Поступление в первый класс – чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка и его родителей. Был ли он готов к тому, чтобы приспособиться к новой для себя среде, воспринять иные «правила игры»? Если у малыша сформирована положительная внутренняя мотивация, которая складывается из желания учиться и понимания необходимости этого процесса, то половина дела сделана. Но существует и вторая составляющая готовности к школе. Это произвольность – способность действовать по образцу в соответствии с правилами.
Данное качество формируется в ходе ролевых игр со сверстниками в дошкольном возрасте. Характерная примета сегодняшнего дня – ситуация, когда дошкольник «не наигрался». Произвольность такого первоклассника будет страдать. Обе эти составляющие можно считать социальными, так как сложились они под воздействием среды. Однако нельзя не учитывать и внутренние причины, мешающие ребенку быть успешным в школе. Они связаны с тем, как на протяжении внутриутробной, младенческой и детской жизни формировался его головной мозг.
Если вы хотите определить, как ваш малыш сумеет адаптироваться к школьной жизни, обратитесь к нейропсихологу. Специалист по ходу тестового диагностического обследования точно определит, какой участок мозга как развит. К примеру, если недостаточно сформирован первый блок мозга, отвечающий за активацию и «бодрствование» (энергетику) коры, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, что ведет к снижению самооценки ребенка. На самом деле он может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой первоклассник может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым…
Специалист подскажет, за счет каких зон головного мозга можно будет скомпенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Последние предшкольные месяцы лучше потратить не на натаскивание в чтении или счете, а на общую закалку организма, тренировку внимания, логики, помочь будущему ученику поточнее сориентироваться в пространстве и времени. Будущему первокласснику можно помочь заранее, чтобы учиться ему стало легко и радостно.
Анна ПОТАНИНА, Александра СОБОЛЕВА, руководители Научно-исследовательского центра психологической защиты семьи и детства, Москва
Комментарии