В наше время дети слушают музыку разных жанров, но тревожит то, что классическая музыка не в почете у современной молодежи. А ведь это лучшее наследие человечества. Изучение музыкальных произведений, их прослушивание активируют память, мышление, внимание, развивают ощущения и восприятие, укрепляют психическое здоровье детей.
Исследованиями подтверждено положительное влияние слушания музыки на умственные способности человека, на развитие его мозга в целом. Доктор, врач, музыкант и автор книги «Музыка и медицина» Патрик Эшвен пришел к выводу, что она оказывает более сильное влияние на человека, чем остальные виды искусства. Люди, которых в детстве окружала классика, славятся отличной памятью и способностью к языкам. Музыкальная психология предлагает использовать это в оздоровительных целях как для слушания, так и для исполнения и творчества.
Великий ученый Константин Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять, и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка». О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но и очищали человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Благодаря исследованиям сотрудников Музыкально-терапевтического общества, созданного в 1969 году в Швеции, стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудители желтухи и вирусы гриппа. Академик Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Проведя многочисленные исследования, ученые пришли к убеждению, что музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором оно исполняется. Установлено, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Игра на кларнете влияет на работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но наибольшее влияние оказывает органная музыка. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Экспериментально доказано: электромагнитные волны, возникающие при вибрации каждой клетки организма вследствие воздействия влияния музыкальных звуков, влияют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, глубину дыхания и ритм. В современной медицине наряду с фитотерапией и арт-терапией появилась музыкотерапия – восстановление здоровья человека при помощи занятий музыкой.
По результатам специальных исследований доказано, что в работе с вялыми детьми наибольший эффект, наибольшее возбуждающее действие оказывают произведения с нарастающим ритмом: музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского.
Для приведения в равновесие процессов возбуждения и торможения используется легкая и спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи. Она успокаивающе действует на нервную систему, при ее прослушивании дети не шалят и не кричат. Фонограммы звуков леса, пения птиц, музыка из цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена способствуют уравновешиванию нервной системы. Следует учитывать в повседневной работе, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Научные исследования показали, что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями в момент творения.
Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру. Чувство удовлетворения, характеризуемое как эстетическое восприятие, создает совпадение ожидаемого с реальным развитием музыкальной фразы. Не вызывают эстетических ощущений и приводят к психическим нарушениям бесконечно тянущаяся нота и музыкальное произведение, полностью состоящее из неожиданностей (какофония).
Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервную психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Целями использования музыкотерапии на уроках и занятиях являются создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В процессе занятий используются музыкальные произведения медленного темпа, которые обладают спокойно повествовательным или умиротворяющим воздействием, но не вызывают ощущения тоски и скорби. При выведении человека из определенного эмоционального состояния прослушиваются произведения, соответствующие этому настроению, затем характер музыки меняется в соответствии с желаемой переменой. Например, если человека мучают страх, тревога, меланхолия, то звучит грустная мелодия как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Следующее произведение должно быть светлым, воздушным, дарующим утешение и вселяющим надежду. Третье произведение, завершающее, должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы породить настроение, необходимое для оздоровления психики слушателя. Это динамичная музыка, рождающая уверенность в себе, мужество, твердость духа. Таким образом подбираются 2‑3 комплекса, состоящие из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.
«Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», – писал Дмитрий Шостакович. А музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни.
Марина ХМЕЛЕВА, музыкальный руководитель школы «Содружество»
Комментарии