Выдающийся государственный деятель древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель, великий князь киевский Владимир Мономах написал своим детям «Поучение», которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Напомнить о нём особенно важно теперь, когда многие себялюбиво помышляют лишь о личном благополучии, а потому зачастую рушатся все человеческие связи, в том числе родственные.
Вдохновенные строки проникнуты не только заботой о благе семьи, но и каждого русского человека, родной земли в целом. Мысль семейная под пером князя преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом – это вся Русь, семья – все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение.
Образ семьи даётся в «Поучении» как важнейшая духовно-нравственная модель жизнеустройства. Почти тысячелетие тому назад великий князь сознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа.
Мономах начинает рассказ от собственных корней. За детальным знанием Мономаха своего родового древа, семейных традиций стоит глубокое понимание ответственности перед народом, историей, русской землёй. На исходе жизни князь продолжает сознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славного» князя Ярослава Мудрого – составителя «Русской Правды» (по линии «отца возлюбленного» – князя Всеволода) и византийского императора Константина Мономаха (со стороны матери – княгини Анны). В его честь получил князь Владимир прозвание Мономах. «Мономахос» в переводе означает «единоборец». Из земли греческой добродетельному христолюбивому русскому князю были присланы драгоценные дары: крест животворящего древа, на котором был распят Христос; сердоликовая чаша кесаря Августа и знаки царской власти Константина: золотая цепь и бармы (оплечья); венец, известный на Руси как шапка Мономаха.
Великий князь киевский – собиратель русских земель – выступал против раздробленности, стремился не допустить распада государства на удельные княжества, призывал христианскую Русь к единству, князей – к объединению. Летописец повествует о том, как Мономаха поддерживал русский народ. Киевляне отправили к Владимиру наиболее авторитетных людей – «вдову Всеволодову и митрополита Николу» – с мольбой постоять за землю русскую, за веру православную: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнёте войну между собою, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую оборонили отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая».
Мольбу киевлян Владимир исполнял на протяжении всей жизни. С его княжением связано усиление Руси. Самые ответственные сражения старается приурочить Мономах к христианским праздникам: на Успение, на святого Бориса день, по Рождестве, – уповая на помощь Господнюю. Защитник христианских душ, городов, сёл, монастырей – Владимир полагается на святых угодников. И Божие заступничество не оставляет князя в его правом деле. После каждого рассказа Мономаха о битвах рефреном многократно звучат слова: «и Бог нам помог».
Выдающийся полководец лишён гордыни, показного геройства. Он не превозносится над людьми и не приписывает себе лично никаких подвигов и заслуг, смиренномудро полагая себя «худым и грешным».
Князь проявился как незаурядная личность во многих сферах деятельности. На примерах из собственной жизни, исполненной трудов и опасностей, строит Владимир свою стратегию христианского воспитания. Являя образец мужества, доблести, благородства, он стремится сформировать полноценные мужские качества у сыновей, внушая им мысль о «Божием сбережении»: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от неё, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого».
Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Святославича, в битве с которым погиб младший сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «Ради Бога, пусти её ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя», «чтобы я, обняв её, оплакал мужа её».
Потрясает глубина христианских и патриотических чувств, с которыми Мономах смиряется с гибелью сына на ратном поле: «Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», – и прощает убийцу. Князь чужд мести: «не враг я тебе, не мститель».
Среди бесконечных внешних и внутренних войн, раздоров и распрей, опасностей, измен и клятвопреступлений он умел вести праведную, благочестивую жизнь, спасая русские земли и святыни монастырей. Ещё будучи князем переяславльским, набожный Владимир «украсил серебряную раку святых золотом, хрусталём и резьбою столь хитрою, как говорит летописец, что греки дивились её богатству и художеству». Став князем киевским, Мономах перенёс из ветхой церковки в новый каменный храм святые мощи высокопочитаемых на Руси Бориса и Глеба, «ибо древняя Россия признавала оных мучеников главными её небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств».
Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что Мономах спешил «благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного». Когда в Киеве случился мятеж против ростовщиков, которые «угнетали должников неумеренными ростами» (говоря современным языком – грабительскими банковскими процентами), Мономах определил, что ростовщик-заимодавец, «взяв три раза с оного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала».
Беспрерывно помышляя о благе людей, князь призывал своих преемников защищать всех обездоленных: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека»; «не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас».
Ни малейшей небрежности не терпит военное дело. Князь, зная об этом не понаслышке, делится собственным опытом: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись».
Мономах внушает идеалы благочестия, милосердия, гостеприимства, добротолюбия, непрестанного самосовершенствования: «напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл»; «Больного навестите, покойника проводите»; «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»; «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь»; «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».
В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему призывает постоять за землю русскую.
Алла Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор
Комментарии