search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Сорок пять минут с властью. Валентина Матвиенко обсудила с учителями года Северо-Запада вечные проблемы образования

Встречи учителей и власти нынче неудивительны. И год предвыборный, и тема модернизации у всех на слуху, и что ни говори, а образование остается одним из основ государственности. И все же встреча за «круглым столом» полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко с победителями и лауреатами конкурса «Учитель года России» в Санкт-Петербурге оказалась событием особым.

Во-первых, сбор «пеликанов» в рамках федерального округа состоялся впервые, во-вторых, по инициативе организатора, «Учительской газеты», он прошел в строго деловом формате, в-третьих, совпал с празднованием городского юбилея. Последнее добавило встрече и значимости, и колорита. Как ни крути, такое бывает раз в столетие!

Удивительное началось с приема учителей Псковской, Новгородской, Калининградской, Архангельской, Мурманской, Вологодской, Ленинградской областей, республик Карелия и Коми в Санкт-Петербургской гимназии №56. Обаятельная и энергичная директор Майя Пильдес легко познакомила «пеликанов» со школой, непринужденно доказав, что чудеса рядом. Вот шикарное, просторное, продуманное здание гимназии, построенное в самое смутное время 90-х. Так, вопреки всему, строят храмы. Вот холл, единственное место в Европе, где соседствуют аппараты фирм «Пепси» и «Кока-кола». Подарок от родителей-спонсоров. Вот, наконец, представители огромного учительского коллектива, искренне согласного с тем, что «гимназия имеет фамилию, имя и отчество – это фамилия, имя и отчество директора». Редкое единоначалие, замешанное на единомыслии. Глядя на Майю Борисовну, все вспоминали Петра I.

Вторым запомнившимся представителем северной столицы на пути стаи северо-западных «пеликанов» стал шофер приданного им «Икаруса». Краевед-самоучка оказался настолько влюблен в родной город, что весь долгий в автопробках путь вел незапланированную экскурсию, искренне путая даты, места и героев. Умело и вовремя патриот-водитель доставил делегацию учителей года в резиденцию полпреда, где учителей-ходоков ждала главная петербургская встреча.

Основными темами «круглого стола» стали роль учителя в системе образования и ответственность властей разного уровня и за образование, и за учителей. Парадоксально, но эти сверхактуальные на сегодня проблемы можно назвать вечными.

Валентине Ивановне их решение видится в совершенствовании управления образованием:

1. Четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и муниципальными властями.

2. Точное распределение налоговых доходов в зависимости от этой ответственности.

Но управленцы-практики, а среди учителей года есть и такие, не столь оптимистичны. Виталий Широтов, суперфиналист конкурса «Учитель года России-1997» и глава Троицко-Печорского района Республики Коми, рассказал о сложностях финансирования в условиях новых бюджетных правил такой простой и необходимой вещи, как капитальный ремонт зданий школ; математик из гимназии г.Тихвин Ленинградской области Надежда Новикова – о спорах местной и региональной властей по выплатам гимназических надбавок учителям; «пеликан» из Псковской области, учитель физики, информатики, черчения Ритупской СШ Геннадий Комар проиллюстрировал несогласованность разноуровневых властей в вопросах реструктуризации сельской школы. На деле пока выходит, что школа у трех нянек без глазу!

Но если без глазу, крыши, сантехники и пожарной сигнализации школа еще может исполнять социальный заказ, то без педагогических кадров дело встанет. Призрак кадрового кризиса уже не бродит, а обосновался в школах Северо-Запада. Даже в упомянутой санкт-петербургской гимназии обнаружился десяток вакансий, что уж говорить о провинции. В разговоре с Матвиенко выяснилось, что о причинах кризиса Валентина Ивановна знает все (низкая зарплата, отсутствие жилья), но предлагаемые пути решения неадекватны. Грядущее тридцатипроцентное повышение зарплаты, о котором так долго говорят власти, в выступлении учителя года Псковской области-2002, директора школы Максима Константинова обратились в реальные цифры – от 200 до 500 рублей. Такая «прибавка» не позволит педзарплатам даже выйти на уровень прожиточного минимума! К примеру, жилищные субсидии, предложенные полпредом президента в качестве решения жилищного вопроса, требуют не менее 100-250 тысяч рублей первого взноса. Заслуженный «пеликан»-математик, учитель года России Владимир Ильин, быстро подсчитал: молодому учителю придется зарабатывать на квартиру от 10 до 20 лет при отсутствии семьи и аппетита. К сожалению, во множестве документов и законодательных актов, посвященных модернизации образования, вопрос сохранения и обеспечения кадров проигнорирован.

Зато сколько копий сломано вокруг ЕГЭ! Многие территории участвуют в эксперименте. Мнения участников встречи о едином экзамене самые противоположные. Но более всего запомнился казус. Учителя из Мурманской области рассказали, как на ЕГЭ в их школе комиссия разделила близнецов. Впервые в их жизни! Острословы из команды КВН клуба «Учитель года» тут же добавили: «причем близнецы были сиамские…» Смех смехом, а страсти при реализации ЕГЭ на практике кипят нешуточные. Всерьез, по словам Матвиенко, настроено правительство, поддерживающее новую форму экзаменов, не шутят ректоры, отказывающиеся принимать сертификаты, вполне радикально настроены и школы. Точнее всех настроения образовательных учреждений в условиях неразберихи выразил Игорь Смирнов, победитель конкурса «Учитель года России-2002», директор школы г. Гатчины. Он выступил за автономию школ при решении вопросов педагогической и дидактической тактики. Пусть власть определяет условия финансового и юридического существования школ, а кого как учить, кого как экзаменовать и кого как делить, компетентнее решат педсоветы. Конечно, при условии выполнения стандартов.

Как бы там ни было, а всех болячек образования учителя охватить не успели. Регламент. По завершении встречи «пеликаны» по профессиональной привычке посмотрели на часы. Разговор у Матвиенко длился ровно 45 минут. Удалось ли лучшим педагогам Северо-Запада России преподать урок власти или нет, покажет будущее, но, когда я проходил через ворота металлоискателя в дверях представительства, мне припомнились слова старого мудрого директора одной сельской школы: «Школу нельзя отставить от государства, это государство можно отставить от школы».

Евгений ТРАВИН, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2000»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте