За последние годы значительно изменился читательский мир школьника. Специалисты сетуют на падение престижа чтения, изменение мотивации и круга чтения, снижение читательской культуры. Косвенным показателем кризиса в чтении является и модернизация образования, частично направленная на преодоление разрыва между объемом учебной информации и психофизиологическими возможностями ученика.
Досье «УГ»Бородина Валентина Александровна – доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, председатель секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО, член Международной ассоциации чтения.Бородин Сергей Михайлович – доцент, кандидат технических наук, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации чтения, член секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО.Адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Красного курсанта, д. 28, кв. 102. Тел. (812) 230-39-06.E-mail: sevaread@yandex.ru
В школьном образовании все остается без изменения в сфере читательского развития учащихся. Уроки чтения имеются лишь в начальной школе, в основной и старшей школе их нет, и читательское развитие происходит в основном стихийно и малопродуктивно. Не секрет, что успешность учения определяется продуктивностью чтения: «как читаем, так и учимся».
Сложилась парадоксальная ситуация: информационный мир усложняется и глобализируется, а культура чтения снижается, не обеспечивая должного уровня интеллектуально-коммуникативной компетенции, от которой зависит успешная социализация школьника и его последующая адаптация на рынке труда.
Каким трудом достается хорошая учеба? Чем за высокие результаты в учении расплачиваются наши дети? Перегрузкой, усталостью, страхом не успеть выучить все уроки, постоянным стрессом. Результат – слабое здоровье.
С кризисом чтения связана другая беда – резкое падение грамотности. Порой орфографические ошибки просто ужасают; запятые превращаются в персоны нон грата; словарный запас беднеет и становится примитивным, «клиповым».
Что в имени твоем, ЧТЕНИЕ? Умом его нам как понять, аршином общим как измерить? Чтение такое многоликое и многогранное.
Продвижение и поддержка культуры чтения связаны с разработкой инновационных технологий. Среди них наша – технология акмеологического типа (акме – вершина, острие, расцвет). Ее название «луч» – «лучшее учение – чтение». Технология является инновационной по сути, смыслу и форме. Она позволяет с любой точки отсчета начать движение вперед по лестнице читательского мастерства.
Читательское развитие – закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя. Они происходят в трех сферах читательского развития (сознания, деятельности и общения), тесно связанных между собой. Акмеологическая концепция отражает систему представлений, взглядов на чтение как многогранное, но целостное явление в интеграции биопсихического, психолого-педагогического, социокультурного и философского содержания в ноосферном понимании. Движение к «акме» в читательской социализации идет по онтогенетической «лестнице»: от пренатального этапа к следующим (всего девять). На любом из них проявляется взаимодействие путей развития читателя: стихийного, целенаправленного, самоформирования.
Логика читательского развития: от мотивации к рефлексии с включением многих сторон чтения (потребностной, ценностной, творческой, познавательной, эмоциональной, эстетической, нравственной, деятельностно-прикладной, оценочно-рефлексивной).
Критериями качества чтения – базовой компетентности образования – являются потребности, мотивы и цели чтения, круг чтения, продуктивность чтения, способы закрепления прочитанного и воспринятого, общая и прикладная результативность чтения.
Критерии качества читательской социализации отражают личностный смысл чтения; содержание и характер чтения и межчитательского общения; фонд домашней библиотеки, включая некнижные информационные ресурсы; посещение разных библиотек.
Совокупность этих критериев отражает акмеологическую составляющую культуры чтения, но и отдельно взятые критерии обладают акмеологическим смыслом. Так, предложенная нами типология продуктивности чтения по двум основаниям (скорости чтения и коэффициенту усвоения) позволяет индивидуализировать обучение чтению, продвигая читателя к акме. При этом достижение акме в продуктивности чтения невозможно без включения всей психической и речевой деятельности человека читающего.
Акмеологическая концепция чтения органично объединяет две составляющие читательской социализации: «сократовскую» – «Познай себя» и «конфуцианскую» – «Создай себя». Практически все задания и упражнения одновременно содержат контролирующие, обучающие и развивающие функции. Читатель сам себя изучает и корректирует собственную читательскую деятельность.
Комплексность и системность технологии проявляется и в методах работы с текстом. Используются вопросы, рассуждения; эмоционально-интеллектуальные задания; лингвистические и литературные игры; психологические тренинги; ассоциативное моделирование; трансформация содержания текста из одной знаковой системы в другую (слово – в образ, образ – в слово, в мультимедийном варианте, мысленно – в воображении, через рисунки, лепку, музыкальное сопровождение, макеты); театрализация, выразительное чтение диалогов, выставка книг и рисунков.
Эти и другие методы разных типов (алгоритмического, эвристического, программированного обучения, игрового имитационного моделирования) используются не сами по себе и отдельно, а в логике урока или их системы. Обучение чтению осуществляется и в разных формах (индивидуально и коллективно), реализуя фундаментальные психолого-педагогические принципы (личностно-деятельностный и интерактивный). Главный акмеологический принцип – «восхождение» – сочетается с такими, как востребованность, включенность, воспроизводимость, вариативность, валеологичность на основе психосемиотико-коммуникативного подхода (общения по поводу воспринятых знаковых систем).
Любой урок на всех ступенях образования по каждому предмету выстраивается в целях гармонизации мира чтения в логике «акме». Накоплен солидный опыт внедрения технологии в различные системы образования: школьного, вузовского, самообразования, повышения квалификации. Разработаны и внедрены уроки по литературному чтению, русскому языку, природоведению и риторике для начальной школы; истории, биологии, химии, физике и другим для 5-х – 11-х классов. Проведены циклы занятий с учащимися, учителями и библиотекарями в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и других городов.
Возникает вопрос: почему же повсеместно и статусно не внедряется технология ЛУЧ, равно как и другие инновационные технологии обучения чтению, в общеобразовательную школу? Причин много. Основная та, что читательская социализация не организована как самостоятельный статусный социальный институт. Чтение пронизывает систему воспитания и образования практически всех социальных институтов. Но это «пронизывание» аморфно, неотструктурировано, стихийно, мозаично, поэтому малоэффективно. Казалось бы, вывод очевиден. Крайне необходимо и как можно скорее создать организационную структуру, позволяющую осуществлять читательскую социализацию на государственном уровне. Тогда Россия с последних мест передвинется намного вперед, воспитав акме-читателя, что обеспечит не только высокий уровень качества чтения, но и прорыв в модернизации образования, подготовив компетентного и конкурентоспособного выпускника школы.
Вариант проекта прорыва в читательской социализации как основы формирования человеческого капитала разработан. Он вполне реализуем при поддержке соответствующих властных структур и объединения профессионального сообщества, занимающегося читательской социализацией. Не раскрывая сейчас концепции проекта, его содержания и механизмов реализации, приведем для иллюстрации соображение, касающееся объединения усилий разных социальных институтов в развитии читателя.
Воспитанием растущего читателя занимаются многие социальные институты на основе преемственности. Системообразующим социальным треугольником являются семья, школа и библиотека. Акмеологическая концепция чтения позволяет рассматривать расширенное воспроизводство культуры чтения личности с учетом взаимодействия и взаимовлияния этих социальных институтов на основе принципов комплексности и системности. Нарушение этих принципов и изъяны в механизмах взаимодействия способствуют появлению негативных тенденций в воспроизводстве культуры чтения в непрерывном образовательном процессе.
Позитивно-продуктивная интеграция семьи, школы и библиотеки должна рассматриваться не только в организационном и содержательном планах, но и в способах поощрения за вклад в читательское развитие. Это будет стимулировать активность в решении проблем читательской социализации и объединять усилия представителей разных социальных институтов в формировании культуры чтения личности и общества.
Для реализации проекта нужны высококвалифицированные эксперты-консультанты. Такие в России есть. На основе принципов сетевого маркетинга и эффективного менеджмента они подготовят кадры, способные обеспечить читательскую социализацию школьников в короткие сроки. И тогда Россия станет высокопродуктивной читающей страной, конкурентоспособной в мировом информационно-образовательном пространстве.
Валентина БОРОДИНА, Сергей БОРОДИН
Комментарии