Всеобщее бытие равнозначно природе. Человек – сам часть, вершина саморазвития. Поэтому он не может противопоставлять себя ей. Лозунг «Назад к природе» при правильном прочтении – очень верный принцип для периода, когда человека и целую цивилизацию «заносит». Все, что человек имеет, он изначально получает из окружающей его среды. Брать бережно, не вредя кормилице, брать в меру – элементарные, но важнейшие правила, которыми, увы, на практике могут вызывающе пренебрегать.
Лишь сравнительно недавно экологические требования стали неотъемлемой стороной технических и технологических стандартов. Однако фактический уровень их требований и особенно обеспечения крайне недостаточен. Нет фатальных, неизбежных закономерностей развития техники, которые должны пагубно сказываться на природе. Дело в поспешности осуществления принципа «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Главные опасности для природы сегодня – разрушающие экологию технологии и демографическая перенаселенность. Они взаимосвязаны. При экологически чистых технологиях перенаселенный мир способен иметь немалые резервы.
Неверна пассивная позиция в отношении природы с одновременной ее абсолютизацией. Природой надо управлять. У человека, как и во всем, должно быть творческое отношение к ней. Природу нельзя беспредельно идеализировать. Она не любит лести и напоминает об этом разрушительными стихиями. А в них – одна из сторон природного бытия, и оно весьма далеко от безмятежной идиллии и гармоничного постоянства.
Существует не только материальная, но и духовная связь между человеком и природой. Это по-своему было доказано в XX веке в работах Владимира Вернадского, Тейяр де Шардена, Льва Гумилева. Благодаря этим мыслителям в научный, а затем практический обиход вошло понятие ноосферы – разумной сферы, созидаемой через деятельность людей в биосфере, околоземном пространстве. Ноосфера растет и представляет собой особый качественный элемент в структуре космоса. Очевидно, что созидательная деятельность человека нередко сопровождается бездушным и хищническим отношением к природе.
В подобном поведении, возможно, самое главное – неуважение природы в душе самого человека. Все его тревоги перенесены на внешний мир. Внутри же человека остается мир нераскрытой, буквально неизведанной природы. А человеческий внутренний мир уродуется подчас современным образом жизни намного сильнее, чем внешний.
Издревле существовало оккультное знание, которое не без ошибок, но старалось заглянуть в тайный мир природы человека, неведомый ему самому. Все эти изыскания в соединении с научной методологией еще впереди. Каждая эпоха имеет свое решительное предубеждение и свою неоправданную идеализацию. Но если хотя бы один человек способен выиграть соревнования, даже в счете, с современной ЭВМ (а такие факты имеют место), то стоит призадуматься: не являются ли наши компьютеры «железками», которые может посрамить простое зернышко, регулирующее и направляющее процессы собственной жизни. А ведь человек намного совершеннее крохотного зернышка. Проблема природы и человека является прежде всего проблемой природы человека.
Уникальность нашей страны состоит, в частности, в мощи ее природных ресурсов. По подсчетам специальной международной конференции ученых, ресурсы России оцениваются примерно в 3 раза выше, чем в США. Такая внушительная база создает хорошие перспективы для нового, мощного подъема нашей страны.
В более дальней, но закономерной перспективе можно предположить то, что до сих пор всерьез не рассматривалось – географически неизбежное перемещение центра мировых связей: Западная Европа – США в место стыковки Старого и Нового Света – Аляска – Чукотка. Попытки проложить железные дороги между материками практически планировались еще в начале XX века. Этому помешали мировые войны и социальные коллизии. Но широкое освоение богатств необжитых пространств неизбежно при стремительном нарастании научно-технической революции. Прокладка сверхскоростных трансконтинентальных железных дорог должна связать США, Западную Европу, Японию и Китай. Одновременно освоение Северного Ледовитого океана даст дополнительный шанс России в силу ее географического положения. В результате России предстоит стать центром новых мировых связей.
Есть еще одна особенность, касающаяся мира в III тысячелетии. Научное естествознание свидетельствует о переходе величайших рубежей в развитии космоса. В частности, это касается перехода от эпохи Рыб к эпохе Водолея. С этим связаны многие негативные явления на планете. Но для России, находящейся под знаком Водолея, смена эпох благоприятна. Свой интерес представляет астрологическое утверждение о Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах как планетарной мозговой коры, разделенной грядой Уральских гор на два полушария. Фактически самые разные философские учения приходят к выводу о грядущем величии России.
Стратегия будущего – это прежде всего философия, особая философия будущего общества, обращенная ко всем видам человеческих потребностей и соответственно ценностям, на которые они выходят. Естественно, она включает в себя решение проблем, связанных не только и не столько с природой, сколько с насущными вопросами прочих областей жизни.
Райское общество недостижимо. Поэтому оставим в стороне фантазии. Оно может и должно быть построено с учетом жизненных закономерностей. Материальные потребности – единственные, которые надо урегулировать обществу для достижения его стабильности и, более того, гармонии.
Простых задач не бывает. Все трудности, которые приобретают остроту вне материальной сферы (религиозные, национальные и др.), возникают из-за отсутствия партнерских отношений. А практическое партнерство строится на основе совладения людьми собственностью. Всякая иная ситуация – повод для скрытого, пусть и неосознанного недовольства и вражды между людьми.
Теории рационального общества вдохновлялись идеями либерализма. Их истоки питает правовая триада английского философа XVII в. Джона Локка – неотъемлемыми правами человека являются жизнь, свобода и собственность. Без последней свобода недостижима, а жизнь ущербна. Собственность – основа жизни и свободы каждого. Без этого все демократические декларации остаются никому не нужным пустословием.
Не случайно именно в вопросах собственности самыми ортодоксальными были социалистические и коммунистические теории. Их ключевые положения: 1) отнять насильно собственность; 2) обобщить ее, как правило, на самом высоком – государственном уровне, когда она фактически становится достоянием чиновничьих верхов; 3) регламентировать жизнь «лишенцев собственности», то есть подавляющего числа граждан.
Новая социал-демократия старается учесть эти недостатки, если только не распыляется на мелочное несущественное реформаторство. Однако решение этой проблемы не монополизировано социал-демократией – современный капитализм идет на расширение совладения для самоспасения, причем зачастую намного активней социалистов. Лишь благодаря этому США в свое время справились с конкуренцией японских автомобилей. Родилась форма народных предприятий, утвердившаяся в обеих упомянутых странах. В эту форму организации бизнеса и производства в США ежегодно вовлекаются десятки тысяч тружеников.
Кроме того, на Западе практически большинство тружеников имеют акции различных предприятий, люди нередко участвуют в прибылях своей компании, доля которой дополняет их зарплату. Поэтому они – не формальные, а заинтересованные участники всех вопросов производственной жизни, и право закрепляет их статус совладельцев и управленцев.
Совладение – единственное, чего не хватало для триумфа перестройки, его отсутствие и привело нашу страну к системному кризису. Трудный урок – тоже урок. Потребность в совладении – естественная потребность всех людей всего общества.
Все социальные связи, рождаемые совладением, прослеживаются весьма прозрачно и отчетливо. Мы видим, что совладение – главная основа реального равноправия людей. Соответственно экономическое самоуправление общества выходит на его политическое самоуправление.
Из совладения вытекает единство интересов людей. Вне единства интересов, обусловленных практической жизнью, оно способно быть лишь заклинанием. Но единство интересов тождественно их фактической гармонии. Конкретно оптимальным выступает общество с гармонией общественных интересов. Одновременно открываются пути к прочим социальным ценностям.
Совладение собственностью оказывается условием достижения благосостояния общества, ибо в личностном плане пробуждает трудовую заинтересованность людей. Как самоуправление обеспечивает личную независимость, так и в социальном плане – свободу людей; фактическое равноправие открывает людям действительное понимание правоты и неправоты и гарантирует справедливость в социальном масштабе. Единство интересов рождает у людей естественное чувство солидарности, а на социальном уровне – сплоченность.
Так обеспечиваются исторические социальные ценности – свобода, равенство и братство, где место последней, без излишней сентиментальности, занимает реальная сплоченность общества. Гармония основных человеческих взаимоотношений, освобождаясь от главных социальных стрессов, выступает залогом здоровья общества как важнейшей ценностной стороны его жизни.
Наряду с этими, по преимуществу практическими следствиями, следует отметить подчеркнуто духовные последствия совладения собственностью и роста на его основе благосостояния людей. Это – рост знаний вследствие открывающейся доступности образования для всех. Человек, на деле выступающий источником ценностей, оказывается залогом взаимо- и самоуважения людей, что позволяет без лицемерия говорить о человеколюбии на социальном уровне моральной жизни.
Практический выход на социальные ценности, осознание личностью путей к ним формирует в обществе оптимизм как исключительно важную и дополняющую мировоззренческую ценность. В религиозном плане для верующей части граждан укрепляются ценности веры, надежды и любви как получающие созвучие и отклик в земной программе. Совершенствование жизни затрагивает и эстетическое сознание людей, образуя в единстве всех социальных ценностей определенный идеал общества. Это в значительной мере может подвигать людей к самосовершенствованию.
Франклин Д.Рузвельт писал: «Подлинным консерватором является тот, кто настаивает на том, что собственность должна быть слугой, а не хозяином общества. Во всех случаях, когда надо сделать выбор, я стою за людей, а не за собственность». Благодаря антиолигархической политике Рузвельта в вопросах собственности Америка вышла из самого страшного кризиса в своей истории.
Характерен и такой взгляд на экономическую сущность жизни: «Человек труда – это не просто орудие производства, но и личность, имеющая в ходе всего производственного процесса приоритет перед вложенным в дело капиталом. Самим актом человек труда становится господином на своем рабочем месте, хозяином трудового процесса, хозяином продуктов своего труда и их распределения». Такова суть энциклики Папы Иоанна Павла II «Занимаясь трудом». Она посвящена экономическим и социальным проблемам человечества. В ней отражено единство экономической и моральной сторон жизни. Подобные идеи и принципы надо учесть при решении глобальных проблем современности.
Владимир ЖАРИНОВ, профессор Академии русских предпринимателей
Комментарии