В Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева недавно состоялась премьера спектакля «Снегурочка». Режиссер-постановщик Семен СПЕСИВЦЕВ считает, что поставленный им спектакль раскрывает проблемы любви и отношения в обществе к этому высокому чувству. Сюжетной линией он в точности воплощает пьесу Александра Островского 1873 года.
– Семен, расскажите, почему вы решили поставить именно эту пьесу и сколько времени ушло на постановку?
– Причин поставить пьесу «Снегурочка» у меня было несколько. Конечно же, главный повод – 200 лет со дня рождения А.Н.Островского. Сначала спектакль планировался как студенческий – я являюсь еще и преподавателем у студентов курса профессора Вячеслава Спесивцева в Ярославском государственном театральном институте. Но в процессе работы спектакль приобрел своеобразное лицо. Художественный руководитель театра попросил меня переделать постановку для большой сцены, настолько Вячеславу Семеновичу понравилось наше прочтение пьесы. Вот так «Снегурочка» стала частью нашего репертуара. Но есть и еще одна причина, по которой я непременно бы поставил пьесу: в нашем театре уже более двадцати лет действует театральный проект моего отца, который называется «Классика в классе». В этот проект входят спектакли, поставленные по классическим произведениям, которые изучают в школах, техникумах, вузах.
Вот и получилось, что в одной точке сошлись несколько лучей, родилась «Снегурочка».
– Надо сказать, что зрители очень тепло приняли премьерный спектакль. Было заметно, как внимательно они следили за актерской игрой, потрясла всех, конечно, Снегурочка, актриса Юлия Бушуева-Надыршина, она мастерски сыграла настоящую сказочную героиню. Актерскими находками завоевал сердце зрителя дуэт любвеобильного царя Берендея и его изворотливого советника Бермята – актеры Валерий Бушуев-Надыршин и Алексей Иванюк. А как все любовались красотой Весны и Елены Прекрасной! Но главное – зритель принял вашу идею!
– Идея не моя, она вечна и бессмертна. Она поднимает тему любви, того чувства, без которого человек жить не может. А сейчас очень многие зациклились на материальном, на вражде. Злоба и ненависть не в состоянии породить что-то хорошее. Созидать может только любовь. Отвратительно, когда театр, изначально созданный для того, чтобы воспитывать зрителя, делать его лучше, подсовывает ему совершенно негодный и вредный материал. Наш зритель – молодежь, они как раз существуют внутри вот этого суррогата, им любовь под такими соусами подается, что противно смотреть. А всем нужна любовь, высочайшая категория чувств. Поэтому Снегурочка, желающая жить, как люди, получает эту установку – нужно полюбить. Это важно для любого возраста! В нашей интерпретации это путь человека от желания полюбить до тяги к добру и высшему чувству в мистическом мире берендеев. Мы хотели максимально уйти от ассоциации с каким-либо племенем или народом, но, чтобы всем стало понятно, это происходило где-то на просторах нашей Родины.
– После того как спектакль перестал быть студенческим, вы ввели в него профессиональных актеров. А студенты остались на сцене?
– Разумеется. Лель – студент Олег Лишевский. Бобылиха – Елизавета Лукошникова… А в квартете птичек, которые сопровождают Снегурочку все действие, играют две студентки – это Маргарита Никулина и Татьяна Жильцова, две студийки из старшей студии при театре – Екатерина Вишневская и Екатерина Алексеева. К слову, в театре Спесивцева три студии – младшая, куда мы берем детей с 6 лет, средняя, где занимаются дети с 10 лет, и старшая, куда попадают подростки с 14 лет. Все занятия в студиях бесплатные, это твердое и давнишнее решение нашего худрука.
– Полный зал – редкость даже в гранд-театрах, а у вас аншлаги. Как удается собирать полный зал?
– Театру 36 лет. Мы за эти годы собрали вокруг себя множество людей. Наш театр молодежный, но в репертуаре у нас есть пьесы на все возрасты и все вкусы. Это и классика, и современные пьесы. Искусство здесь и сейчас. Да, не вся молодежь приучена к театральной эстетике. Мы привлекаем зрителя современными способами – наши спектакли интерактивные, зритель не просто смотрит пьесу, он становится соучастником, сотворцом спектакля. Это, знаете ли, очень действенный метод. Зритель как бы попадает в непривычную, весьма интересную и ужасно увлекательную историю. Так он становится постоянным зрителем, а далее для него театр становится местом, где он может размышлять.
Своим мнением поделился 21-летний студент курса профессора Вячеслава Спесивцева Олег Лишевский. Он сыграл пастуха Леля – это одна из главных ролей спектакля.
– У вас это первая большая роль? В каких еще спектаклях выступали?
– Не совсем первая, но можно сказать, что одна из тех, которые запоминаются на всю жизнь. В театре я уже седьмой сезон, с 15 лет. Играю в нескольких спектаклях.
– Расскажите, как шла подготовка к спектаклю?
– Я, конечно, страшно волновался, когда получил такую ответственную роль, но при работе над ней чувствовал поддержку, во-первых, от режиссера, во-вторых, от художественного руководителя. Благодаря им я имею возможность играть, учиться, набираться бесценного опыта в популярном московском театре. Поверьте, это большая честь – учиться у народного артиста России Вячеслава Семеновича Спесивцева. А сколько можно перенять, понять, играя на одной сцене с такими прекрасными артистами, как Алексей Иванюк, Рауль Таев, Галина Спесивцева и Анна Ломинская!
Вячеслав Спесивцев – отец Семена Спесивцева, российский театральный актер, режиссер, художественный руководитель Московского молодежного театра – высказал свое мнение о спектакле: «Сегодня самая главная тема – любовь. Она стала видоизменяться. Любовь есть красота. Любовь есть Бог. Вот этому и посвящен спектакль Семена. Показ сегодняшней любви. Сегодня молодому человеку, детям надо прививать вот это отношение к любви, им надо понять, что любовь – это не просто страсть, это невероятная ответственность за другого человека. Эту ответственность мы сегодня играли. Главная наша цель – воспитывать культурного человека. Культурное общество нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем. Культурный человек будет разбираться, в чем же проблема несостоявшейся любви Мизгиря и Купавы, которых ярко воплотили на сцене актер Станислав Никулин и актриса Карина Ермолова».
С мудрым мэтром трудно не согласиться. Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить…
Андрей КНЯЗЕВ, Денис МАТРОСОВ
Комментарии