search
main
0

Сочинение без сочинения. Война против школьного пустословия еще идет..

Продолжение. Начало в №44-48

А вот отрывок из сочинения совсем недавнего:«Взросление. Процесс, который можно замедлить, но нельзя остановить. Мои нынешние взгляды отчасти являются его результатами.Впервые я ощутила себя взрослой, когда моя семья столкнулась с трудностями. Это случилось три года назад: у папы не заладилось с работой, а потом, в течение всего остального времени, заканчивая, наверное, нашими днями, картина не менялась. Да, у нас были финансовые трудности, причем немалые. Видя, как мучается мама, как они нервничают с папой, я больше не чувствовала себя ребенком. Я не хотела им быть. Все, что я ставила на первое место в списке своих целей, была помощь родителям, хотя бы небольшая крупица, способная им помочь. Возможно, будь я помладше, я бы делала подарки, но уже тогда я поняла: какой от них толк? Поэтому я старалась работать. Но кто возьмет на работу тринадцатилетнюю кроху? Ну что ж, тогда я стала экономить на всем, что только можно. Мне было легче от той мысли, что я могу хоть чем-то помочь попавшим в беду родителям.Этой осенью нам пришлось продать машину. А район, в котором мы живем, не богат магазинами. Тогда родители придумали выход из положения. Каждый выходной папа с мамой надевают рюкзаки и идут в ближайший супермаркет дешевых продуктов. Меня с братом они не берут, так как у нас уроки. Не только школьные, но и дополнительные, которые дает нам мама (в таких семьях о репетиторах можно только мечтать. – Л.А.).Несмотря на то что самые тяжелые сумки носит папа, у мамы сильно натерта спина, и теперь она почти вся заклеена пластырями. Как мы с братом ни просились, брать нас с собой они отказываются…»Я сейчас представил фантастическую картину: все это было написано в итоговом сочинении на тему «Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть». Но если бы при этом не было литературного примера, естественно, незачет. Но в этих сочинениях больше литературы, чем в сочинениях только с литературными примерами. За ними школа русской литературы с ее самоанализом, рефлексией, точностью деталей, глубокой нравственной требовательностью прежде всего к самому себе.Я вовсе не хочу сказать, что нужно литературу заменить примерами из жизни. Это тоже плохо кончится. Но дайте свободу выбора тем, кто этого выбора хочет.Но нам же нужны правильные слова о патриотизме, совести, долге, сострадании, а не то, что за словом, хотя именно это и есть самое главное.В последние годы при проведении ЕГЭ особое внимание уделяется созданию условий для честных экзаменов, с чем нельзя не согласиться. На этом основании стали все время говорить, что теперь-то у нас истинная, правдивая картина знаний, объективная картина. Не думаю так. Объективность в данном случае, безусловно, зависит и от процедуры проведения экзамена. Но она прежде всего определяется сущностью этих экзаменов.Никакие металлоискатели, никакие камеры наблюдения, даже компьютерные томографы, если вы их поставите, не смогут увидеть главное: что в головах наших учеников, чему их научили, к чему вели, как готовили к экзамену, какие пособия они штудировали, что черпали в Интернете, на что ориентирован для них и для нас этот экзамен. Полностью забыты слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «Разруха не в клозетах, она в головах». Да, именно в клозетах вынимали из укромных мест шпаргалки, из них выходили через Интернет на связь с миром. Все так. И не так.Я как-то сказал одной своей ученице после мониторинга (это репетиция экзамена): «Но все твои аргументы списаны». – «Нет, нет! Все аргументы по всем проблемам я выучила еще до экзамена». Так что главное действительно не в клозетах. Дело в той выученности, той подготовке, которую прошел ученик перед экзаменом. А особо важны те принципы, те установки на написание сочинения, те стандарты, клише, с которыми он пришел писать на экзамене.Но как узнать, что у них в головах? Когда я работал в Московском городском институте усовершенствования учителей, с этим было куда легче. За десять лет я посетил около тысячи уроков. Часто по предварительной договоренности с учителем я с задней парты задавал ученикам свои вопросы. Мы проводили в школах работы, нацеленные не на определение, как тогда говорили, качества знаний (это процент тех, у кого пятерки и четверки), а на определение подлинного понимания прочитанных и уже пройденных произведений. В своей статье о «Преступлении и наказании» Достоевского я привел некоторые наши задания. Мы проводили сочинения, требующие не только воспроизведения изученного и выученного. Пять лет я был председателем городской медальной комиссии. Это тоже давало большой материал для размышлений. Очень многое получали от анализа литературных олимпиад, которые именно мы и начали проводить в Москве. Изучение качества сливок давало многое для постижения качества молока. После городского тура олимпиады собирали его участников и обязательно анализировали написанные ими сочинения. Этот анализ вошел в брошюру о знаниях учащихся Москвы по литературе, которая была издана десятитысячным тиражом и доведена до каждого учителя словесности. У меня много книг с материалами общесоюзных и общероссийских олимпиад. К сожалению, все книги не дают анализа проведенных работ.После ухода из института я все это продолжал делать со своими учениками, иногда прося провести те или иные работы с учителями, которым я читал курсы лекций. Но возможности мои все сужались. И тогда я нашел другой мощный источник информации.Подруга моей мамы работала под Подольском, в Дубровицах. Там был Институт кормления сельскохозяйственных животных. А был в стране, в другом месте, Институт кормов. Один институт изучал, чем кормить, другой – как кормить. А это великое дело. Я был в Израиле на небольшой молочной ферме в кибуце. У меня не сохранились записи, но там получали рекордное количество молока на каждую корову. Потрясенный не надоями, а тем, что кругом не было ни метра зелени, одни раскаленные пески, я спросил, чем же этих коров кормят. Оказалось, витаминизированным сеном, которое привозят из Америки.И я начал изучать корма (педагогические), чем уже занимаюсь не одно десятилетие, то есть издания, а потом и электронные материалы для учителей и учеников, прежде всего сами экзаменационные материалы, всякого рода методички, пособия, собрания сочинений, краткие пересказы классики. Конечно, я хорошо знал, есть множество учителей, которые этими «кормами» не пользуются. Но видел, как с каждым годом именно они определяют характер тех книг, которые особенно охотно покупают. Видел это и на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы.Но сейчас мы будем говорить только о том, что предназначено ученикам. Чтение это не из легких. Масштаб безграмотности зашкаливает. И все время новации и новаторство. Вот только две книжки 2016 года. Одна вышла в серии из десяти книг. Называется серия «Шпаргалка на ладони». Да нет, она меньше ладони – как мои пальцы на руке. Называется «Произведения литературы в кратком изложении». И «Герой нашего времени», и «Мертвые души», и «Обломов», и «Отцы и дети», и «Преступление и наказание», и «Война и мир», и не только они. Но мы остановимся на другой книжке.Знал, что нечто подобное издавалось в Китае с цитатами Великого Кормчего. Но опыт освоен. Серия «Здравствуй, школа!». Тираж 25 тысяч экземпляров. «Цитатник для итоговых сочинений» по 48 позициям. Все, что хотите. И «Бог, судьба, рок», и «Отцы и дети», и «Смысл жизни», и «Женщины и мужчины», и «Эгоизм», и «Грусть и веселье», и «Бедность и богатство», и «Русский бунт», и «Подлость». Не черная ли это метка из близкого будущего – читать ничего не нужно, все отобрано, отфильтровано, выкроено… Но как подробно!Остановимся только на одном разделе: «Век девятнадцатый». Для меня XIX век – это война 1812 года, декабристы, великие реформы при Александре II, начало строительства Турксиба, взлет русской литературы и русского искусства, великие русские ученые. Здесь только то, что соответствует эпиграфу. А эпиграф «О времена! О нравы!», и ничего другого. Но вот что меня смутило. Если я не ошибаюсь, то и «Ужасный век, ужасные сердца!» из «Скупого рыцаря» Пушкина, и «Ваш век бранил я беспощадно», «Прошедшего житья подлейшие черты» из «Горя от ума» Грибоедова, и «От еврея до китайца, // Проходимец и джентльмен, // Все в единой графе считаются // Одинаково – бизнесмен…» из «Страны негодяев» Есенина, и «Гамлет восстал против лжи, // В которой варился королевский двор. // Но если б теперь он жил, // То был бы бандит и вор» из той же «Страны негодяев», и уж тем более «Я человек эпохи Москвошвея» Мандельштама не относятся к XIX веку. Не знали в XIX веке о советском Москвошвее.Про XX век и не говорю. Здесь широкая палитра: и «Я ж с высот поэзии бросаюсь в коммунизм, // Ибо нет мне без него любви» Маяковского, и «Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет» из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. А уж выбирать придется самому ученику.Пособия для экзаменов, обращенные к старшеклассникам, – самый обширный и самый дикий рассадник невежества, который я знаю. Из этих мутных потоков и утоляют свою духовную жажду наши ученики, готовясь к экзаменам.Но и это еще не все. Уже после экзамена в 2016 году Маша Трауб выразительно рассказала о своем сыне, который как раз в этом году окончил девять классов: «На русский язык он ходит дополнительно в школу раз в неделю. Прекрасный приглашенный преподаватель, которая учит детей любить, именно любить русский язык и литературу. Они ходят и любят. Им интересно. Но сын сам попросил нанять ему репетитора по русскому языку для ЕГЭ – натаскать на сочинения и изложения. Через месяц занятий он сказал, что ему все понятно и репетитор больше не нужен. Я видела эти однотипные пробные сочинения – хочется плакать. К литературе и русскому языку они не имеют никакого отношения. Пишет робот, который заучил вступления и заключения, подходящие практически ко всем темам».Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте