Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии
Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Научное творчество – это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов – знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства.
Техническое творчество – вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.
В современных условиях научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.
Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет школьникам и будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.
Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Цель обучения школьников основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности.
С 2009 года в образовательных учреждениях Курганской области (см. Таблицу 1) реализуется сетевой инновационный проект «Развитие инновационной деятельности детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии (Малая академия наук (МАН))», целью которого является создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся и молодежи в условиях инновационной развивающейся образовательной среды.
Структура МАН включает в себя три модуля: «Ресурсный центр «Школа естественных наук», «ЛЕГО – ПАРК», «Школьный технопарк».
Каждый из модулей решает свой комплекс взаимосвязанных задач. Так, модуль: «Ресурсный центр «Школа естественных наук» ориентирован на создание системы обучения, обеспечивающей формирование естественнонаучной компетентности обучающихся на основе использования цифровых образовательных ресурсов, входящих в состав «Развивающей образовательной среды AFS™ (Среда AFS™) . В качестве ведущих концептуальных идей модуля мы выделяем:
· обеспечение образовательного процесса компьютеризированными цифровыми образовательными ресурсами, такими как: Устройство измерения и обработки данных LabQuest, системы датчиков Vernier, интерактивного микроскопа Biology ProScope HR Kit, и других инструментов Среды AFS™, обеспечивающих практическое междисциплинарное обучение;
· проектирование открытой образовательной среды, обеспечивающей построение индивидуальных образовательных траекторий, возможность удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей обучающихся для профессионального развития и личностного роста;
· использование деятельностного и исследовательского подходов на основе оптимального использования компьютеризированных цифровых измерительных лабораторий Среды AFS™ в процессе изучения физики, химии, биологии, в том числе с применением технологий робототехники на базе конструктора Mindstorms education и датчиков Vernier;
· усиление практико-ориентированного, прикладного характера при использовании различных форм организации учебного процесса (курсов по выбору, элективных курсов, факультативов, спецкурсов, профессиональных проб) и внеурочной деятельности (НОУ, кружков, социальных практик, очно-заочной школы при МФТИ, МЭТИ, МГУ, НГУ, проектной деятельности и др.);
· использование ресурсов социального партнерства с учреждениями профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей для кадрового обеспечения и расширение образовательных услуг, предоставляемых обучающимся.
Таким образом, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.) и создает условия для удовлетворения образовательных потребностей обучаемых.
Реализация модуля предполагается через учебный процесс (инвариантную и вариативную составляющую БУП), а также через систему дополнительного образования детей (кружки, научные общества, очно-заочную школу).
В учебном процессе в рамках реализации инвариантного содержания базового или профильного уровня учебных предметов это: проведение демонстрационного и фронтального эксперимента, решение экспериментальных, исследовательских задач, осуществление проектно-исследовательской деятельности с использованием инструментов Среды AFS™.
При реализации вариативной составляющей БУП это возможно через организацию занятий элективных курсов прикладной, ориентационной направленности, в частности «Прикладные исследования в физике», «Исследование физических процессов на основе цифровых образовательных ресурсов Среды AFS™»
Целенаправленное использование ЦОР позволяет сформировать личностно-ценные качества обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), удовлетворить образовательные потребности обучаемых, ориентировать обучающихся на выбор профессий связанных со сферой технического производства.
С нашей точки зрения реализация Проекта способствует:
– развитию мотивации и расширению возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала;
– получению практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла;
– повышению качества обучения по предметам естественно-научного цикла;
– развитию познавательных и профессиональных интересов, активизацию творческого мышления учащихся, формированию определенного опыта творческой деятельности, технического конструирования;
– выработке устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поисково-исследовательской деятельности;
– увеличению доли обучающихся, выбирающих для продолжения образования, профессии, связанные с естественнонаучной и технической сферами.
Еще одним модулем МАН является «Школьный технопарк», актуальность которого обусловлена необходимостью подготовки высоко квалифицированных специалистов для создания новейших информационных систем, внедрения высоких технологий, таких как нано- и биотехнологии, в сферу материально-технического производства, что становится одним из ведущих приоритетов развития современной инновационной экономики.
Повышение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования требует создания новых образовательных центров, обеспечивающих инновационный подход в обучении, ориентированный на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов, что обеспечит их успешность в будущей профессиональной деятельности. Для обеспечения более качественной подготовки будущих специалистов высоко-технологического производства необходимо создание преемственной системы профориентационной работы со школьниками для развития их профессиональных интересов, мотивированного выбора ими специальностей технической сферы, их профессионального самоопределения в соответствующих направлениях.
Таким новым научно-образовательным центром, позволяющим интегрировать ресурсы, усилия науки, образования и производства с нашей точки зрения является «Школьный технопарк», целью которого является развитие профессиональных интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов.
Школьный технопарк – это объединение учреждений дополнительного и профессионального образования (СПО, ВУЗы), связанных партнерскими отношениями с предприятиями региона, цель совместной деятельности которых – создание условий для развития профессиональных интересов и ранней подготовки специалистов технической сферы производства.
В настоящее время, в созданном в Курганской области технопарке, действует 6 научно-творческих лабораторий на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования (КГУ, КГК И КТК).
Занятия с учащимися проводят преподаватели учреждений профессионального образования, а для создания системы тьюторской поддержки и научного руководства исследовательскими и проектными работами обучающихся используется потенциал аспирантов и соискателей, что обеспечивает проектирование индивидуальной траектории обучения.
Таким образом, реализация Проекта позволит получить различные эффекты, в том числе социально-педагогические. Это, прежде всего:
· создание единого информационного пространства научно-технического творчества детей при сетевом взаимодействии образовательных учреждений города и области;
· координация инновационной деятельности по развитию научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи;
· поддержка развития научно-технического творчества учащихся и молодежи на основе инновационной деятельности совета молодых ученых;
· повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих поддержку детского и молодежного творчества;
· развитие интереса и мотивации дошкольников, учащихся и студентов к научно техническому творчеству;
· обеспечение соответствия материально-технической базы образовательных учреждений современному состоянию научно-технического прогресса и др.
· разработка технологии формирования конструкторских умений и комплекта программ, УМК по развитию научно-технического творчества учащихся и молодежи.
Таблица 1.
Образовательные учреждения, входящие в состав МАН
№
Образовательная ступень /перечень ОУ
Дошкольное образование:
ДОУ №20,120,115, 39, 113,135, 92 г. Курган
ДОУ №9,16,36 г. Шадринск
ДОУ №5,6,1 г. Куртамыш
ДОУ №9, 3 г. Шумиха
Развитие первоначальных конструкторских умений у дошкольников
2.
Общее образование (начальная школа1-4 класс) МОУ «Лицей №12, «Гимназия №30 Г. Кургана»
«Детский сад-школа №63» г. Кургана
МОУ «Лицей №1» г. Шадринска
МОУ «СОШ №1» г. Куртамыша
МОУ «СОШ №4» г. Шумихи
Развитие основ конструкторских умений на основе лего-конструирования у младших школьников
3.
Общее образование (начальная школа 1-4 класс, основная школа 5-7 класс):
Развитие технического мышления на основе робототехники
4.
Общее образования (9-11 класс):
МОУ «Гимназия №47» г. Кургана»,
МОУ «Лицей №12», «Гимназия №19, 57» г. Кургана
Областной лицей интернат
Прикладные исследования по предметам естественно-научного цикла на основе Цифровых лабораторий Среды AFS™
Общее и профессиональное образование (9-11 класс, студенты):
МОУ г. Кургана, КГУ, КСХА, КГК, КТК, КТММ
Школьный технопарк: научно-творческие лаборатории: «Цифровой мир», «Механические передачи», «Мир машин и механизмов», «Мир строительных материалов», «Мир измерений»; студия «Основы архитектуры и дизайна»
6.
Профессиональное образование:
КГУ, КСХА, КГК, КТК, КТММ
Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования
Об авторе
Нина Анатольевна Криволапова, проректор по науке и развитию образования ПКПРО Курганской области, д.п.н., заслуженный учитель РФ
Внимание! Посмотреть видео-доклад и скачать презентацию по теме статьи возможно по адресу: http://www.ros-group.ru/static/complex/-rus-common-videoconf-complexmaterial41224_18151
NB! В прикрепленном файле можно ознакомиться со структурой Малой Академии Наук
Комментарии