Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Совместить несовместимое. Коллаж как универсальное средство организации учебного процесса

Учительская газета, №08 от 21 февраля 2017. Читать номер
Автор:

Представляя технологию коллажа как универсального средства организации образовательного процесса, мы постараемся последовательно ответить на несколько взаимосвязанных вопросов: Что такое коллаж? Почему именно коллаж? Как работает технология использования коллажа для организации образовательного процесса? Каковы перспективы данной технологии?

Ответы на первые два вопроса лишь предваряют разговор, собственно, о технологии применения коллажа в образовательном процессе, однако это своеобразное предисловие необходимо для понимания не только отдельных технологических аспектов, но и перспектив практического применения данной технологии в образовании.Что такое коллаж?Коллаж (от фр. collage – «приклеивание») – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием –  наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок. Вскоре к нему присоединился единомышленник – великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… Первая самостоятельная работа Пабло Пикассо, сделанная в новой технике, – «Натюрморт с плетеным стулом». Необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники, в том числе и отечественные. Аристарх Лентулов сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Он стал первопроходцем новой техники коллажа среди русских художников. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годах, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».Илья Глазунов обратился к технике коллажа в 60-е годы: им были созданы картина «Старик» и многие произведения исторической тематики. Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое. В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг.Коллаж сегодня выходит за рамки техники и жанра, используемого  исключительно в изобразительном искусстве. Он становится центральной идеей, вокруг которой создаются различные художественные произведения: музыкальные, литературные, кинематографические, театральные и иные. Так, в 2013 году на сцене московского Театра Наций состоялась премьера спектакля «Гамлет. Коллаж», в котором все роли играет Евгений Миронов. В этой постановке именно техника коллажа позволяет актеру не просто прочесть монолог на гамлетовскую тему, но представить всех героев, мгновенно перевоплощаясь на сцене и вступая в диалоги и даже сражения с самим собой (в сцене сражения с Лаэртом используется запаздывающая видеосъемка, которая позволяет Миронову-Гамлету противостоять Миронову-Лаэрту). Фрагментарная, коллажная структура спектакля воспроизводит особенности душевного состояния Гамлета, страдающего от тотального одиночества и не способного мыслить последовательно и целостно.Одним из направлений деятельности экологических сообществ и отдельных защитников природы во всем мире стало использование бросовых материалов для изготовления коллажей, в том числе гигантских трехмерных граффити. Таким образом люди стремятся обратить внимание на проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами вследствие растущего потребления и запаздывающей переработки и утилизации. Почему именно коллаж?Этот выбор предопределен пониманием того, что таковы реалии современного информационного общества. Все, что окружает сегодня человека в информационном пространстве, можно сравнить с гигантским коллажем. Вокруг нас – постоянно обновляемое наслоение разнофактурной, разноплановой, зачастую несистематизированной информации, которая ежедневно «выливается» на человека, воздействуя на различные органы чувств: – аудиовизуальные: телепередачи, плакаты, видеосюжеты, музыка, тексты и другое; – тактильные: рукопожатие, похлопывание, прикосновение, объятия, поцелуи и многое другое, что непосредственно связано с физическим контактом между людьми;- органолептические: вкусы, запахи.Эта информационная многоголосица представлена, как правило, в различных формах: текстовой, числовой, звуковой, графической, видео и комбинированной. В ситуации повышения доступности получения информации через современные гаджеты мы имеем возможность все время находиться в информационном поле, без перерыва «на обед». В связи с этим современный человек постоянно оказывается перед выбором: какую информацию предпочесть, на что стоит потратить свое время. Фактор времени становится одним из самых существенных прежде всего в определении собственных информационных приоритетов, и его ценность постоянно растет, что довольно точно подметил автор графической работы «Со смыслом», размещенной накануне нового, 2017 года Международным научным журналом «Интернаука» (http://www.inter-nauka.com/) в его версии на Фейсбуке.Каждому из нас приходится составлять свой собственный «информационный коллаж», выбирая из всего многообразия видов и форм информации ту, которая отвечает нескольким требованиям:- является на данный момент самой личностно значимой (остальное можно пропустить); – представляется наиболее достоверной (в соответствии с собственными представлениями и пониманием этого аспекта); – согласуется с нашей жизненной позицией и нашими нравственными ориентирами.Однако вся остальная информация при этом никуда не исчезает, она сохраняется вокруг нас, оставаясь неким фоном, на котором яркими пятнами проступает то, что мы выбрали в качестве приоритета. Практический аспект. Почему коллаж занимает особое место в деятельности учителя в современной школе? Эта техника изучается довольно подробно в образовательных организациях на уроках технологии и информатики. С ней современные дети знакомятся еще в детском саду: создают свои собственные коллажи из природных и иных материалов, часто даже не называя созданные творческие работы этим термином. Однако коллаж претендует сегодня на то, чтобы стать универсальной технологией, которая позволит организовать образовательный процесс не только в рамках названных школьных предметов и дошкольной практики.Одной из существенных проблем современной школы называют снижение и даже отсутствие интереса у учащихся к учебе. Как не вспомнить замечательный рецепт, прописанный автором слов известной в советские годы детской песенки К.Ибряевым: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». И в этом смысле коллаж становится одним из весьма доступных и полезных инструментов повышения мотивации школьников к образовательному процессу. Более того, коллаж позволяет нам решить целый ряд других образовательных задач. Назовем лишь некоторые из них:- развить фантазию и творческое воображение школьников, что, по мнению психологов, непременно скажется на повышении их интеллектуальных способностей;- связать учебный процесс с практической деятельностью;- развить конструкторское мышление;- обеспечить условия для развития универсальных учебных действий учащихся (умение обрабатывать информацию и представлять ее в сжатом виде, навыки планирования, самооценки, коммуникативные и рефлексивные умения и многое другое);- обеспечить межпредметные и метапредметные связи;- реализовать системно-деятельностный подход.Как работает технология коллажа в организации образовательного процесса?Пользуясь таблицей, которая приведена на стр. 13, рассмотрим основные этапы технологии коллажа и назовем соответствующие им виды и способы деятельности педагога и учащихся. А затем проиллюстрируем отдельные этапы и соответствующие им виды деятельности примерами (см. таблицу 1).В ходе подготовительного этапа одной из наиболее сложных задач учителя является задача, связанная с проектированием урока/занятия  с применением технологии коллажа. Для ее успешного решения педагог может воспользоваться таким проектировочным инструментом, как «методический треугольник» (см. схему).Интересно, что если мы превратим данный «методический треугольник» в таблицу, то получим готовый сценарный план проектируемого урока с использованием технологии коллажа (см. таблицу 2).При этом учителю будет легко проверить, насколько соответствует друг другу содержимое всех трех колонок: чем проверяется планируемый результат, какие материалы и упражнения для этого предлагается использовать, как будет проходить оценивание достижения данного результата и т. д. Такой анализ позволит даже начинающему педагогу еще на подготовительном этапе увидеть несоответствия и устранить их. Рассмотрим в качестве примера готовый и апробированный автором данной статьи проект заключительного урока по истории современной России (9-й класс), разработанного на основе технологии коллажа. Предварительные замечания. Заканчивается учебный год, завершается изучение курса истории России (первый концентр), важно подвести итоги, понять, насколько учащиеся понимают, что является предметом изучения науки «История», умеют ли определять исторические факты, события, явления, анализировать, обобщать и систематизировать исторический материал, высказывать свою точку зрения по поводу тех или иных исторических событий и многое другое. Удалось ли учителю сформировать УУД средствами предмета, какие именно и в какой степени. Очевидно, что ни тест, ни другие разновидности контрольных работ не позволят нам в полной мере ответить на такой обширный комплекс вопросов. В качестве альтернативы предлагаем провести сдвоенный урок, на котором учащиеся смогут создать коллаж по теме «Завтра это будет история…».В начале урока учитель может предложить учащимся, которые завершили изучение курса, стать на время соавторами нового школьного учебника по истории современной России. Для этого задуматься над такими вопросами:- Какие темы по истории современности были бы интересны вашим сверстникам?- Как из обилия фактов, событий выбрать те, которые «войдут в историю»?- Как расположить материал на страницах учебника?Обсуждение подобных вопросов можно рассматривать как трамплин для создания тематического коллажа. Удобнее всего организовать работу учащихся в мини-группах по 4-6 чел. Способы организации групп могут быть самые разные, все зависит от целей, которые ставит перед собой педагог. Отметим, что, как правило, полезнее «перемешать» учащихся, создав не традиционные малые группы по собственным предпочтениям подростков (с кем им интересно и/или привычно работать), а «заданные», или определяемые неким заданием, предложенным педагогом. В качестве такого задания может быть, например, такое: учащимся предлагается образовать группы (не более 6 человек) по признаку, который объединяет полученные ими иллюстрации (взятые из Интернета или из собственной копилки учителя). В некотором роде это задание будет также настраивать учащихся на работу по созданию коллажа: различные картинки, которые надо скомпоновать по выделяемому самостоятельно признаку (в дальнейшем эти раздаточные материалы могут также быть включены в коллаж).Отметим, что эта подборка всегда будет неоднозначно трактоваться учениками, и это дополнительная возможность для учителя, позволяющая увидеть, чему дети научились за весь период обучения истории.Приведем в качестве примера небольшой иллюстративный ряд, используемый автором данной статьи в учебных целях.Очевидно, что здесь могут быть выделены самые разные признаки для объединения: «Символы России» (как официальные, так и неофициальные), «Народы России», «Победы России», «Будущее России», «Дети России», «Увлечения россиян», «Общественные проблемы» и многое другое. Важно, что учитель не делает подсказок, а дает право учащимся свободно перемещаться, рассматривать картинки, обсуждать совпадение признаков и т. д. Обязательной частью этого упражнения будет непродолжительное коллективное обсуждение, почему составились именно такие группы, что объединило их участников, а также предоставление возможностей тем, кто не нашел «свою» группу, примкнуть к одной из собравшихся групп и объяснить, почему это возможно (что общего в картинках). Стоит напомнить ученикам, что обязательным условием данного упражнения была численность групп не более 6 человек. Если учащиеся создали большие по численности группы, можно предложить им разделиться и образовать новые с учетом требования по численности.По завершении формирования групп можно предложить учащимся краткие инструкции для выполнения мини-проекта «Завтра это будет история…», обеспечить каждую группу подборкой газет и журналов и необходимым комплектом канцелярских товаров (ватманскими листами, клеевыми карандашами, ножницами, маркерами).Примерная инструкция для учащихсяМини-проект «Завтра это будет история…»В течение 30 минут подготовьте свой собственный проект темы по истории современности на основании материалов газет и журналов и собственного понимания. Представьте проект предлагаемой вами темы и способ размещения материалов (в рамках данной темы) на последних двух страницах учебника истории России ХХ-ХХI вв. Можете воспользоваться техникой коллажа. Представьте подготовленный проект в течение 5 минут. В презентации обоснуйте выбор темы, объясните, как вы отбирали факты, события и явления и почему так расположили их на развороте учебника.Перед началом работы можете воспользоваться дополнительной информацией. Если у вас возникнут какие-то вопросы, вы сможете получить консультацию.  Дополнительная информация Факт – в широком смысле синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.Исторический факт – действительное событие (что?), локализованное во времени и пространстве (когда? где?), обладающее субъективностью (кто?) и объективностью (произошло вне зависимости от воли и желания кого-либо) (например, нападение на СССР фашистской Германии 22 июня 1941 г.).Событие – то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни.Историческое событие – совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов (например, Великая Отечественная война).Явление – вообще все, что чувственно воспринимаемо; особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, явление природы).Историческое явление – комплекс логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве (например, мировой экономический кризис 1929-1933 гг.). Коллаж (от фр. collage – «приклеивание») – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.Коллаж может быть выполнен целиком из газетных и журнальных вырезок. В этом случае стоит обратить внимание на достижение эффекта неожиданности от сочетания материалов, а также эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисован тушью, акварелью, маркерами, авторучками, карандашами и т. д.На какие моменты в коллаже стоит обратить внимание? 1. Материалы. Газетно-журнальные материалы, используемые в коллаже, должны быть разными. Это могут быть как информационные статьи, взятые целиком, так и заголовки, и даже отдельные буквы, вырезанные или вырванные из газет. Важно использовать в коллаже вырезки фотографий, их фрагментов, а также аппликации-рисунки, выполненные из газетной бумаги. Чтобы обратить внимание на самые важные части коллажа, выделите их яркими цветовыми решениями или неожиданной подачей информации. Наличие безобидного юмора в коллаже приветствуется.2. Тема. Перед началом работы вы должны определить тематику вашего коллажа (чему, на ваш взгляд, должны быть и\или могут быть посвящены последние страницы учебника в рамках истории современности) и далее подбирать такие материалы, которые бы наилучшим образом ее отражали. Тема коллажа должна быть заявлена на презентации. Имейте в виду, что у вас будет естественное ограничение в виде той подборки газет и журналов, которую вы получили для работы.3. Композиция. Если вы хотите правильно сделать коллаж, обратите особое внимание на расположение его составляющих. Позаботьтесь о том, чтобы части коллажа гармонично сочетались друг с другом.4. Оформление. Еще один важный этап подготовки любого коллажа – это его оформление. Как уже говорилось выше, в коллаже вы можете использовать всевозможные варианты дизайна: шрифты, фотографии, рваные края, аппликацию, дорисовку и многое другое. Однако если вы хотите качественно сделать коллаж, не стоит перегружать его излишним декором.Как видим из приведенной выше инструкции, учащиеся получают лишь самую общую информацию по поводу предстоящей работы, без особенной конкретизации. При этом у них остается право обратиться за консультацией к педагогу.В ходе работы над коллажем педагог следит за временем и напоминает учащимся, сколько минут осталось до окончания работы. Это дисциплинирует группы и позволяет всем выдержать регламент. По окончании отведенного времени педагог просит все группы представить результаты своей работы на общее обозрение. Важно сделать это одновременно или почти одновременно (с разницей не более 5 минут) для всех групп. Процесс вывешивания коллажей может сопровождаться свободным передвижением учащихся по аудитории, рассматриванием результатов работы других групп, общением.Затем учитель предлагает каждой группе выбрать по одному критерию, по которому будут оцениваться проекты. Могут быть названы:- актуальность темы;- информативность коллажа;- качество оформления коллажа;- внутренняя логика проекта;- понятность (доступность) содержания мини-проекта;- лаконизм содержания;- оригинальность проекта и др.Предложенные критерии уточняются (что имеется в виду? как будет оцениваться? что конкретно будет учитываться в работе? и т. д.), записываются на доске. Далее педагог проводит жеребьевку, определяя очередность выступления групп с презентациями. Напоминает, что критерии оценки коллажей – на доске. Задание группам: внимательно выслушать выступления групп и определить, каковы сильные стороны каждого из коллажей.По окончании выступлений учитель предлагает каждой группе назвать сильные стороны коллажей других групп. Таким образом, создается перечень характеристик для образцового коллажа. Затем каждому предлагается индивидуально оценить коллаж своей группы, определив его сильные и слабые стороны. Лучше, если учащиеся сделают это в письменном виде на отдельных листочках, которые затем сдадут учителю.Завершить такой урок стоит рефлексией. Учитель предлагает обсудить ряд вопросов (их перечень может быть и иным в зависимости от целей учителя):- Что было интересно на уроке?- Что было сложно?- Какие знания и умения понадобились?- Каких знаний, умений, ресурсов не хватило?- Что бы вы посоветовали своим сверстникам, которые будут делать свой коллаж «Завтра это будет история…»?Заметим, что коллажи стоит собрать и сохранить. Интересно бывает к ним вернуться в ходе проведения подобного занятия спустя год или более. Могут получиться интересные обсуждения, построенные на сравнительном анализе выбранных тем, фактов, оформления и т. д.В заключение ответим на последний вопрос из числа тех, которые предваряли данную статью: каковы возможности и перспективы применения технологии коллажа? Прежде всего сошлемся на личный опыт. Приведенный здесь пример организации занятия на основе технологии коллажа не сводим к единственной теме и только данному курсу истории России. В частности, автор данной статьи проводила подобные занятия с учащимися старшей школы по отдельным темам в курсе обществознания (например, «Типы политических культур»), использовала технологию коллажа на занятиях в рамках программ повышения квалификации учителей разных предметов, применяла технологию коллажа во внешкольной работе с учащимися. Это могли быть не только уроки повторения, обобщения, диагностики достигнутых результатов, но и уроки изучения нового материала (технология коллажа может использоваться в таких случаях в «свернутом» виде в качестве отдельного упражнения на этапе закрепления изученного материала, например, при отработке новых понятий), уроки-панорамы во втором концентре (курс истории России), когда необходимо актуализировать и систематизировать большой объем информации по тому или иному историческому периоду, уже изученному ранее, и многое другое.Если обратиться к опыту коллег, представляющих другие предметные области, то, судя по частоте встречающихся материалов в публикациях, в том числе в сети Интернет, самыми активными в освоении технологии коллажа стали учителя иностранных языков, для которых коллаж – универсальный способ для организации процесса освоения и систематизации новой лексики, создания условий (смысловая опора, стимул, средство семантизации и осознанного запоминания реалий) для организации активного говорения по изученным темам, изучения культуры стран изучаемого языка и многого другого. Подобная практика использования технологии коллажа получила распространение на уроках литературы и русского языка, географии, химии, биологии, математики и других предметов (не говоря о тех, в которых данная техника изучается обязательно в рамках существующих программ).Коллаж как способ организации деятельности подходит для организации образовательного процесса с обучающимися разных возрастов –  от дошкольников до взрослых людей. Для изготовления коллажа могут быть использованы самые разные материалы, по поводу которых сложно вводить какие-либо ограничения.Коллаж с успехом применяется и во внеклассной и внешкольной работе. Это прекрасная форма организации обсуждения актуальных для детей и подростков тем. Результаты такого обсуждения могут быть представлены на конкурсах и иных мероприятиях. Так, в текущем году объединенная издательская группа «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ» проводит Всероссийский конкурс коллажей «Смэшбук», на котором каждый учащийся в возрасте от 10 до 15 лет может представить свое учебное заведение, изготовив коллаж на одну из заданных тем: «Кем я буду через 10 лет», «Коллаж о моей мечте», «Мой любимый школьный предмет». Проведение такого конкурса в стенах одной образовательной организации позволит весьма наглядно представить интересы и устремления современных школьников-подростков, оценить качество воспитательной работы в школе, скорректировать при необходимости планы воспитательной работы как отдельных руководителей, так и образовательной организации в целом.Технология коллажа находит себе место и в методической работе учителя. Представление опыта работы педагога в форме коллажа, фотоколлаж одного урока и многое другое наглядно и убедительно продемонстрируют находки учителя, раскроют его методическую кухню.Таким образом, технология коллажа действительно универсальна, широко применима в образовательном процессе, интересна и полезна, позволяет решить многие вопросы, связанные с организацией деятельности обучающихся, и выйти на личностно значимые для учащихся результаты. Однако ее применение не должно полностью заменять другие способы организации образовательного процесса, не менее эффективные при определенных условиях, не должно превратиться в некую панацею. Как и у других универсальных технологий, у технологии коллажа есть свои ограничения. Вот только некоторые из них:- временные рамки (как правило, эта работа времязатратна, поэтому нужно взвесить, насколько эффективно будет ее применение в каждом конкретном случае);- потребность в достаточном для организации работы с коллажем оборудовании и материалах (работа с коллажем предполагает предъявление инструкций, материалов и инструментов для работы, образцов и т. д.); – готовность учителя к работе по данной технологии (владение приемами мотивации, целеполагания, организации оценивания, рефлексии; готовность к работе в интерактивном режиме) и многое другое.Тем не менее данная технология – весьма достойный и полезный инструмент, который пригодится любому педагогу в его работе. Поэтому советую его освоить тем, кто еще этого не сделал, и рассмотреть возможности для расширения сферы применения тем, кто уже активно использует его на практике. ​Людмила БЫЧКОВА, к. и. н., специалист отдела экспертизы и мониторинга учебного книгоиздания МПГУ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту