search
main
0

Соревнуются только мужчины

Талантливые кадры в области педагогики

Сегодня в России среди педагогического сообщества проводится огромное количество профессиональных конкурсов, которые выявляют лучшего учителя, директора, воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога. Есть конкурсы среди школьных команд и молодых педагогов. Появились испытания для учителей частных школ. Изобилие!

 

Но с каждым годом число участников-мужчин в этих конкурсах уменьшается. Да и мужчина в школе сегодня – это скорее исключение, чем правило. Причин тому, что в образовании доминируют наши дорогие и любимые женщины, немало, но тем не менее вспомним, что еще совсем недавно, сто-двести лет назад, картина была иной.

С целью выявления талантливых мужчин в области педагогики, для их поддержки и поощрения в Институте развития образования Краснодарского края было решено провести конкурс «Мужская профессия».

В преддверии Года педагога и наставника в России важно говорить и о повышении социального статуса педагогов-мужчин, и о престиже учительского труда. Нам хотелось продемонстрировать их самобытность, акцентировать внимание на лучших педагогических практиках, создать условия для профессионального роста молодых парней, которые только пришли в школу. Важной составляющей стала и трансляция интересного опыта.

В положении конкурса не было никаких ограничений: любой педагог-мужчина любого возраста и из любого образовательного учреждения мог подать заявку и принять участие. И это позволило повысить активность и расширить географию участников.

В итоговом протоколе финального этапа числились сорок мужчин из 18 муниципальных образований, которые представляли средние общеобразовательные учреждения, детские сады, учреждения дополнительного и профессионального образования. Сердце радовалось, предвосхищая интересные события. Так и произошло.

Три конкурсных дня, пять конкурсных испытаний и проявление мужского характера и воли на каждом этапе.

Первый конкурс, казалось бы, традиционный – «Медиавизитка», но с элементами коммуникации. Каждый участник должен был представить трехминутный ролик и затем ответить на вопросы членов жюри. Конкурс получился зрелищным, креативность, смекалка, находчивость, творчество и юмор сделали свое дело. Испытание прошло на одном дыхании.

Второй конкурс – «Методический прием» – включал в себя представление педагогического опыта (приемы, методы, технологии, формы и т. п.) и раскрытие одной сложной предметной темы, но доступными средствами. Цель испытания – демонстрация профессионального педагогического мастерства в передаче опыта по организации учебной деятельности. Ограниченное время, жесткий регламент и формат в стиле ТЕD не повлияли на качество представленного участниками материала. Мы увидели самые различные подходы, приемы работы, методики, интересные находки и прекрасные выступления лидеров. Понравились идеи создания интеллект-карт и использования кейсов в объемном формате, физические фокусы как инструмент вовлечения школьников в предмет и приемы развития кратковременной памяти, применение кластеров, обобщающих таблиц и 3D-интерактивных плакатов, технологии развития критического мышления и дидактические игры. Во-первых, это было современно, презентабельно и актуально. Во-вторых, каждый участник вложил в свое детище душу и рассказывал об этом с вдохновением. В-третьих, педагоги уложились в отведенный тайминг, и поэтому конкурс не потерял зрелищности, остроты борьбы и динамики.

В результате первого этапа в финальную часть конкурса прошли семь участников (предварительно предполагалось в финальную часть отобрать пять педагогов с наибольшим числом баллов). В этом еще один удивительный плюс наших региональных конкурсов: нет жесткой регламентированной квоты, а есть здоровый прагматизм – дать максимальному количеству участников проявить себя. И мы не ошиблись с выбором финалистов. Были представители из дошкольных и общеобразовательных учреждений, управленцы и педагоги дополнительного образования, начинающие учителя и зрелые мэтры.

Открытые уроки и воспитательные события удались на славу. Александр Худенко из станицы Ленинградской подарил нам практико-ориентированный урок по географии, на котором шестиклассники увлеченно решали актуальную задачу по составлению плана местности, и у них это здорово получилось. Утонченные опыты, занимательный физический эксперимент, проблемная ситуация – вот три кита успеха урока Ерванда Назаряна. Станислав Вое­водов – воспитатель, и его главная цель – увлекать дошкольников каждую минуту. Ему удалось создать эффект присутствия воспитанников в медицинской лаборатории, а дальше творческие и занимательные задания, эксперименты и масса интригующих вопросов. Сергей Бездрабко, самый возрастной участник конкурса «Мужская профессия», обладатель черного пояса по карате и гроссмейстерских титулов по шахматам, совместил интеллект с физическими упражнениями, отработал приемы с нунчаками и показал задания на эрудицию. Итог – мат в пять ходов. И занимательно, и нескучно! Описать все эмоции от уроков великолепной семерки невозможно! Главное, что для великолепных детей гимназии №97 это стало настоящим событием. После уроков они все подходили и спрашивали: «А когда можно еще прийти на такие замечательные занятия?»

Главным результатом конкурса стал призыв Татьяны Алексеевны Гайдук, ректора Института развития образования Краснодарского края, к тому, чтобы в следующем году в конкурсе приняли участие наставники и их молодые коллеги-педагоги. Идея замечательная.

Андрей Сёмке, Александр Худенко и Ерванд Назарян

Первым победителем краевого конкурса «Мужская профессия» стал учитель физики из города Краснодара Ерванд Назарян. Кстати, активист клуба «Учитель года Кубани», пропагандирующий реалистическую физику через квесты, фокусы и занимательные эксперименты. В его арсенале более сотни физических фокусов и столько же авторских интересных опытов. Немного уступил ему Александр Худенко, молодой учитель географии из станицы Ленинградской. Почетное третье место завоевал Сергей Овчаренко, учитель математики из Каневского района.

Как говорил Константин Кушнер: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Участникам краевого конкурса «Мужская профессия» это удалось! Получилось высечь искру, зажечь пламя и поддерживать огонь.

Андрей СЁМКЕ, ведущий специалист ИРО Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Мужская профессия»-2020, лауреат премий «Династия» и Януша Корчака, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте