Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Советы профессора БЕЗРУКИХ . Как организовать занятия с дошколятами

Учительская газета, №5 от 7 февраля 2006. Читать номер
Автор:

Как организовать занятия с дошкольниками 5-6 лет? Формы занятий могут быть разными: не фиксированные по времени, не «привязанные» к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения и т.п. в обыденной жизни, но могут (а с 5-6 лет должны) быть специальные занятия, которые помогут ребенку научиться учиться.

При организации таких занятий необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), желательно проводить их в одно и то же время (оптимальное – в период с 11 до 12 часов или с 15 до 17 часов).

2. Продолжительность каждого занятия для детей 5-6 лет – 20-25 минут. Можно проводить 2 занятия с перерывом 15 минут.

3. Для занятий необходимо оборудовать рабочее место: подобрать по росту стол (парту) и стул, предусмотреть достаточное освещение (для праворукого ребенка свет должен падать слева, а для леворукого – справа).

4. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15 минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

5. Необходимо составить план занятий (хотя бы на месяц) для того, чтобы не перескакивать с одного на другое, а вести работу планомерно и системно.

При организации занятий взрослые должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

Пожалуй, самое главное – это тактика общения взрослых и ребенка. И первая проблема, с которой сталкиваются взрослые, – проблема внимания ребенка к тому, что ему говорит, показывает, делает взрослый. Нередко трудность ребенка сконцентрировать внимание взрослые расценивают как «нежелание», «недостаточное старание». Однако внимание зависит не только от желания детей, но и от того, как организован процесс обучения (работы), а также от возрастных возможностей «удерживать» внимание.

Следует учитывать, что к 5 годам ребенок уже способен на короткое время удерживать в поле своего внимания и инструкции, и действие. Однако если инструкция сложна, то ребенок вынужден будет сосредоточиться на чем-то одном или вообще не сможет сосредоточиться. И только к 6 годам дети уже способны удерживать «двухканальное» внимание: к слову и к действию.

Наряду с возрастными возможностями внимания при организации занятий с дошкольниками следует учитывать возрастные особенности их деятельности, определяющие готовность ребенка к обучению. Что же способен, а что еще не умеет делать ребенок определенного возраста?

В возрасте 5-6 лет:

способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию (задание);

способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);

может сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 5-10 минут;

способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.

Как видите, у детей разного возраста характер и уровень развития деятельности существенно различаются, и, если мы требуем от ребенка 4 лет то, что ему по силам только в 5-6 лет, мы можем неверно оценить его способности и поведение.

Продолжение следует

От редакции

Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту