search
main
0

Социальное неравенство – враг знаний

В конце ноября во Флоренции прошла Международная конференция учительских профсоюзов стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Подобные форумы Интернационал образования проводит каждые 2-3 года, и каждый раз они посвящены новой актуальной теме.

Конференция стала прекрасным местом для встреч и переговоров руководителей отраслевых профсоюзов. Многие организации связаны двусторонним сотрудничеством.

Следует отметить, что ОЭСР объединяет наиболее экономически развитые страны. Сегодня в нее входит 30 государств. Впервые на конференцию были приглашены представители России, Бразилии и Южной Африки, которые играют особую роль в мировой политике. В работе форума приняла участие председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова.

В центре внимания нынешней конференции оказалась проблема «Социальное неравенство и успехи в образовании».

Почему для обсуждения была выбрана подобная тема? Сегодня более 20% детей во всем мире по окончании средней школы не могут найти себя на рынке труда – не хватает полученных знаний. Совершенно очевидно, что основные причины разрыва в знаниях учащихся лежат вне школы. Нет стран, где не существовало бы этой проблемы.

Возможные подходы к ее решению изучаются многими международными органами. К примеру, на конференции было представлено исследование ПИЗА, которое ОЭСР провела в 2000 году. Это самое масштабное из международных исследований качества знаний 15-летних школьников по самому широкому спектру предметов. На первом этапе было опрошено 340 тысяч молодых людей в 34 странах, в том числе и в России. Оценивалось то, как учащиеся на практике могут применить полученные знания, как они понимают поставленные задачи, как влияют на качество образования учебные программы, социальное окружение школьников, семья и т.д.

Исследование показало закономерность – результаты хуже в странах с централизованной системой образования, там, где происходит ранняя селекция учащихся, где существуют социальные различия на уровне школы. И, напротив, лучших показателей по всем параметрам достигают те страны, где особое внимание уделяется вопросам равенства в возможностях получения образования (Финляндия, Южная Корея, Япония), где существуют национальные стандарты, а каждая отдельная школа обладает большой степенью свободы и ответственности в организации учебного процесса. Важный момент – поддержка учителя, его социальное положение и статус.

Итоги исследования для многих государств стали неожиданными. К примеру, в Германии, чьи результаты оказались ниже среднего уровня для стран ОЭСР, разразился настоящий скандал в средствах массовой информации и политических кругах.

Увы, не порадовали и российские школьники: по всем предметам они продемонстрировали результаты ниже средних показателей. При этом выявились и парадоксы: наши 15-летние подростки практически больше всех читают, но, к сожалению, не могут сделать выводов из прочитанного или применить полученные знания на практике.

Принято решение, что исследование ПИЗА будет проводиться каждые 3 года. Координатор проекта Андреас Шлейхер посвятил свое выступление проблеме повышения качества и доступности образования. По существующим прогнозам, к 2020 году мировое производство увеличится вдвое, но в нем будет занято только 10% работающих сегодня. Следовательно, остальным придется искать себе другое применение, и помогут им в этом лишь новые знания. Сегодня необходимо повышать свой уровень образования на протяжении всей жизни. Растут при этом и требования к учителям. Мобильность педагога и учащихся – еще один из характерных признаков сегодняшнего дня: требования к знаниям и навыкам должны выдерживаться вне зависимости от географии.

Совершенно ясно, что задачу повышения качества знаний без учителя не решить. Что же необходимо сделать, чтобы сохранить и привлечь в образование талантливых людей? На эту тему сделал сообщение руководитель проекта ОЭСР Филипп Макензи.

Конечно же, очень важный момент – заработная плата. В странах, добившихся лучших результатов, в последние годы значительно повышена заплата начинающего учителя. В Финляндии, к примеру, на 60 процентов. А в Швеции молодой педагог вообще может добиться максимально возможного уровня оплаты труда, если докажет свои отличные профессиональные навыки.

Однако повышение зарплаты работников образования в странах ОЭСР отстает от роста ВВП, следовательно, реально экономическое положение учителей ухудшается. Участники конференции заявили, что необходимо увязать уровень оплаты труда работника любой отрасли с лежащей на нем ответственностью.

Рабочее место и окружение учителя, нагрузка, дефицит педагогов напрямую влияют на качество образования. В Голландии из каждых 8 учительских мест не занято одно. В Австралии педагоги повсеместно ведут предметы, в которых они не специализировались. В некоторых странах значителен процент учителей, не имеющих высшего образования. Во всем мире наблюдается «старение» педагогической профессии. Скажем, в Италии и Германии более половины учителей старше 50 лет. Исследование показывает, что в западных странах основной причиной ухода молодых учителей из школы помимо уровня зарплаты являются плохие условия труда и поведение учеников.

Сегодня профсоюзы принимают самое активное участие в модернизации учебных программ, в изменении политики по отношению к учителю. Особое значение подготовка преподавательских кадров приобретает в рамках Болонского процесса, предъявляющего общие требования к выпускникам вузов Европы.

Помимо пленарных заседаний участники конференции работали в группах, где рассматривали конкретные вопросы на примере различных стран. Обсуждение проблемы, которая затрагивает все государства без исключения, решено продолжить на Конгрессе Интернационала образования в будущем году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте