Адаптация к школе – важный период для каждого школьника. Особенно остро встает вопрос готовности к школьному обучению для детей с особыми образовательными потребностями.
Актуальность вопроса связана с особенностями младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, у которых психологические механизмы адаптации к новым условиям формируются крайне медленно. Специально организованная поддержка детей в период адаптации является основой для дальнейшего обучения и воспитания.
При поступлении в школу дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в режимных моментах. Им сложно перенести в условия школьного обучения привычные бытовые навыки. Основными проблемами становятся коммуникация с учителем и сверстниками, соблюдение правил и норм поведения в школе. Учителя начальных классов сталкиваются с трудностями перехода от игровой деятельности к учебной. Период адаптации к школе для детей с особенностями развития может растягиваться на длительный период. Для того чтобы данный период прошел максимально мягко и комфортно, психолого-педагогический консилиум школы №1467 разрабатывает программу поддержки с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с интеллектуальными нарушениями включает в себя следующие задачи:
- Организация пространства на уроках, переменах, во время внеурочной деятельности.
- Психологическая поддержка учеников, индивидуальная помощь учителя, при необходимости сопровождение тьютора.
- Коррекционные занятия и тренинги со специалистами.
В связи с трудностями восприятия и запоминания информации учителя на уроках организуют активную практическую деятельность, так как обучение с использованием различных игр и действий с предметами позволяет проще воспринимать и запоминать информацию. На уроках используются дидактические карточки, объемные буквы и цифры, пластилин, конструктор, мозаика и песок.
Специалисты и учителя моделируют и проигрывают с детьми различные жизненные ситуации, что позволяет легче освоить нормы поведения в обществе и в определенных жизненных ситуациях. С первых дней ребят учат правильно и понятно формулировать вопросы и ответы, находить выходы из затруднительных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым.
Только в дружественной атмосфере можно добиться комфортного пребывания ребенка в школе, поэтому большое внимание уделяется взаимоотношениям внутри класса и созданию ситуации успеха. На уроках необходимо постепенное усложнение заданий, учителя и специалисты не предлагают детям задания, с которыми они заведомо не справятся, а сначала многократно закрепляют освоенный материал и только тогда, когда ребенок хорошо освоил один прием, предлагают новый.
Для более легкого восприятия и запоминания информации учитель предлагает первоклассникам пользоваться визуальными подсказками как на уроках, так и на переменах, ведь зачастую дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь и расстройства аутистического спектра, а для таких ребят любая деятельность должна быть четко структурирована и визуально подкреплена.
Во время урока ребята учатся пользоваться визуальными подсказками и расписанием, следить за временем, соблюдать режим «урок/перемена». Для этого педагоги многократно повторяют простые инструкции и сопровождают их визуальными подсказками.
Подсказки могут быть следующего типа: «сначала – потом» (урок – перемена), «что потребуется на уроке» (карандаш, тетрадь, счетные палочки), «календарь», «расписание», «часы»; визуальные правила, которые предупреждают нежелательное поведение во время уроков и на перемене, «не кричи», «не бегай», «скажи спокойно», а также подсказки, связанные с гигиеническими процедурами, «моем руки правильно», «если хочешь в туалет».
Важную роль в адаптационном периоде играет тьюторское сопровождение. Тьютор является опорой для маленького ученика во все периоды учебного дня – на уроке, перемене, при организации свободной деятельности.
Для комфортного прохождения адаптации в учебных кабинетах оборудованы игровые зоны и зоны отдыха, где первоклассники могут снять эмоциональное напряжение, отвлечься.
Необходимо детально продумывать организацию не только учебного пространства, но и мест для отдыха первоклассников, и структуру проведения перемен.
Специалисты службы сопровождения всегда находятся рядом и поддерживают учеников на переменах, организуют коммуникативные игры, минутки релаксации, динамические паузы, заучивают короткие считалки для определения ведущего, играют в простые игры (крестики-нолики, домино, пазлы), а также в такие игры, как почта, магазин; учатся пользоваться деньгами (предметы-заместители, пластиковые монеты).
Классные руководители организуют совместные экскурсии в библиотеку, в музеи, используют любые возможности для отработки и закрепления социальных навыков, правил поведения в общественных местах.
Для полноценного развития детей с интеллектуальными нарушениями специалисты проводят коррекционно-развивающие занятия, где помогают первоклассникам изучать и закреплять необходимые навыки, учат взаимодействовать друг с другом, с учениками других классов, со взрослыми. Ребята очень любят участвовать в коммуникативных тренингах, коллективных развивающих играх. Совместная деятельность создает позитивный настрой и предпосылки для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.
Считаем, что начало обучения в школе – это прекрасная возможность для детей с интеллектуальными нарушениями раскрыть свой потенциал. Учителя и специалисты нашего образовательного комплекса используют все возможности, чтобы, став взрослыми, эти особенные ученики могли самостоятельно себя обслуживать, взаимодействовать с другими людьми, свободно ориентироваться в окружающем их социуме.
Надежда РОЩИНА, учитель начальных классов школы №1467;
Екатерина КУЗЕЛЕНКОВА, учитель-логопед школы №1467;
Елена ТЕРЕХОВА, учитель-дефектолог школы №1467;
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель-логопед школы №1467
Комментарии