Гражданское образование, формирование политической культуры немыслимы без воспитания системы ценностей. Для наиболее глубокого понимания места и значения ценностей в демократическом процессе следует обратить внимание на одно из самых конкретных определений демократии. Демократия – народовластие, наиболее распространенная форма государственного устройства, базирующаяся на политических институтах, отношениях, ценностях, идеях и концепциях. Эффективность демократического общества зависит не только и не столько от политической системы, сколько от сознания людей. Более того, механизмы политической системы возникают не сами по себе, а волей политических лидеров, личностей, берущих на себя право определять судьбу общества в целом и персонально. Все зависит от цели…
Молодежь отрицает ценности
Что определяет цели и характер поступков и политики в данном направлении? Думается, что в первую очередь культура социума и отдельных индивидов. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие основу культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы поведения и общения людей.
Современное молодое поколение склонно игнорировать существование ценностей как таковых, поэтому подготовка к демократическому политическому участию приобрела задачу не только передачи знаний и умений, но трансляции ценностей и убеждений. В.Андреев достаточно объективно описывает препятствия в формировании ценностей: «1) гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой; 2) недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям… 3) недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; 4) нетерпимое отношение к инакомыслящим; 5) недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств». Такое мнение является постановкой педагогической проблемы, которую необходимо решать. Опираясь на распространенную точку зрения Баттистони: «Обучение гражданина предполагает развитие умений и отношений, необходимых для прямого участия в политических делах, но и в не меньшей степени – развитие ценностей, которые лежат за нашими политическими институтами и процедурами».
Формируемая система ценностей становится основой подготовки к политическому участию в жизни общества, так как обширные знания по политологии не решают задачи воспитания политической культуры. Система ценностей, та составляющая педагогического процесса, которая позволяет от изучения механизмов демократического общества подняться до уровня философского осмысления и общественно-исторического процесса, места и роли каждой личности. В последние годы создано целое направление педагогических исследований, посвященных ценностным ориентациям школьников, среди отечественных ученых, например, Т.Ахаян, З.Васильева, А.Зосимовский, И.Марьенко, А.Кирьянова и другие. Значение ценностей подчеркивает Е.Климов – «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании подрастающего человека,.. а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольного самоопределения». Ценность указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылает к миру должного, целевого, смысловому основанию.
Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Ценности вырабатывались человечеством на протяжении многих столетий. Считают, что они имеют внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные пространства (прошлое, настоящее, будущее); систематизировать человеческую жизнь, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. В частности, в работе «Человек в поисках смысла» он доказывает, что «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям».
Ценности и нормы
Ценности в его понимании – смысловые универсалии, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Ценности позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие ценностей играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования. В этом отношении ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить реальный мир и мир должного и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностнообоснованных целей.
Одновременно ценности всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие «пределы» изменчивости, как «последние аргументы», не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы», они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего через нормы. В литературе существует как традиция противопоставления норм и стоящих за ними ценностей, так и традиция сближения ценностей и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с «мягкими» дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламентациям, иначе «жестким», т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Соотносят понятие ценностной ориентации, которое в свою очередь конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо.
Трактовку общечеловеческих ценностей дает Н.Никандров: «Это ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство». Основная методологическая нагрузка понятия ценностей в теоретических основах данного исследования заключалась: а) в абсорбции содержания, неформализуемые в основном аппарате теории и обнаруживаемые как имманентные в политическом сознании; б) в выполнении роли объяснительного принципа наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым).
Конструктивность же понятия ценностей связана прежде всего с разработкой типологий ценностей на уровне «идеальных типов», что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях ценности определяются как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни, и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я.Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.Ручка) и т.д.
Типологически ценности разделяются на ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. Ценности могут быть: признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности, направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов.
Среди педагогов интерес представляет исследование проблемы ориентации на социально значимые ценности А.Кирьяновой, раскрывшей структуру, условия и педагогический механизм ориентации на такие общечеловеческие ценности, как Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество. Ведущими идеями-свойствами, которые особенно должны ценить учащиеся в человеке, должны стать любовь, доброта, общение, счастье, достоинство. А.Кирьянова приняла во внимание, что «…процесс ориентации учащихся на общечеловеческие ценности – сложный, противоречивый и то же время закономерный процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения». Истоки современного генезиса нигилистических установок лежат в социально-политических кризисных явлениях, но даже констатируя отсутствие ценностных регуляторов в окружающей действительности, обучаемые проявляют индивидуальное, личностное стремление создавать свою жизнь на основе ценностей, в этом и заключается противоречие и основа саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие и демократические ценности.
Необходимо, чтобы формирование системы ценностей пронизывало все содержание образования посредством специально выработанных методических приемов, при создании которых целесообразно осуществлять следующие операции: научить учащихся отделять факт от мнения о нем, политических идеологем, стереотипов; научить абсорбировать содержание факта с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Функции коммуникаций
Умение выстраивать конструктивные отношения друг с другом, не оглядываясь на разность взглядов и интересов, – это своего рода коммуникативная культура – коммуникация. «Коммуникация» в переводе с латинского означает «связывать», «делать общим», «общаться», что отражает духовную связь личности с социальными группами, а через них с обществом. Каковы же функции коммуникации?
Интеграция и трансляция политического опыта. Коммуникация обеспечивает передачу политического опыта, формируя единое направление мыслей, воли и чувств. Для этого применяется педагогическое и межличностное отношение.
Социализация. Политической социализации мы уделяем в работе особое внимание, здесь рассмотрим социализацию в значении функции коммуникации способствовать социальной адаптации. Индивидуальное сознание приводится в соответствии с принципами и нормами, утвержденными в гражданском обществе и правовом государстве.
Коррекция. Посредством коммуникации устанавливать взаимную связь между личностью и нормами демократического общества.
Активация и контроль. Коммуникация способна усиливать и активировать политическую деятельность, но при этом необходима регуляция поведения личности. Поведение регулируется формальными санкциями, но нередко еще в большей степени неформальными. Коммуникация способна освобождать от социального и психологического напряжения. Конечно, для того чтобы коммуникация функционировала в русле гражданской политической культуры, необходим достаточно высокий уровень индивидуальной культуры, в том числе коммуникативной культуры.
Именно коммуникативная культура содержит потенциал рационального и общественно-ориентированного обсуждения проблем, нельзя допускать, чтобы учебные диалоги, обсуждение проблем носили конфронтационный характер, высказанная позиция отождествлялась с личностью ее представляющего. В противном случае это будет «уводить» от поставленной педагогической цели, и можно услышать в диалоге между учениками: «Ты что, против меня?» Преодолевается это состояние анализом позиций, установкой на уважение любой точки зрения, демонстрацией иных представлений, совместным осмыслением и поиском наиболее объективного. Отказ от подавления каких-либо точек зрения является культурообразующим фактором педагогического процесса. Культура общения, коммуникации – одна из задач на пути формирования политической культуры. «Культура – весьма примечательная детерминанта способности нации к процветанию, поскольку именно она формирует представление индивидуума о риске, вознаграждении и перспективах». Именно такой ракурс рассмотрения феномена культуры имеет значение для нашего исследования, поскольку именно культурные ценности играют видную роль в социальном прогрессе потому, что с их помощью оформляется сознание людей, в том числе оказывается воздействие и на политическое сознание.
Собственная формула успеха
Следует выделить и охарактеризовать индивидуально и коллективно ориентированные ценности. Имея пример советской идеологемы приоритета коллективного над индивидуальным, общественного над личным и как результат нигилизм, отрицание ценностей как таковых, неспособность реализовать личные интересы в сочетании с общим благом. Соотношение индивидуально и коллективно ориентированных ценностей имеет ключевое значение для политического сознания. Индивидуально ориентированные ценности, присущие сознанию личности, предопределяют поведение и становятся своего рода точкой опоры при воплощении теоретической модели формирования политической культуры на индивидуальном уровне, начиная со стереотипов, сложившихся у воспитанников относительно достижения успеха.
Полезно определить представления о цели и методах достижения личного успеха и благосостояния именно потому, что нередко под влиянием различных реклам, ток-шоу, телевизионных игр у подрастающего поколения формируется представление о возможности достичь успеха, не прилагая труда и усилий.
Каким должен быть собственный «проект» жизни и какова должна быть «формула успеха», которая приведет и к личным достижениям и будет способствовать благосостоянию общества в целом? Автор убежден, что двигателем социального прогресса являются успешные люди, поскольку «общественное благо» создается именно на уровне индивидуальной активности. Без успеха личности общественный прогресс невозможен. Таким образом, обоснован следующий силлогизм: социальный прогресс в широком смысле слова невозможен без успеха индивида, успешно действующие индивиды являются двигателями социального развития, следовательно, процветающий индивид, его личный успех представляет собой необходимое предварительное условие социального прогресса.
За счет каких ценностных ориентаций обеспечивается успех индивида:
Образование. Образование – своего рода ключ к успеху. Качество и уровень полученного образования, основа для качества и уровня предстоящей жизни.
Труд. Труд и привносимые им плоды – главный фактор преуспевания. Труд упорядочивает повседневную жизнь, а трудолюбие, творчество и стремление к успеху приносят удовлетворение и самоуважение, а в будущем материальное вознаграждение.
Развитие личных способностей. Индивидуальные способности выступают важнейшим фактором личного карьерного роста.
Нацеленность в будущее. Философы отмечают для россиян как характерную ментальную черту ориентацию на настоящее и прошлое. Нацеленность в будущее означает прогрессистское видение мира, предполагающее способность человека влиять на свою судьбу.
Следование этическим нормам. Следование поведенческим кодексам – залог уважения и успеха в обществе. Справедливость и честность приносят долговременные результаты, в то время как хитрость и обман дают легкий и быстрый результат, но вместе с тем и достаточно «иллюзорный».
Разумеется, перечисленные пять факторов представляют собой обобщение и идеализацию, а в реальности спектр гораздо сложнее.
Юридическая норма
и моральный закон
При раскрытии содержания ценностей следует избегать навязывания политической индоктринации, с одной стороны. Ценности могут не присваиваться учениками, а лишь демонстрироваться – с другой. Преподаватель должен скрывать педагогические инструменты воздействия – для учеников все должно выглядеть совершенно естественно. Следует различать при работе над ценностными основами культуры мораль и морализаторство. Мораль направляет человеческую активность на утверждение самооценки личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. «Моральный закон», как определяет существо явления Иммануил Кант, выражает потребность и способность людей объединиться и жить, выполняя законы, обязательные для всех. Мораль – общественная форма человеческих отношений, лежащая в основе всего конкретного и предметно-обусловленного содержания взаимоотношений. Мораль это свободный выбор личности, связанный с ее самоопределением, сознание обязанности перед другими людьми. Содержание морали выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер и направляют сознание и регулируют поведение, а также поддерживают устои и строй общественных отношений.
Существенно различие между юридической нормой и правом и нравственным, моральным законом. Первые формулируются и претворяются в жизнь государственными институтами и учреждениями, тогда как вторые складываются в стихии человеческого общежития. Своевременность формирования системы ценностей обусловлена частым недоверием молодежи к существующей морали, связанным с ущемлением нравственной автономии и безапелляционностью суждений, высказываемыми взрослыми или же с их отрицанием моральных обязанностей и соответствующим восприятием этих позиций ребятами. Ценности, мораль, нравственность должны быть неразрывно связаны с образованием. В середине прошлого века об этом так писал И.Ильин: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а взнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять».
Ценностные ориентации
Мы пришли к заключению, что следует еще раз определить понятие ценности и ценностные ориентации и выстроить теоретически и методически осмысление необходимости ценностей параллельно с изучением социальной роли ценностей в философском и политическом аспектах. Общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их воспроизводства и достижения составляют ядро культуры и политической культуры в не меньшей степени. Ценностные ориентации определяют жизненную позицию человека и его политическую позицию и позволяют надситуативно воспринимать действительность, видеть истинное содержание событий, поступков, явлений.
Ценностные ориентации позволяют воспитывать самоуважение учащихся и уважение к достоинству других. Особую значимость имеет предложенное Г.Дилигенским понимание значения ценностей: он называет ценности своего рода «социальным семафором», с помощью которого одни ценности поощряются и поддерживаются, а другие запрещаются или воспринимаются нейтрально. Исходя из того, что ценностные ориентации – элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
Ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый – в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь и теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу.
Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
Преодоление внутреннего конфликта ценностей
Одним из эффективных видов учебной работы является дискуссия. Для реализации поставленной задачи участникам предлагалось осуществить несколько этапов мыслительной деятельности: 1) Понять, какое влияние оказывает эта проблема на жизнь людей. 2) Выделить, какие основные факты содержит проблема. 3) Проанализировать, какие положительные и отрицательные аспекты содержит проблема. 4) Спрогнозировать последствия и затраты каждого из возможных вариантов решения проблемы. 5) Вникнуть и отнестись с уважением к высказанным точкам зрения. 6) Осуществить поиск фактов, обстоятельств, мнений, которые делают выбор столь трудным. 7) Преодолеть личный внутренний конфликт ценностей, если он возникает.
Специфическая роль выпадает ведущему, лучше, если ведущих несколько – двое или трое. Организаторов, которые глубоко знают обсуждаемую проблему и владеют приемами абстрагирования от собственных позиций; позволяют участникам размышлять и свободно высказывать свои представления; задавать наводящие, провоцирующие вопросы; интерпретировать мнения.
В Пермской области нашли распространение граждановедческие и социальные практики, из которых студенты делают вывод о приоритете личного выбора. При общей позитивности работы упускается ценностная ориентация как основа свободы выбора и ответственности личности за свою судьбу, судьбу общества, за судьбу своей страны.
Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, Пермь
Статья подготовлена при поддержке РГНФ по проекту №06-06-82-601 а/У
Комментарии