Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
СПО

Состоялась Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ в организациях СПО

Дата: 15 октября 2020, 15:33
Автор:

16 сентября в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) состоялась Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

Фото В. Мелешко из архива “УГ”

Целью конференции являлось профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций в рамках реализации проекта “Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования”.

В конференции приняли участие представители Министерства просвещения РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования (ФУМО СПО), образовательных организаций, реализующих программы СПО, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям (СПК), Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, СМИ.

Конференцию открыл с и.о. директора ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов. Он отметил активную роль ФУМО СПО, образовательных организаций, реализующих программы СПО, ставших участниками двухгодичного проекта и поблагодарил их за работу.

С приветственным словом к участникам конференции также обратился директор Департамента среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Он подчеркнул, что содержание образования – это приоритет Минпросвещения России. Многое зависит от модели образовательной программы. Важно иметь возможность использования инструментов ускоренного обучения, индивидуальных учебных планов.

В это работе велика роль ФУМО СПО. В качестве примера Виктор Неумывакин привел деятельность ФУМО СПО в области информационных технологий, которое предложило гибкую структуру федеральных государственных образовательных программ с набором квалификаций, освоение которых возможно по выбору образовательной организации. В последние два года была проведена серьезная работа по обновлению Перечня профессий и специальностей СПО, были исключены невостребованные, и уже по 30 позициям не будет вестись прием со следующего года.

Недавно на Совете по стандартизации Минпросвещения России было принято 19 новых ФГОС СПО в новом макете. К сожалению, на сегодня только около 100 ФГОС СПО утверждены в новом формате из более чем 600. Эта работа должна продолжиться и быть ускорена.

На том же Совете по стандартизации было представлено и утверждено три совершенно новых ФГОС СПО – это результат активной позиции ФУМО, которые совместно с экспертами СПК, Ворлдскиллс Россия, экспертным сообществом являются опорой в вопросах содержания и принятия решений о сроках обучения. Министерство просвещения РФ открыто для таких предложений и готово их рассматривать.

В пленарной сессии конференции выступили в удаленном формате Алла Факторович, заместитель генерального директора АНО “Национальное агентство развития квалификаций” (о профессиях, специальностях СПО и квалификациях, формируемых на основе профессиональных стандартов); Игорь Артемьев, директор ГБПОУ “Московский государственный образовательный комплекс” (об опыте внедрения эффективного планирования в образовательном процессе СПО), Данила Уфимцев, директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” (о возможности организации демонстрационного экзамена в СПО в дистанционном формате); Александр Бабурин, первый заместитель председателя Росагропромсоюза (о деятельности СПК по обновлению содержания подготовки по профессиям и специальностям СПО).

Очное выступление Владимира Блинова, директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС на тему “Интенсификация образовательного процесса в СПО: предпосылки, возможности и риски” было посвящено представлению методических рекомендаций, разработанных в центре в рамках проекта. Он отметил, что разработка и внедрение гибких адаптивных образовательных программ – одно из магистральных направлений развития современной системы СПО в России. Для этого необходима методическая мобильность на местах – в образовательных организациях.

Индивидуализация в образовании всегда дает максимальный эффект, но при этом трудозатратна. Эффективный учебный план подразумевает не только и не столько сокращение сроков обучения, сколько оптимальное использование учебного времени. Необходимо расширение базы производственной практики. Это основа качественного профессионального образования. Система элективных курсов в образовательной программе СПО повышает мотивацию студентов, обеспечивая осознанный выбор.

Однако разработке индивидуальных учебных планов, использования механизмов организации освоения двух ОПОП СПО параллельно, организации зачета результатов предшествующего обучения необходимо учить педагогов и руководителей образовательных организаций СПО. Многие передовые колледжи и техникумы успешно используют такие инструменты, их опыт стал основой методических рекомендаций, но для массового внедрения такого опыта предстоит еще серьезная работа.

В ответ на выступление Владимира Блинова Виктор Неумывакин акцентировал внимание на вопросе гибкости образовательных программ и образовательных организаций. Современные первокурсники стали совершенно иными, у них выше средний балл аттестата, растет конкурс на поступление в колледжи и техникумы. Эти вчерашние школьники уже привыкли к цифровому миру, они участвовали в проекте “Билет в будущее”, в мастер-классах и профессиональных пробах, организованных с использованием самых современных технологий. Поэтому необходимо менять подходы к их обучению, чтобы не потерять и развивать учебную мотивацию.

Виктор Неумывакин подчеркнул важность конференции в этой связи и отметил, что важно услышать мнения и риски от собравшейся экспертной аудитории. При этом в погоне за гибкостью важно не потерять основательность среднего профессионального образования.

В конце пленарной сессии выступила Ирина Бозрова, заместитель директора по учебной работе Московского колледжа связи № 54 им. Вострухина. Она рассказала об интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования на примере опыта работы по укрупненной группе профессий, специальностей СПО 11.00.00. В своем выступлении Ирина Бозрова отметила, что в колледже давно используется ускоренная форма обучения за счет зачета результатов обучения по рабочим профессиям, которые студенты осваивают еще обучаясь в старших классах школы. Эта работа колледжа со школьниками имеет и профориентационный эффект, когда на обучение приходят уже мотивированные ребята. В колледже функционирует широкая сеть кружков и секций, которые также становятся существенным дополнением к ОПОП СПО. Образовательная среда колледжа создает условия для повышения темпа освоения материала. Мастерские и полигоны колледжа работают 12 часов в сутки в две смены, студенты могут прийти отрабатывать умения в удобное для них время, используя электронную запись.

После перерыва работа конференции продолжилась на двух круглых столах, где участники обсудили вопросы нормативно-правового обеспечения интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программам среднего профессионального образования и новые педагогические технологии, необходимые для реализации эффективного учебного плана.

В работе круглых столов приняли участие представители экспертного научно-методического сообщества и образовательных организаций российских регионов, где развиваются лучшие практики эффективного планирования. Среди них:

  • Александр Кондаков, член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО “Мобильное электронное образование»
  • Виктория Микерова, заведующая учебно-методическим отделом и Екатерина Слюсарь, руководитель отдела практической подготовки студентов ГБПОУ г. Москвы “Колледж связи №54 имени П.М. Вострухина”;
  • Ирина Зимина, декан факультета СПО Казанского национального исследовательского технологического университета;
  • Оксана Бекетова, заместитель директора по учебно-производственной работе Зиминского железнодорожного техникума;
  • Александр Калинин, директор Волгоградского социально-педагогического колледжа;
  • Ольга Елпатова, заместитель директора по научно-методической работе Санкт-Петербургского колледжа информационных технологий.

Подводя итоги конференции и принимая ее резолюцию, участники подтвердили значимость результатов проекта, который в течение двух лет ведет ФИРО РАНХиГС, и предложили одобрить текст методических рекомендаций по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программ СПО. В качестве предложений были высказаны пожелания обеспечить сбор образцов локальных нормативных документов образовательных организаций, реализующих программы СПО и представляющих лучшие практики по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса с размещением на сайте ФИРО РАНХиГС; организовать проведение курсов повышения квалификации по разработке и внедрению эффективных учебных планов для педагогов, методистов и руководителей образовательных организаций, реализующих программы СПО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt