По традиции в рамках мероприятий VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования во Дворце труда профсоюзов прошла встреча делегатов с социальными партнерами. В диалоге приняли участие руководители федеральных министерств и ведомств, представители законодательной власти.
Результат повышения зарплатМинистр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, поприветствовав участников съезда, высоко оценил работу, которую проводит Общероссийский Профсоюз образования.«В последние годы мы очень тесно работаем с нашими коллегами из профсоюза, все социальные льготы, которые традиционно в нашей стране имели педагогические работники, сохранены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», хотя сделать это было непросто, – признал министр. – Дискуссии вокруг законопроекта были очень горячими, тем не менее все льготы сельским учителям, льготы в сфере пенсионного обеспечения были закреплены. Это результат тесной работы с председателем Галиной Меркуловой и со всеми нашими коллегами из профсоюза. Отмечу, что в других отраслях на уровне федеральных законов многие льготы отменены».Дмитрий Ливанов также напомнил, что в конце прошлого года между министерством и профсоюзом подписано новое Отраслевое соглашение на 2015-2017 годы. Минобрнауки рекомендует использовать этот документ при разработке аналогичных соглашений на региональном уровне.Важная тема, волнующая абсолютно всех, – исполнение майских указов президента, которые дали старт масштабному повышению зарплат на всех уровнях системы образования. Дмитрий Анатольевич отметил, что на сегодняшний день зарплата учителей и других педагогов общего образования во всех регионах, за исключением двух, достигла 100% от средней по субъекту РФ. В 75 регионах достигнуты аналогичные показатели по работникам дошкольного образования. По другим уровням образования идет достаточно динамичный рост. По итогам прошлого года зарплата работников дошкольного образования выросла на 10% и составила более 23600 рублей, у работников общего образования на 9% – до 31500 рублей, у работников дополнительного образования на 17% – до 25300 рублей, у мастеров производственного обучения и преподавателей СПО на 10% – до 27700 рублей, у профессорско-преподавательского состава вузов – до 47200 рублей, это на 17% больше, чем в 2013 году.Повышение заработной платы уже принесло позитивные результаты. Увеличивается численность молодых педагогов и в школе, и в вузах. Растет средний балл тех выпускников школ, которые приходят в педагогические учебные заведения. Опять же за исключением нескольких регионов вакансий в системе образования практически нет.«Естественно, при повышении зарплаты мы прежде всего ориентируемся на повышение качества работы педагога. Для нас это крайне важный результат, потому что реализация новых стандартов образования требует высокой квалификации педагогических работников. Повышение заработной платы идет одновременно с масштабными программами повышения квалификации, переподготовки и модернизации программ обучения, которые реализуют наши педагогические колледжи и вузы. Все это в совокупности даст серьезный толчок к повышению качества работы нашего педагогического сообщества и качества обучения наших детей».Министр остановился на нескольких важных вопросах, которые активно обсуждаются. Первый касается установления базовых окладов и ставок заработной платы: «Мы относимся к этой задаче крайне серьезно и, активно повышая зарплату в вузах, требуем, чтобы гарантированная часть заработной платы была не менее 70%. Очень важно, чтобы аналогичные решения принимали руководители в регионах, которые отвечают за другие уровни образования.Совместно с профсоюзом мы провели анализ действующей системы оплаты труда в каждом российском регионе. И увидели, что базовые оклады, установленные для квалификационных групп, могут различаться более чем в два раза по разным субъектам РФ. Сейчас идет работа по упорядочению этой системы. Для нас крайне важно, чтобы каждый педагог был уверен в том, что если он хорошо работает, то будет достойно получать».По словам министра, создана рабочая группа по подготовке предложений о совершенствовании системы оплаты труда педагогических работников, в ее состав войдут представители профсоюза.Остановился он на проблеме введения профессионального стандарта «Педагог», который также разрабатывался совместно с Общероссийским Профсоюзом образования. Начало его обязательного применения после консультаций с профсоюзом перенесено на 1 января 2017 года. В настоящее время в 21 российском регионе проходит апробация профессионального стандарта.В результате этой работы будут предложены модели профессионального развития педагога в соответствии с содержанием его трудовых функций, построен механизм общественно-профессиональной оценки уровня квалификации педагогических работников и перечень профессиональных компетенций будущего педагога, выпускника педагогического вуза. «Все это очень важные, ключевые вопросы, на которые нам вместе предстоит найти ответы, после чего в указанные сроки стандарт станет обязательным в каждой образовательной организации России», – заключил министр.Говоря о масштабном процессе реорганизации в высшей школе, Дмитрий Ливанов отметил, что решение по реорганизации принимается в отношении тех вузов и филиалов, которые не могут обеспечить высокий уровень подготовки выпускников. «В 90‑е годы прошлого века возникло много негосударственных вузов, у государственных вузов возникло большое количество филиалов. Многие из них предлагают некачественное образование, по сути, за деньги выдают дипломы государственного образца. Мы наведем порядок в течение 2015-2016 годов и вернем нашу систему высшего образования к здоровому состоянию, когда абитуриент, поступая в вуз в любом регионе, будет уверен, что получит актуальные знания и компетенции и станет по окончании вуза востребованным на рынке труда профессионалом».Министр подчеркнул, что эту работу нужно вести с учетом социальных последствий принимаемых решений. Крайне важно, чтобы были полностью обеспечены трудовые права работников реорганизуемых вузов, полностью выплачивались компенсации, которые предусмотрены трудовым законодательством. И что не менее важно, обеспечивалось продолжение обучения студентов.Важный вопрос, который был решен при содействии профсоюза, – плата за общежитие. «После принятия нового закона об образовании многие вузы пытались злоупотреблять своим правом на установление платы за общежитие. Сейчас порядок в этой сфере наведен. На сегодняшний день размер платы за общежитие для студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, в среднем составляет 300-350 рублей в месяц, для контрактников эта цифра несколько больше, тем не менее эти расходы приведены в соответствие с реальной рыночной ситуацией».В заключение министр отметил, что экономическая ситуация в стране очень неопределенная. Трудно прогнозировать развитие экономики даже на ближайшую перспективу. Эта ситуация, по его словам, заставляет министерство еще плотнее работать с Общероссийским Профсоюзом образования: «Мы договорились с коллегами из профсоюза о создании нескольких рабочих групп для мониторинга ситуации с заработной платой, стипендиями, иными социальными выплатами. Тут очень важно работать на опережение, не ждать, когда проблема назреет, а стараться предугадывать развитие ситуации и вовремя принять правильное решение».Как победить в битве интеллектовВячеслав Никонов, председатель Комитета Госдумы по образованию, приветствовал участников съезда от имени Государственной Думы РФ, а также от многомиллионной армии рядовых членов профсоюза. Дело в том, что Вячеслав Алексеевич тоже является членом профессионального союза и состоит в профсоюзной организации МГУ имени М.В.Ломоносова.В своем выступлении он дал оценку развития образования в нашей стране и мире. «Современный мир – это в значительной степени мир знаний. Роль образования сложно преувеличить, потому что сегодня соревнуются не экономики, а в первую очередь – интеллекты. Естественно, современный мир требует совершенно другого качества образования. К сожалению, наша страна понесла большие потери в 90‑е годы, когда из науки и образования ушло целое поколение специалистов, а новое в него не пришло.Несмотря на это, время показало, насколько сильна наша система образования, она была и остается абсолютно конвертируемой по мировым меркам. И сегодня вы не найдете ни одного серьезного западного университета, где на каждом факультете, кафедре не было бы людей, получивших образование в нашей стране. Это говорит и о качестве образования, и о тех потерях, которые мы понесли. Сегодня Силиконовая долина во многом говорит по-русски. Во многом по-русски говорят в ЦЕРНе, где работает Большой адронный коллайдер, эти люди создают важные концептуальные продукты, делают открытия, но не в интересах нашей страны.Мы поняли и роль учителя, ключевой фигуры всей системы образования в воспитании граждан. Мы осознали, насколько мощным политическим, идеологическим инструментом является образовательная система, видя, что произошло за четверть века на Украине, где «героическими» усилиями западных фондов, украинских националистических центров удалось вывести новую породу людей: русских по духу, часто русских по языку, которые готовы убивать русских за то, что они хотят говорить по-русски. Это было сделано за счет трансформации образовательной системы и дало на редкость негативный результат.Теперь мы видим, насколько нашей системе образования важно воспитывать граждан, которые готовы будут служить во благо нашему Отечеству, как всегда делали поколения наших учителей, преподавателей, подвижников».Вячеслав Никонов отметил важность плотного взаимодействия возглавляемого им комитета с Общероссийским Профсоюзом образования, особенно в период принятия Федерального закона «Об образовании в РФ».Также предметом активного обсуждения с профсоюзом стал пока нерешенный вопрос отчетности в системе образования. По мнению Вячеслава Никонова, эта проблема связана со всей системой государственного управления в Российской Федерации: «Сейчас в среднем каждая образовательная организация заполняет около трехсот форм с количеством позиций, которые измеряются десятками тысяч. Россия является одной из немногих стран на планете, где отсутствует даже общенациональный орган, который бы координировал или регламентировал систему делопроизводства в стране, отсюда масса неувязок. Нужен общегосударственный подход, который не может быть обеспечен на уровне одного министерства. Эта проблема межведомственная, но, думаю, мы ее решим».В ходе рабочей встречи руководитель комитета обозначил плюсы и минусы отечественной системы образования. «В целом у нас довольно хорошая система образования. Дошкольное образование, которое стало обязательным уровнем, – одно из лучших в мире. Но существует проблема, связанная с демографическим взрывом, который произошел в последние годы. Прилагаются большие усилия, чтобы к концу 2016 года обеспечить достаточное количество мест в детских садах.Если говорить о начальном образовании, то здесь наши заслуги также неоспоримы, по его уровню мы входим в тройку ведущих государств планеты. Но здесь мы тоже сталкиваемся с проблемой переполненности начальной школы вследствие наших демографических успехов».Вячеслав Никонов признал, что по основной школе сравнительные показатели начинают «проседать», но пока мы уступаем не западным странам, а восточным, которые сегодня задают высшую планку. И здесь нужно решать проблему стимулов для получения знаний по всем предметам, а не только по тем, которые выбраны для ЕГЭ.Вячеслав Никонов отметил, что в современной России вузов в несколько раз больше, чем в РСФСР. Но очень часто дипломы приобретены не за знания, а за деньги. Тем не менее Россия на сегодняшний день является самой образованной страной на планете по количеству людей, имеющих высшее и среднее специальное образование. Таких у нас – 60% населения, США только на 5‑м месте, там 43% населения имеет высшее и среднее специальное образование. Большая работа, которая проводится Рособрнадзором, заключается в том, чтобы очистить российскую образовательную систему от псевдовузов, которые не обучают, а собирают деньги и выписывают дипломы.«У нас часто жалуются, что сокращается сфера бесплатного образования, на самом деле резко сокращается количество выпускников школ. При этом в ближайшие годы от 70 до 80% выпускников школ будут обеспечены бюджетными местами в вузах, – заметил Вячеслав Никонов. – Это обескровливает систему СПО и создает не очень нормальную ситуацию. Система профессионального образования пострадала прежде всего от деиндустриализации нашей страны. Спрос на рабочие руки резко упал в 90‑е годы и сейчас поднимается не так быстро, как нам бы хотелось. А материально-техническая база СПО также оставляет желать лучшего».Огромной проблемой нашего образования Вячеслав Никонов назвал проблему финансирования. «Казалось бы, у нас огромный бюджет на образование. Если мы возьмем консолидированный бюджет – это порядка 3,3 миллиарда рублей федеральных, региональных, муниципальных денег. Это примерно в два раза больше всего госбюджета Украины. Но если сравнивать наши расходы на образование с их долей в бюджетах развитых и активно развивающихся стран, то они не такие большие».Председатель комитета считает, что в России расходы на человеческий капитал в целом, а это социальное развитие, здравоохранение, образование, заметно ниже, чем даже в государствах БРИКС, например в Индии. По мнению Вячеслава Никонова, необходимо переломить интересы ведомств, которые руководствуются не столько стратегическим подходом развития страны, сколько подходом бухгалтерским.Говоря о бюджете, поправки к которому на 2015 год сейчас рассматриваются, он выразил надежду, что резкого сокращения расходов не будет. Статьи, которые предусматривают повышение зарплат профессорско-преподавательского состава, под сокращение не попадут. Пострадает сфера капитального строительства, есть предположения, что заработные платы некоторых категорий работников будут проиндексированы не на уровне инфляции, а на 5,5%, это может коснуться и стипендиального фонда.«Мне бы хотелось, чтобы наш комитет и профсоюз были по одну сторону баррикад. Нам нужна общественная поддержка, нужен голос педагогической общественности, в противном случае мы рискуем проиграть это сражение с бухгалтерий. Страна не может управляться бухгалтерскими методами. Мы понимаем, что нужно нашему образованию, и совместными усилиями с профсоюзом это осуществим», – заключил Вячеслав Никонов.Минтруд пытается не навредитьЗаместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова остановилась в своем выступлении на базовых окладах. В Трудовом кодексе полномочие по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам закреплены за Правительством РФ. Вместе с тем эти оклады не установлены, хотя в Указе Президента РФ сказано о том, чтобы правительство определило их в 2015 году. «Дискуссии с профсоюзами бюджетной сферы у нас идут уже давно, – заметила Любовь Юрьевна. – При высокой дифференциации в оплате труда по регионам установить на федеральном уровне базовые оклады, которые бы всех устраивали, крайне сложно. Здесь важно, как у врачей: не навреди. Поэтому мы продолжим дискуссии по этому поводу».Любовь Ельцова заверила участников встречи в том, что Минтруд уважает позицию, которую занимает отраслевое министерство, а с отраслевым профсоюзом действия четко координируются. «Мы каждый год разрабатываем Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В рекомендациях Российской трехсторонней комиссии на этот год впервые для сферы образования введена минимальная планка гарантированной части заработной платы – не ниже 60%».Также заместитель министра остановилась на проблеме МРОТ, которая пока не решается: «Не принят закон, где было бы сказано о том, когда МРОТ достигнет уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Отмечу, что в 2014 году отношение МРОТ к прожиточному минимуму составляло 64%. С 1 января 2015 года он был повышен на 7,4%. Но, несмотря на это, в связи с инфляцией его соотношение к прожиточному минимуму в этом году снизится и составит 58,4%.Мы считаем, что МРОТ должен двигаться к прожиточному минимуму, но также с учетом региональной специфики. То есть, по мнению Минтруда, МРОТ тоже не должен быть единым на территории всей страны».Диалог продолжаетсяНачальник управления по федеральному надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда Егор Иванов признался, что считает членов профсоюза своими коллегами, хотя сам и не состоит в нем. Это связано с тем, что в профсоюзе действует около 6 тысяч штатных и внештатных правовых и технических инспекторов труда. «Мы заинтересованы во взаимодействии с такой армией профсоюзных инспекторов. Поэтому 29 октября 2014 года мы подписали новое соглашение с профсоюзом сроком на 3 года. Прежде всего оно направлено на упорядочение совместной надзорной деятельности, в частности, в ходе плановых проверок. Также Роструд совместно с профсоюзом будет проводить консультации по вопросам коллективных трудовых споров, что сейчас особенно актуально».Он обратил внимание участников встречи на то, что с 1 января этого года вступили в силу изменения в КоАП РФ, где значительно увеличена ответственность за неисполнение предписаний трудовых инспекторов. Например, должностному лицу теперь грозит дисквалификация сроком до трех лет.Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о дальнейших планах по оптимизации вузов. По его словам, она завершится тогда, когда все вузы будут давать качественное образование в соответствии с федеральными государственными стандартами. В этом году Рособрнадзор планирует провести порядка 1000 проверок в высших учебных заведениях. При этом различий в требованиях к государственным и негосударственным вузам не будет. Главное – соответствуют ли они требованиям стандартов. «Мы будем активно пользоваться законом, дающим право отзывать аккредитацию у вузов без решения суда, если есть факты нарушения образовательного законодательства и занижение требований к качеству обучения. На сегодняшний день уже 600 образовательных организаций исключены из реестра, лишены государственной лицензии».Делегаты съезда получили возможность задать социальным партнерам профсоюза интересующие вопросы. Они касались процессов реорганизации вузов, судьбы студенческих профилакториев, установления базовых ставок и окладов, других злободневных проблем.В заключение встречи председатель профсоюза Галина Меркулова отметила, что все социальные партнеры выразили намерение более тесно и разносторонне взаимодействовать с Общероссийским Профсоюзом образования. Со своей стороны профсоюз готов к сотрудничеству, которое будет способствовать улучшению ситуации в сфере образования, усилению социальной защищенности работников отрасли и студентов.
Комментарии