняла эту эстафету поддержки и тоже откликается на все инициативы, связанные с деятельностью музея.

Следует отметить, что музей педагогического колледжа №8 единственный не только в Петербурге, но и в России, материалы которого рассказывают о подвиге воспитателей в годы блокады. Кроме того, в 1987 году ему было присвоено звание «Народный». Только два петербургских музея, работающих в стенах учебных заведений, имеют столь высокий статус. Здесь собрано очень много экспонатов: письма, фотографии, воспоминания, предметы быта. Также создано несколько экспозиций. Например, «Групповая комната блокадного детского сада», где представлены предметы блокадной поры: мебель, посуда, печки-буржуйки, подушечки на стульчиках, которые сшили воспитатели для детей, блокадная дуранда, коптилка, игрушки – довоенные заводские и игрушки, которые были сделаны воспитателями в годы блокады. Среди них – кот и негритенок, сшитые воспитательницей Валентиной Михайловной Козловской в декабре 1941 года, игра «Наша армия» Веры Павловны Захаровой, сделанная из картона: солдаты, наездники, пушки, танки, самолеты. Малыши уже осенью 1941 года играли в эту игру, веря в победу. Блокадную дуранду в музей передала воспитательница Мария Григорьевна Блок. Женщина оставила ее на черный день, но так получилось, что он не наступил, а дуранда сохранилась.

Как заметила Елена Дмитриева, все эти материалы собраны в том числе современными студентами колледжа, и это дорогого стоит, поскольку именно будущим воспитателям и педагогам предстоит рассказывать о подвиге ленинградцев в годы блокады. Экскурсии в музее также проводят студенты разных курсов и групп. При этом заниматься музейным делом могут все желающие, не важно, обладают ребята навыками лектора или нет. Конечно, кому-то экскурсионная премудрость дается труднее, кому-то – легче, но все, кто приходит в музей по зову сердца, очень стараются, хотят узнать, как работали воспитатели в блокадном городе. Многие из этих ребят настолько проникаются материалом и так доносят его до слушателей, что умеют взволновать посетителей, и практически всегда люди из музея выходят со слезами на глазах.

Все студенческие группы колледжа проходят через музей не один раз. По словам Елены Дмитриевой, для посетителей разработано несколько экскурсий: «Детство, опаленное войной» по экспозиции музея, а также несколько тематических экскурсий на основе архивных материалов, например, «Я на войне был школьником блокадным» по стихам и воспоминаниям ленинградского поэта Анатолия Молчанова, которому в годы блокады было 9 лет. Есть экскурсия, посвященная работе детской больницы имени К.А.Раухфуса и выступлениям в ней дрессировщика Ивана Ивановича Наркевича. Потрясающий артист, он всю блокаду провел в городе. Пешком ходил по Ленинграду и давал в день по 3-4 представления. Делился со своими собачками хлебом. Разрезал пайку на 6 маленьких кусочков, и по такой крохе хлеба все получали. Потом он придумал разрезать кожаные ремни на тонкие кусочки и варить их. Это варево и спасло артиста и его преданных питомцев.

Вообще среди экспонатов музея нет ни одного, который бы оставил кого-то равнодушным. Например, дневники старшего инспектора по дошкольному воспитанию Куйбышевского района Елизаветы Леонидовны Щукиной, которая всю блокаду собирала и записывала рассказы воспитателей и детей об их жизни. А еще она собирала детские рисунки и собрала их около двух тысяч, и на основе этих рисунков было издано несколько книг из серии «Рисуют дети блокады». Есть в музее коптилка, которую купила воспитательница Анна Игнатьевна Фомина для воспитанников своей группы. За эту коптилку она отдала весь свой хлеб за 2 дня, но не могла иначе, потому что не хотела оставлять детей без света долгими зимними вечерами. Есть письмо девочки Тани Богдановой, которая с сестренкой была тяжело больна дистрофией и написала об этом отцу на фронт, прощаясь с ним. За каждым экспонатом удивительного музея история, судьба, человек. – Экскурсии в нашем музее ни для кого не проходят бесследно, – убеждена Елена Дмитриева. – Часть экскурсий разрабатывается самими студентами на основе исследовательских работ. Кроме того, экскурсии учитывают особенности восприятия материала посетителями разного возраста – от дошкольников до взрослых людей. Интерес к теме, которой посвящен наш музей, очень большой. Мы это видим, потому что люди приходят в него по нескольку раз. Ежегодно музей посещают от 6 до 8 тысяч человек. Это действительно серьезная цифра, и, наверное, она не случайна, ведь воспитатели и учителя, которые не только спасали, но и старались вернуть детям детство, явили собой пример истинной любви и милосердия.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt