Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Директорский клуб

Создание условий для инклюзивного образования: роль ресурсных школ

Учительская газета, №46 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

В Москве с каждым годом появляется все больше возможностей для развития в образовательных организациях инклюзивной среды. Важную роль в этом играет городской проект «Ресурсная школа – территория успеха для каждого». В числе его задач – обобщение и трансляция передового опыта по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Наша школа участвует в проекте четвертый учебный год, и для этого были необходимые предпосылки. В состав школы вошел интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи (сегодня он имеет статус школьного отделения), а также дошкольные группы, которые специализировались на работе с детьми с задержками психического развития. Таким образом, в числе наших cотрудников оказались педагогипсихологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, олигофренопедагоги и другие специалисты.

Опираясь на их опыт, мы стали развивать инклюзивные практики в
остальных подразделениях школы. Подобрали для учителей курсы повышения квалификации, научили их разрабатывать адаптивные образовательные программы и индивидуальные учебные планы, наладили их взаимодействию со специалистами в области коррекционной педагогики. Сегодня учителя и такие специалисты в нашей школе успешно работают вместе, есть даже примеры совместной разработки сценариев уроков и атомарного контента для Московской электронной школы.

При этом в нашем городе немало школ, где традиций работы с особыми детьми не было. Их директора столкнулись с серьезной проблемой: при наличии запроса от родителей педагоги попросту не знали, как подступиться к таким детям, как составить адаптивную образовательную программу, как эффективно организовать инклюзивное обучение. И школа №158 как ресурсный центр взялась за организацию помощи коллегам. Мы стали проводить семинары, размещать материалы о нашем опыте в открытом доступе, чтобы каждый желающий мог найти все необходимое для работы с детьми с той или иной нозологией.

Конечно же, распространением подобного опыта занимаются и другие московские школы. Уже сегодня видны результаты. Управленческие команды и педагоги все большего числа московских школ осваивают методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в массовых классах и группах, обеспечивая их социализацию, включение в школьную жизнь. При этом возможности для получения образования в специальных
школах в Москве сохраняются: окончательное решение о выборе образовательной организации принимают родители с учетом особенностей своего ребенка.

Зоя ЧЕРНЫШЕВА, директор школы №158, Москва


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt