search
main
0

Сотворчество, сопереживание, союзничество,. или Трехмерная технология успеха

Многие фантасты бьются в своих книгах над созданием образа города будущего. У каждого этот образ свой, но есть то, что их объединяет, – в большинстве случаев это город успешного будущего. Ответственность за наступление этого будущего сегодня лежит на пока еще хрупких плечах наших детей и внуков, потому что, как известно, «будущее начинается сейчас». Но на самом деле в России уже существует несколько таких городов.

В часе пути от Казани расположен самый молодой город страны Иннополис. Численность его населения невелика – чуть больше трех тысяч человек, но зато какое это население! Инженеры, программисты, высококвалифицированные специалисты по самым передовым направлениям науки и техники! Многие из них переехали в Иннополис вместе со своими семьями. А потому наряду с технопарком, различными научными лабораториями, филиалами крупных международных и федеральных IT-компаний здесь есть свой университет, лицей, детский сад и школа.Со дня основания Иннополиса прошло всего шесть лет, а со дня возникновения его образовательной среды и того меньше, но школой Иннополис уже гордится по праву. В том числе и потому, что в декабре минувшего года она стала серебряным призером II Всероссийского конкурса «Успешная школа». Но обо всем по порядку.Мы «учились» в университетеОб истории успеха и просто истории становления «ШКОЛЫ ИННОПОЛИС» директор школы Гульмира Зияева и заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки Иван Савиных рассказывают дуэтом.«Наша школа существует всего три года, и только два из них как государственное автономное образовательное учреждение. Первый год своего существования мы относились к одной из структур Университета Иннополиса и представляли собой частную организацию. По итогам первого года работы мы поняли, что растем не по дням, а по часам и нам нужны свое собственное здание и все атрибуты полноценной школы. И это нормальный процесс развития, за эти три года число учащихся с 1‑го по 11‑й класс у нас увеличилось с 25 учеников до более чем 200», – говорит Иван Савиных. Он стоял у самых истоков школы и наблюдал за всеми изменениями. Гульмира Зияева директорствует с января 2018‑го, но вместе со своими коллегами продолжает поддерживать высокий темп развития школы, заданный предшественниками. И не только ими.Мнение детей – основной критерийГульмира Акмалевна объясняет: в процессе определения курса школы участвуют даже ученики. Они могут выражать свое мнение и пожелания по программам обучения. Например, через опросы. Так, по результатам опроса учащихся, выяснилось, что 95% учеников школы хотят больше занятий в игровой форме, 86% любят учиться друг у друга, 75% любят придумывать свои задания, 78% любят работать в группах, сидеть на уроке вместе с друзьями, а не в паре или в одиночестве, и самое главное – 89% любят необычных, «крутых» учителей, которые проводят уроки в нестандартной форме. И все это в школе Иннополиса есть, потому что это настоящая школа полного дня.«Разумеется, в нашей школе дети не только проходят основные образовательные программы. У нас хорошо развиты и система дополнительного образования, и внеклас­сная работа в различных кружках и секциях. Причем учителя, которые ведут, например, хореографию или пение у нас в школе, приходят заниматься с детьми и в детский сад Иннополиса. А преподаватели университета ведут некоторые секции для наших учеников по программированию и робототехнике. Наша задача – сохранить преемственность уровней образования, чтобы дети получали разноплановое образование. Но главное все-таки, чтобы оно было гармоничным и последовательным, без перекосов в ту или иную сторону и без потери важных для жизни компетенций», – отмечает Гульмира Зияева.Благодаря такому целеполаганию школа Иннополиса сейчас является не только самостоятельной образовательной единицей, но и неотделимым элементом целостной образовательной системы Иннополиса.«СО»Здесь понимают, что задача поставлена сложная и интересная одновременно – создать слаженную и сплоченную команду из детей, учителей и родителей.«Это необходимо именно потому, что для развития гармоничного человека нужна гармоничная среда. И такой же четверг, и все остальные дни недели. А это может получиться лишь тогда, когда все участники процесса развития гармоничного человека находятся на одной волне, разделяют общие ценности. Иными словами, хотят одного и того же, поддерживают друг друга, и каждый со своей стороны привносит что-то новое и уникальное в процесс. Это своего рода сотворчество, сопереживание, союзничество и множество других важных слов с приставкой «со», и не просто слов. Как для нас, учителей, так и для детей и их родителей. Родители с почти детским интересом и энергией делают в нашей школе свои проекты, проводят различные творческие мастер-классы: по лепке из глины, ведению групп в соцсетях, блогингу и т. д. Совместно с родителями мы делали проект по знакомству с различными профессиями: ученики нашей школы приходили на работу к одному из родителей, и компетентный и авторитетный взрослый рассказывал о своей работе и раздавал различные взрослые и профессиональные поручения ребятам, а те, и это было видно, с гордостью и неподдельным интересом эти поручения выполняли», – рассказал Иван Савиных.Родительская, учительская поддержка и поддержка самих ребят очень важна во время различных творческих конкурсов, в которых второй год принимают участие ученики школы Иннополиса. Сейчас в школе несколько танцевальных коллективов, в том числе и танцевальный коллектив молодых и открытых ко всему новому преподавателей. Кстати, средний возраст педсостава школы – 34 года.Все гениальное простоКогда я задала вопрос о составляющих успешной школы, Гульмира Зияева и Иван Савиных, не сговариваясь, ответили: одной из самых важных составляющих является дружная команда единомышленников. Это те люди, которые готовы не только учить детей, но и учиться у детей открытости и любознательности, умению находить простые и вместе с тем гениальные ответы и пути решения не только школьных задач. Это те люди, которым недостаточно «выдавать» школьную программу, они хотят на своих уроках создавать атмосферу сотворчества не только со своими учениками, но и со своими коллегами.Иван Савиных рассказал, что и он сам, и его коллеги, хотя при разговоре он называл их исключительно «ребята», на своих уроках стремятся выйти за рамки заданной программы и раскрывают свои темы с использованием «трехмерных» технологий, а именно используя знания из различных областей разных наук. Например, урок музыки – это сочетание музыки, философии, истории, географии, политики. Хореография – это физкультура, музыка, анатомия и т. д.Учителя делятся своими знаниями, опытом, своим примером, а значит, и частичкой себя не только с учениками, но и со своими коллегами. «Это люди, которые здесь потому, что они получают удовольствие от своей работы, от того, что они делают. Они делятся своими знаниями и эмоциями и получают те же эмоции в ответ», – уверен Иван Савиных.Но также это и команда профессионалов: в школе Иннополиса работают участники, лауреаты и финалисты регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».Город накладывает свой отпечатокВ работе школы, пусть даже самой успешной и современной, не обходится без своих сложностей. В школе Иннополиса сложности свои:- родители ждут от школы особенных условий, высокого уровня образования и развития творческих способностей детей;- дети видели мир, обладают широким кругозором, понимают безграничность возможностей, но у них при этом явный недостаток внимания родителей в силу их занятости;- дети находятся в состоянии адаптации к жизни в новом городе – родители переехали, бабушки, дедушки, друзья далеко, общение ограничено определенным кругом, все в маленьком городе друг друга знают, так как учатся в одной школе, ходят в один детский сад, живут в соседних домах;- дети в любой момент могут ­уехать в другой город, страну, мир для них открыт.Инфраструктура города достаточно замкнута, все основные развлекательные площадки расположены в Казани, до которой час пути на машине. В самом же городе дети чаще всего играют на улице, если погода хорошая, поэтому в задачи школы входит и организация детского отдыха.Танцуют все!Многие ученики школы Иннополиса в силу специфики своих семей живут в достаточно замкнутой среде. И задача социальных проектов, которые создают учителя вместе со школьниками, – адаптировать детей к новым граням общества. Так, ученики младших классов ведут переписку с пожилыми людьми из дома престарелых, который находится в одном из районов Татарстана.Уже сейчас запускается проект по инклюзивному обучению хореографии, которое будет проводить преподаватель танцев, психолог для детей, как здесь говорят, с безграничными возможностями. «Мы хотим показать и доказать, насколько социальные страхи и стереотипы бывают ошибочными и беспочвенными. Дети создают свои представления о мире, и очень важно, чтобы эти представления позволяли формироваться гармоничной личности, осознающей ценность каждого человека», – считает Гульмира Зияева.

Путь к успешности у каждой школы свой. Штамповать одинаково успешные школы невозможно. Важно, чтобы учителя сохраняли живость ума, любознательность, желание развиваться и профессионально расти, имели активную жизненную позицию и заражали этим своих учеников. Важно, чтобы учителя видели в них в первую очередь личность и поддерживали ее становление. Важно, чтобы дети хотели идти в школу и радовались новым задачам. Важно, чтобы профессиональный коллектив школы мог максимально полно обеспечить потребности не только учеников, но и самих учителей, чтобы это была команда. И тогда все получится, Гульмира Зияева в этом абсолютно уверена.

Только на сайте «УГ»Об опыте достижения успеха школы города Иннополиса читайте в рубрике «Технологии «Успешной школы»: www.ug.ru/method_category/243.

Иннополис, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте