Вот уже пятнадцать лет я сельский житель. В селе все на виду. Все знают о твоих победах и поражениях. Помогут в беде, порадуются твоему счастью. Через школу проходят многие поколения больших и маленьких сельских семей. Твоя выпускница скоро приведет сюда свою дочь, потом внука и правнука. И не прервется ниточка. А ты имеешь прекрасную возможность проследить судьбу каждого своего ученика, а значит, увидеть результат своего труда. Не это ли самое важное? Увидеть – состоялся ли он в жизни, сумел ли реализовать свои мечты? Воспользовался ли теми знаниями, которые ты так упорно передавал ему? А если нет? Есть ли в этом твоя вина, учитель?
Вновь и вновь думаешь о том, все ли ты сделал, чтобы искорки в Наташиных глазах не угасли, руки не опустились под тяжкой ношей сегодняшних будней, чтобы хрупкий, робкий мальчик Андрей стал надежным и сильным мужчиной. И как сладко защемит сердце – да, получилось. И как горько сознавать – не у всех…
После летних каникул мы с ребятами встречаемся в конце августа. Встречаемся вместе, чтобы вспомнить прошлое, поговорить о настоящем, заглянуть в будущее. Это счастливый для нас день. Если и есть в нем место грусти, то светлой грусти об ушедших днях, месяцах, о школе. И каждый раз одно и то же: «А помнишь, как в походе…» Роман, как всегда, перебивает: «А помните, как вы нас учили…» Еще бы! Я улыбаюсь и думаю о своем: «Кто же кого учил тогда?»
Вспоминаю свои первые уроки после института. Какой сама себе я казалась умной, всезнающей, всепонимающей. И сколько нужно было совершить ошибок, чтобы однажды задать себе вопросы: «Каким же должен быть мой урок? Кто для меня ученик и кто я для него? Что мы можем вместе?»
Танечки и Толики, Марины и Саши помогли мне понять, каким должен быть мой урок. Нет, неправильно! Наш урок! Да, именно так – наш! Ведь урок получается только тогда, когда становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим.
Во-первых, он должен быть всегда разным, в нем не должно быть места шаблону, тесных рамок, узко поставленных задач. Наш урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ребенка. А значит, во-вторых, урок – это диалог. На таком занятии вместо «повторяй за мной», «выучи по учебнику» и «запомни, что тебе сказано» предлагается иное: «ищи свое решение», «сформируй свою точку зрения», «предложи свою версию, свой вариант». Разве это не чудо, видеть – вот нахмурились брови, сосредоточились лица: «Как называется государство между реками Тигр и Евфрат?» И вдруг радостно взметнулась рука: «Да очень просто – Ефротигр!» А почему бы и нет?
А потому и домашнее задание должно начинаться со слов: «подумай, прав ли…», «сочини», «поразмышляй», «нарисуй», то есть ТВОРИ!
Так кто же для меня ученик на уроке? Однозначно – не объект для напичкивания определенной суммой знаний. Это личность со своим видением мира, со своими особенностями и возможностями. И конечно же, талантами. А еще – это дети-почемучки. Как здорово, что такие есть. Они могут задать массу вопросов и все подвергать сомнению. И не надо бояться, что ты, учитель, не смог дать ответ на какой-то вопрос. Важно признать, что и тебе далеко не все известно. А чтобы дать ответ, ты будешь искать его, а значит, учиться. И в этом ты так похож на ученика.
Что же я могу для него? Чему хочу научить? Трудно сегодня дается переосмысление исторического прошлого и настоящего. И каким бы оно ни было, для меня важно, чтобы чувство любви к Родине, патриотизм, гражданственность стали основополагающими в жизни моих учеников.
Я не могу «научить истории», но пытаюсь ученика из «стороннего» наблюдателя превратить в заинтересованную личность, осознающую себя частью Природы и Общества. Урок истории – это урок нравственности. Конкретные события и поступки людей, достижения культуры – все это должно воздействовать на чувства детей. Хочется, чтобы они научились любить и ненавидеть, восхищаться и разочаровываться, радоваться и грустить, испытывать счастье от общения с прекрасным. И не переставать удивляться. И каждый должен пережить на уроке успех. Пусть маленький, но успех, в основе которого все же труд, а не только способности.
«Творческий учитель всегда в поиске» – избитая, может быть, фраза. Но как не вспомнить о ней, размышляя над вопросом, каким должен быть учитель? Об этом столько уже написано! Быть интересным своим ученикам – вот главное в учителе, на мой взгляд. И не столько знанием своего предмета, а как человек, личность. А интересен человек увлеченный! И я стараюсь им быть и увлеченными хочу воспитать своих учеников. Я вместе с ними и в школе, и вне ее стен. Уроки мировой художественной культуры – это мои уроки. Взяться за них меня побудила любовь к живописи, музыке. И увлеченность этим я передаю своим воспитанникам.
Ах, как я разрывалась когда-то между желаниями поступить на отделение хореографии в училище культуры или на исторический факультет. До сих пор не могу сказать, что победило. Я постаралась воплотить обе мечты. Я стала учителем и одновременно руководителем хореографического ансамбля «Жарки». Сама увлекаюсь танцем, и вместе со мной болеют этой «болезнью» более 70 человек. Вот где мы раскрываемся друг другу, вот где укрепляется наша взаимная любовь.
Увлеченный учитель никогда не остановится в познании нового, не скажет себе «стоп»! Все это я уже знаю! Движение есть жизнь! Кто-то скажет, что так и сгореть недолго.
Просто я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне во сто крат больше победами, успехами моих учеников. И сделают меня счастливой. И тогда огонь не угаснет, а будет продолжать гореть в сердцах многих.
Ольга ПОПОВА, учитель Акшинской школы, Читинская область
Комментарии