search
main
Топ 10
Какой способ заставит работать мозг и улучшит память: совет не только для школьников О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО В дискуссии о школьной программе по литературе камнем преткновения стал Солженицын Год педагога и наставника: Сергей Кравцов рассказал о главных образовательных событиях Учителя года получат миллион рублей: Минпросвещения предлагает ввести новую выплату День ручного письма, который отмечают 23 января, расскажет об удивительных фактах Единый стандарт одежды ввели для учителей в одной из сельских школ Саратовской области В День российского студенчества в Москве откроют научную долину МГУ Следователи выясняют причины задержки зарплат учителям в ряде районов Дагестана Информацию о задержке зарплат учителям в Дагестане проверяют власти региона На удаленке оставляют учащихся в Еврейской автономной области из-за морозов Международный день образования: история и современные дни Школы Хабаровска не перенесли морозов Плюсы и минусы: может ли навредить ментальная арифметика Вузы столицы откроют свои двери для всех желающих ко Дню российского студенчества Ректор МГУ предложил сместить фокус при приеме абитуриентов в вузы Приемная кампания 2022: приоритетные направления, средние баллы ЕГЭ, рейтинг вузов по новому приему Алексей Атапин: «Как цифровые сервисы помогают заинтересовать детей новой темой» Список вузов, где можно бесплатно получить второе высшее образование в сфере искусств, стал шире В РПЦ разрабатывают курс по духовно-нравственной культуре для 1-3 классов
0

Сокращенное совместительство. или Как сэкономить на завхозе

Сейчас Женя учится в городе, в большой воронежской школе. В его новом десятом классе 28 человек, и ему кажется, что это много.

Когда Женька заканчивал девятый, в классе сидели трое мальчишек и четыре девочки: школа – сельская девятилетка, и народу в ней училось сорок с небольшим. Учителей шестеро, пятеро из них Женькины односельчане, включая отца, учителя биологии и географии. А шестая учительница приходила из соседнего села, математику вела. Потом что-то там у нее в семье не заладилось, и она из школы ушла, а геометрия с алгеброй «зависли» как раз посреди учебного года. Спрашиваю у Женьки, как же они из такого трудного положения выходили?

– С трудом, – отвечает. – Учителя между собой поговорили, и пришлось отцу за учебники засесть. В город съездил, книжек набрал, и полгода мы его в семье, можно сказать, не видели. Придет с уроков – опять за учебники, в задачках до ночи разбирается. У нас в селе как раз газ тянули, так нам с матерью пришлось самим со всеми проблемами разбираться – и с рабочими договариваться, и деньги искать.

– А почему именно твой отец взялся вести математику, почему не физик, например? Ему-то этот предмет ближе.

– Ближе, конечно. Только у нас физик уже историю вел, и ему трудно было бы с алгеброй возиться…

– Физик – историю? И как у него получалось?

– Это все от человека зависит и от предмета. Например, мой отец, когда на него математику навесили, иногда и ночью сидел: задачи прорешивал, планы уроков составлял. А история – другое дело. Наш физик на урок приходил, мы учебники открывали и сначала параграф читали, иногда вслух по очереди. Он-то тоже ведь слушает сидит. Ну а потом все вместе на вопросы отвечали, те, что в конце параграфа. Скучно, конечно, и никаких дополнительных сведений, но зато дома ничего учить не надо. На уроке успевали.

В сельских школах положение не из легких. И дело не только в том, что предметы ведут «по совместительству». Самая свежая новость – слияние классов. Говорят, совсем скоро разновозрастных ребятишек опять будут обучать вместе на одном уроке.

О том, так ли это, я спросила у директора Докучаевской школы Таловского района Татьяны Лазаревой:

– Да, ставится вопрос о слиянии классов – первый с третьим, второй с четвертым. Хотят, чтобы в одном классе было не 7-9 человек, как у нас сейчас, а 16-18. Экономически это выгоднее, но за счет чего получается выгода? За счет сокращения ставок. Например, при таком слиянии сокращается полставки завуча, хотя количество детей остается то же. Сокращается полставки заместителя по воспитательной работе и половина ставки пионервожатой. Ожидается, что и завхоз из школы исчезнет, его обязанности лягут на плечи директора. Полставки рабочего тоже из школы уберутся. Печальная перспектива.

При этом, как говорит Татьяна Ивановна, школа остается та же, и детей столько же. Но кто будет обслуживать школьное хозяйство? Если вспомнить, что завуч тоже получается «половинный», то выходит, что на директора ложится как хозяйственная, так и учебная работа. Как за всем этим уследить? И кто из хороших профессионалов – завучей, завхозов или пионервожатых – пойдет сегодня работать на полставки? Свою-то семью тоже кормить надо!

Еще одна проблема, которую никто не представляет, как решать, – кадры для совмещенных классов. Педагогический вуз не готовит учителей для работы одновременно в двух классах. Как преподавать? В городских школах со второго класса вводят иностранные языки и компьютерную грамотность, а в сельских что? Неужели учитель должен будет разрываться одновременно между двумя программами и возрастами? А если он еще и «совмещенец» на несколько предметов? Словом, «жить становится веселее»…

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте