Психологи считают, что игра – особая форма обучения, воспроизводящая реальные ситуации и способствующая выработке необходимых навыков. Вспомним, что еще великий философ Платон говорил: «Человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или строителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения».
Есть дисциплины, в которых игры позволяют достичь весьма неплохих результатов. В частности, это относится к экономике. Практико-ориентированность предмета и возможность использования полученных знаний в жизни предполагает использование методов активного обучения.
Экономические игры развивают творческое мышление, способность анализировать ситуацию и профессиональные коммуникативные навыки.
Приведу пример. Игра под названием «Создание фирмы». Ученики делятся на команды, выбирают вид деятельности, девиз и миссию своей фирмы, разрабатывают оригинальные продукты, оценивают потенциальные перспективы своей фирмы на рынке в современных условиях. Затем команды представляют свои проекты и обсуждают слабые и сильные их стороны. Я провожу подобные занятия не только в школе, но и в институте со студентами. И зачастую приходится сожалеть, что преподаватель не может помочь реализовать предложенные проекты.
Игра – это лишь развлечение, скажут скептики, и ничего из реальной практики в ней нет. Но ведь не секрет, что многие предприятия были «придуманы» их создателями во времена студенчества, в частности, в ходе деловых игр и работы над учебными проектами.
Что же мешает современным школьникам играть и посредством игр повышать результативность учебного процесса? Основная трудность, на мой взгляд, в том, что игры сегодня, как правило, воспринимаются как некий «подарок» ученикам со стороны учителя, соответственно и часов на них в учебных планах либо крайне мало, либо не предусмотрено.
Недооценка влияния игровых форм на результативность усвоения учебного материала приводит к тому, что играм часто оставляют роль «музыкальной паузы», позволяющей ученикам «отдохнуть». А между тем великий отечественный педагог Антон Макаренко считал, что «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Евгений СМЫШЛЯЕВ, кандидат экономических наук, учитель экономики лицея города Лобни, Московская область
Комментарии