search
main
0

Сокращаем Россию до малой родины

Базисный учебный план 12-летней школы

Базисный учебный план (БУП) является нормативным документом, определяющим структуру и объем деятельности школы по реализации образовательных программ (Закон РФ “Об образовании”, ст.9, п.1), обеспечивающих достижение целей, решение задач общего среднего образования, определенных “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе” (разделы III, IV). БУП является исходным документом для финансирования школы.

БУП в рамках своих функций не может ставить задачей, посредством выделения в сетке часов, определение содержания образовательных областей и полного объема административно-финансового регулирования всей деятельности школы. Однако он должен предусматривать необходимость целостного выполнения образовательных программ и органическое сочетание с другими, не установленными этим планом документами, специально организующими деятельность по воспитанию и развитию учащихся.

Основным способом реализации социально-педагогических задач школы, а также образовательных потребностей, интересов и способностей учащихся является разделение БУПа на инвариантную и вариативную части. Объем инвариантной части (компонента) устанавливается минимальным. Вариативная часть состоит из национально-регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные предметы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент обеспечивает вариативность образования, более полно учитывает образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.

В Базисном учебном плане определены образовательные области: “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Технология”, “Физическая культура”.

Содержание образования начальной школы должно реализовываться преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира.

Содержание образовательных областей реализуется через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения – родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществознание, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности. Возможна интеграция или иная компановка базовых предметов.

Национально-региональный компонент не может содержать курсы, относящиеся в целом к Российской Федерации. Вариативный для регионов компонент может представляться несколькими вариантами в связи со специфическими социокультурными и социоэкономическими особенностями региона. В нем представляются курсы, отражающие историю, культуру и особенности хозяйствования региона.

Школьный компонент выполняет задачи эффективного использования педагогических средств конкретного образовательного учреждения. Соотношение их применения в реально действующей педагогической системе школы. Дополняет сетку часов для целостного усвоения содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент для школ является инвариантным.

Набор образовательных областей и представленных в них базовых дисциплин является инвариантным. Совершенствование учебных курсов осуществляется их интеграцией и добавлением новых курсов за счет вариативной части.

Часы, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные и групповые консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, а также часы школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, по решению совета школы могут не учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки. Однако эти часы не должны превышать 10-15% этой максимальной нагрузки, фиксироваться в рабочих программах и финансироваться. Все инвариантные учебные курсы могут расширяться. Углубленные, разноуровневые курсы и курсы, носящие прикладной характер, могут вводиться за счет вариативной части БУПа и не превышать максимальной нагрузки учащихся.

БУП предполагает сохранение ныне существующего объема содержания общего среднего образования и (при возможности) его сокращение в условиях увеличения срока обучения в школе. Определение объема вариативной нагрузки осуществляется образовательным учреждением исходя из совокупности требований к учащимся и выпускникам, выраженных в задачах общего среднего образования; учетом их интересов и способностей, мнения родителей и возможностей школы. Распределение часов рассчитано на пятидневную рабочую неделю.

При проведении занятий по иностранному языку (1-11-й класс) и трудовому обучению (5-11-й класс), физической культуре (10-11-й класс), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) допускается деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

БУП выполняет рамочные функции при разработке учебных планов регионов и школ, а также образовательных и учебных программ общеобразовательных учреждений. Содержание образовательных областей определяется “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе” и до принятия образовательных стандартов “минимумами” содержания и примерными требованиями к выпускникам.

Базисный учебный план представлен в единой таблице, отражающей целостную деятельность школы по реализации содержания общего образования.

Некоторые методические советы к разработке и реализации БУПа 12-летней школы

Начальное образование

Цель начального образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности при создании условий для сохранения здоровья и психологического эмоционального благополучия.

Учебный план школы I ступени составлен с соблюдением концептуальных подходов структуры и содержания 12-летней школы и соответствует тем условиям, которые реализуют личностно-ориентированное обучение с учетом интересов и способностей учащихся.

В структуру учебного плана входит инвариантная часть, в которой обозначены 6 образовательных областей, и вариативная часть.

I. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ.

Каждая образовательная область наполнена набором соответствующих предметов. Образовательная область “Филология” реализуется содержанием предметов русский язык и литературное чтение и направлена на сохранение единого образовательного процесса, достижение высокого уровня филологического образования, что позволит сформулировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как о системе.

Образовательная область “Математика” реализуется содержанием предмета математика, направленного на решение важнейших задач развития младших школьников и обеспечение прочной базовой математической подготовки.

Образовательная область “Окружающий мир” занимает особое место в системе начального обучения. В процессе изучения содержания формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность; формируется социальный опыт школьника, сознание им элементарного взаимодействия в системе “человек – природа – общество”.

В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство и музыка как средство формирования и развития личности младшего школьника (с учетом их интересов и способностей).

Образовательная область “Физическая культура” предусматривает необходимый для нормального физического развития ребенка объем двигательной активности и ориентирует на создание благоприятных условий и возможностей сохранения его здоровья.

Образовательная область “Технология” реализует начальный этап технологической подготовки младших школьников, их знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, развитие творческих и конструкторских способностей.

II. В вариативной части учебного плана могут быть представлены часы по выбору с учетом особенностей и условий данного общеобразовательного учреждения:

– обязательные занятия по выбору для углубленного изучения областей инвариантной части;

– обеспечение реализации регионального компонента, интегрированного с предметами инвариантной части.

Образовательная область “Филология”

В соответствии с основными целями и задачами образования, утвержденными Национальной доктриной образования в Российской Федерации и “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе”, одним из приоритетов развития образовательной системы выступает ее гуманитарный компонент.

Образовательная область “Филология”, состоящая из базовых предметов: русский (родной) язык, русский (неродной) язык, литература, национальные языки народов России, иностранный язык, обеспечивает реализацию этого компонента.

Доминантой языковых курсов и литературы является формирование познавательной и коммуникативной культуры личности при усилении социокультурного компонента содержания образования.

Основой организационной структуры ООФ является периодизация развития личности, представленная тремя ступенями обучения.

I ступень (начальное общее образование, 1-4-е классы), когда происходит интенсивное умственное развитие и формирование приемов учебной деятельности, обеспечивает основы коммуникативной культуры младшего школьника.

II ступень (основное общее образование, 5-10-е классы) – период интенсивного социального развития личности, обеспечивает:

– базовый уровень коммуникативной и языковой компетенции, культуры общения, культуры межэтнических отношений;

– условия для выбора социально-гуманитарного или другого профиля обучения на III ступени.

III ступень (среднее (полное) общее образование, 11-12-е классы) предоставляет учащимся возможности формирования целостной мировоззренческой компетенции и профессионального самоопределения.

Эта ступень содержит комплекс профильных курсов и направлений ООФ: “Русский язык – язык межнационального и международного общения”, “Филология и МХК”, “Страноведение и россиеведение в филологической мировой культуре”, “Русский роман (новелла) в мировой литературе”, “Современные нормы языка и речевого этикета”, “Языкознание”, “Ораторское искусство”, “Иностранные языки в мировой информационной системе”.

Увеличение сроков изучения базовых предметов ООФ сопровождается обновлением и перераспределением учебного материала и введением новых тем и курсов на II и III ступенях обучения.

В содержании базовых предметов ООФ сохраняются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Образовательная область “Математика”

Образовательная область “Математика” реализуется в основной школе общим количеством часов 986 за 6 лет обучения: 68 час. – информатика, 918 час. – математика (в т.ч. 45 час. – тригонометрия, которую целесообразно перенести из старшей школы, а 873 час. – математика, включающая без изменения содержание математического образования основной школы в условиях 11-летней школы).

Таким образом, за 6 лет обучения количество часов увеличивается на 57 час. (по сравнению с прежним БУПом). Обязательный минимум содержания образовательной области “Математика” изменится.

В структуре старшей школы выделяются общеобразовательные классы и профильные с преподаванием математики на общекультурном уровне и прикладном уровне, а также специальные классы с углубленным изучением математики.

Вводятся разделы “Комбинаторика”, “Статистика”, “Теория вероятностей”, “Комплексные числа” в содержание курса математики старшей школы (за счет переноса раздела “Тригонометрия” в основную школу).

Информатика

Предмет информатика может изучаться в виде курсов.

Информатика: подготовительный курс, базовый курс, профильный курс.

Общий курс информатики: подготовительный курс, общий курс.

Основы информатики.

Часы для курсов “Информатика” могут резервироваться из вариативной части БУПа:

1. 2 часа из инвариантной части: из образовательной области “Математика” 1 час и 1 час из образовательной области “Технология”;

2. 1 час из инвариантной части образовательной области “Математика” и 1 час из вариативной части;

3. Для безмашинного варианта изучения: 1 час из инвариантной части образовательной области “Математика”;

4. Для классов с углубленным изучением предметов физико-математического цикла выделяются 2 часа по первому варианту, дополнительные часы выделяются за счет образовательной области “Технология” (1 час) и из вариативной части.

При наличии условий в образовательном учреждении информатика может изучаться в 8-9-х классах в виде “Базового курса информатики” при условии продолжения курса в 10-11-м классе в виде профильных курсов. Часы на “Базовый курс информатики” могут быть выделены из вариативной части Примерного учебного плана. При изучении в образовательном учреждении пропедевтического курса информатики в 1-7-х классах часы могут быть выделены из вариативной части Примерного учебного плана.

В неполных средних общеобразовательных школах “Профильный курс информатики” и курс “Основы информатики” не изучаются. Эти школы в 8-9-х классах вводят базовый курс или общий курс (по 2 учебных часа в неделю в каждом классе), а также могут вводить подготовительный курс в 1-7-х классах.

Образовательная область “Обществознание”

Приняв основные положения “Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе” за основу (перегруженность учебного процесса влечет за собой переутомляемость учащихся, не позволяет учителям варьировать обучение с целью сделать его более эффективным и сберегающим здоровье детей (изменение структуры образования), а также ориентация на профильность образования (изменение содержания), предлагается сохранить концентрическую структуру исторического образования в школе, изменив лишь логику построения курсов отечественной и зарубежной истории, распределение часов по классам с учетом дополнительного года в основной школе. Считается целесообразным сохранить инвариантное ядро в изучении истории на всех ступенях обучения, которое должно обеспечить последовательное и систематическое изучение предмета. Учитывая профильную направленность старших классов, необходимо выделить не менее 2 часов в вариативной части по предмету для XI-XII классов, в IX-X классах по 1 часу.

Предлагаемое распределение часов осуществлено по минимуму и достаточно условно, так как внутри образовательной области, а также за ее пределами возможна интеграция, которая может изменить эту расстановку. Особенно это возможно в XI-XII классах в результате создания социально-гуманитарных спецкурсов на стыке образовательных областей “Обществознание” и “Филология”.

При наличии условий в образовательном учреждении курсы “Экономика”, “Право” могут изучаться в школе I, II, III ступени за счет часов вариативной части.

География

В интегрированном курсе “Природоведение” (5-й класс) должен быть предусмотрен раздел “Мир географии”, где в самой общей форме показываются основные этапы освоения Земли людьми от древнего мира до наших дней.

С 6-го класса начинается изучение географии. (“Введение в географию с основами картографии”).

7-й класс. “Землеведение”.

8-й класс. “Страноведение”. В этом курсе должна раскрываться основная задача преемственности в содержании курсов географии 12-летней школы – знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Для раскрытия этой задачи необходима более глубокая проработка содержания курса “Страноведение” в части триединого подхода в комплексе: население – природа – хозяйство, где каждый из блоков должен быть равнозначным.

9-10-й класс. Курс “География России” с учетом комплексно-страноведческого подхода и двадцатичасового курса “География своей местности”.

11-й класс. “Социально-экономическая география мира” с включением раздела “Россия в современном мире”.

12-й класс. “Общая география” (обобщающий курс). Цель курса: обобщение знаний учащихся об основных закономерностях территориальной организации природы и общества, создание географической картины мира.

Образовательная область “Естествознание”

Образовательную область “Естествознание” составляют: физика, химия, биология, экология, естествознание как интегрированный курс и другие курсы.

Образовательный компонент “Окружающий мир” в начальной школе может быть представлен двумя вариантами:

интегрированными курсами “Окружающий мир” или “Природоведение” с 1-го по 4-й класс;

“Окружающий мир” в 1-2-м классах и “Природоведение” в 3-4-м классах четырехлетней начальной школы.

При изучении интегрированного курса “Естествознание” в 7-м классе рекомендуется использовать оставшееся количество часов инвариантной части на введение курса физики или курса данной образовательной области (например, экология). Возможно использование одного часа на реализацию программы курса “География” образовательной области “Обществознание”.

В 5-м классе образовательная область может быть представлена двумя вариантами:

– курсами “Природа” и “Естествознание”;

– курсами “Природоведение” или “Окружающий мир” с введением регионального курса данной образовательной области.

Систематическое изучение физики по желанию школы и обучающихся может начаться с 5-6-го класса (занятия по выбору). Профилями дифференцированного обучения считаются: традиционный (начиная с 7-го класса, по 2 часа в неделю), углубленный (начиная с 8-го класса не менее 24 часов за весь курс обучения и соответствующий программам углубленного изучения), физико-математический (не менее 12 часов физики и математики в неделю), гуманитарный (не менее 10 часов за весь курс обучения).

Преподавание курса “Астрономия” вводится за счет часов вариативной части, а также за счет интегрированных курсов физики и астрономии (не менее 15 часов за весь курс обучения). Недостающие часы на обеспечение преподавания курсов вводятся за счет часов по выбору образовательного учреждения и выбору учащихся.

При преподавании курса химико-экологического профиля (4 часа в неделю химии в каждом классе) рекомендуется добавить часы по выбору учащихся и по выбору образовательного учреждения. При преподавании базового курса химии (2-3 часа в неделю в основной школе) и развернутого уровня (3-3,5 часа в неделю в основной и 2-3 часа в средней школе) рекомендуется дополнить часы из вариативной части.

При преподавании биологии в гуманитарных классах (не менее 2 часов биологии в неделю) необходимо добавить 1 час; для естественно-научных классов (не менее 3 часов биологии в неделю) добавить недостающее количество за счет часов по выбору учащихся и выбору образовательного учреждения.

Для фермерских школ преподавание химии (3-4 часа в неделю), биологии (3 часа в неделю) осуществляется за счет занятий по выбору учащихся и по выбору школы.

Образовательная область “Искусство”

В образовательной области “Искусство” изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура или различные интегрированные курсы. При наличии условий с 8-го по 10-й класс должен быть введен курс “Мировая художественная культура”.

Образовательная область “Физическая культура”

В образовательной области “Физическая культура” реализуются идеи современной концепции физического воспитания, повышения роли образовательной направленности предмета как определяющего условия успешности формирования у обучающегося устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В Базисном учебном плане образовательная область “Физическая культура” предстает в образовательных учреждениях не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, спортивных соревнований и физкультурных праздников, туристских походов и подвижных игр на открытом воздухе, занятий в начальных спортивных кружках и секциях. По сути, на базе образовательной области “Физическая культура” создается единая целостная система физкультурного образования в школе. Использование этой возможности позволяет, помимо двух учебных часов в неделю, отводимых инвариантным компонентом Базисного учебного плана на освоение образовательной области “Физическая культура”, создать целостную систему физкультурного образования школьников и тем самым обеспечить условия для сохранения и укрепления их здоровья, активного вовлечения в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом.

“Основы безопасности жизнедеятельности” изучаются на протяжении с 1-го по 10-й класс в содержании всех имеющих отношение к проблеме предметов (безопасность человека, здоровый образ жизни – естествознание, технология, физическая культура и др.; безопасность государства и общества – обществознание и др.). В старших классах осуществляется обобщение содержания курса.

Образовательная область “Технология”

Образовательная область “Технология” является составной частью Базисного учебного плана с I по XII класс. В ней определяются 4 ступени:

I ступень. “Введение в труд” – I-IV классы;

II ступень. “Основы труда” – V-VIII классы;

III ступень. “Профильная подготовка” – IX-X классы;

IV ступень. “Начальная профессиональная или углубленная профильная подготовка” – IX-XII классы.

В каждом классе на освоение образовательной области отводится не менее 2 часов в неделю. В IX классе дополнительно отводится 1 час на черчение или графику. Кроме этого, в IX и XI классах предусматривается обязательная производственная практика: IX класс – 28 час.; XI класс – 56 час.

Образовательная область “Технология” представляется в зависимости от ступени обучения и выбора школы следующими образовательными компонентами: “Технология”, “Трудовое обучение”, “Профильное обучение”, “Начальное профессиональное обучение”, “Допрофессиональное обучение”, “Черчение”, “Графика”.

На первой и второй ступенях обучения (I-IV, V-VIII классы) образовательная область “Технология” может быть осуществлена через различные варианты программ, в которых выполнены следующие условия:

– практическая работа занимает не менее 70% учебного времени;

– основу программ составляют работы по преобразованию материала или его формы, которые являются средством общетрудовой подготовки школьников;

– деятельность учащихся направлена на освоение содержания, которое составляет основы культуры труда: планирование, организация, контроль, чтение и использование условных графических изображений, творческое и рациональное выполнение заданий, технико-технологическая грамотность, поиск новых технических и технологических решений и т.п.

На третьей ступени обучения образовательной области “Технология” реализуются различные варианты программы, которые включают в себя общий и специальный технологические компоненты. В общем технологическом компоненте представлены: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности; технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации. Содержание специального технологического компонента представляет собой основы какого-либо направления или области трудовой деятельности человека: технологии ручной или машинной обработки конструкционных материалов, художественная обработка материалов, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, технологии сельскохозяйственного производства, строительные, ремонтно-отделочные технологии, электротехника и электроника и т.п.

На последней ступени обучения содержание образовательной области “Технология” направлено на завершение освоения обучающимися основных технико-технологических понятий и представлений о способах преобразовательной деятельности, связанных с современным производством реальных ценностей, использованием при этом энергии и информации, а также обеспечивает подготовку, необходимую выпускникам для дальнейшего профессионального образования и трудовой деятельности. Обязательным системообразующим ядром содержания является общий технологический компонент, который по выбору общеобразовательного учреждения может совмещаться с содержанием профильных блоков. Это позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах с социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественно-научной, физико-математической и другой ориентацией, чем обеспечивается практико-ориентированный характер профильной подготовки, дифференцированный подход и прикладная направленность обучения.

При осуществлении варианта начальной профессиональной подготовки по одному из технико-технологических профилей в XI-XII классах на “Технологию” отводится не менее 4 часов в неделю за счет школьного или регионального компонента.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте