Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Собибор»: во славу несломленных. Даже в лагере смерти можно подняться с колен

Учительская газета, №23 от 5 июня 2018. Читать номер
Автор:

Фильм дебютировавшего в режиссуре актера Константина Хабенского о лагере смерти Собибор сразу же после выхода вызвал не только положительные отклики, часть зрителей буквально негодовала. В возмущенных откликах говорилось о неточностях, глумлении над историей, памятью павших. Меж тем «Собибор» – это потрясающая драма, в которой во главу угла поставлена тема, более всего волнующая современного человека, – ценность человеческого достоинства.

Сюжетную основу ленты составила реальная история побега заключенных из Собибора. Этот лагерь был создан нацистами в юго-восточной части Польши в мае 1942 года в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение евреев. В сентябре 1943 года сюда из минского лагеря был переведен советский военнопленный лейтенант Александр Печерский. Он почти сразу же возглавил подпольную группу, занимающуюся организацией побега.14 октября 1943 года заключенные под руководством Печерского и его заместителя Леона Фельдхендера подняли восстание. Узники стали прорываться за окружавшие лагерь ряды колючей проволоки. Сколько их было, отчаянных, понимавших, что им нечего терять? Различные источники называют разные цифры. Авторы «Собибора» говорят о 500 беглецах, из которых 150 были настигнуты и убиты охранниками лагеря, 100 – выданы фашистам местными жителями.До конца войны дожили 53 участника восстания (хотя и тут у историков нет единодушия, некоторые называют число 47), среди них был и Печерский.Фильм ударяет наотмашь с самых первых кадров. Война – грязная, жестокая. Воплощение зла – развращенные и бесчеловечные солдаты и офицеры вермахта, их приспешники – выходцы из местных. И жертвы – оторванные от своих родных мест мирные люди, не подозревающие сначала, что их ждут страшные испытания (от этого особенно больно).Некоторых зрителей покоробило начало: поезд с евреями прибывает на лагерную станцию под звуки местного оркестрика, а из громко­говорителя разносится: «Добро пожаловать в Собибор!» «Деталь лживая, потому циничная», – настаивали недовольные, забывая (или не зная), что обреченных подло обманывали: изначально обещая им вполне сносную жизнь, впоследствии убивали их либо в газовых камерах, либо непосильным трудом. Но слишком быстрое прозрение новичков было бы помехой лагерному персоналу во главе с комендантом, мятеж мог бы вспыхнуть прямо на перроне, до препровождения прибывших за колючую проволоку. Кстати, когда позже из-за побегов заключенных правда все-таки просочилась за пределы территории, инциденты возникали: евреи отказывались добровольно покинуть вагоны.Потому и играют в кадре скрипки, звучит «Добро пожаловать!». Да, возможно, вымысел, но не противоречащий логике реальных событий. К слову, в фильме «Побег из Собибора» Джека Голда, снятом по документальной книге американского писателя Ричарда Рашке, комендант, встречая поезда, ставит на проигрыватель пластинку с классической музыкой.Люди, видя едва ли не учтивый прием, думают, что им в обмен на лояльность дадут возможность жить с семьями и зарабатывать хлеб честным трудом. Открывшаяся правда приводит евреев в ужас. Прибывший в лагерь Александр Печерский (Константин Хабенский) не сразу решается возглавить группу подпольщиков. Дело не в страхе, просто еще свежи воспоминания о неудавшейся попытке побега из минского лагеря, когда погибло несколько его товарищей. Однако потом он соглашается и разрабатывает план побега – неслыханный по дерзости, кажущийся нереальным. Но люди верят советскому лейтенанту, готовы следовать за ним. В те дни, что идет подготовка, Александр попадает под пристальное внимание коменданта Карла Френцеля (Кристофер Ламберт). Тот словно бы чувствует, что этот русский еврей станет причиной заката его военной карьеры, поэтому не упускает случая испытать его на прочность, указать на унизительное положение подневольного, лишенного всяких прав человека.Об этом стоит сказать особо: «Собибор», описывая ужасы страшного лагерного бытия, главный акцент делает не на физических испытаниях узников – голоде, невыносимых условиях жизни. И даже массовые убийства в газовых камерах здесь не на первом плане. В фокусе внимания находится то издевательство, которое современный зритель способен понять более всего,- уничтожение человеческого достоинства.Молодой сортировщик вещей Хаим (Фабиан Конценцкий) подвергается порке на глазах у девушки Сельмы (Мария Кожевникова), в которую он тайно влюблен. Чуть позже парень оскорблен иначе, пожалуй, еще больнее: вынужденно, по приказу изнывающего от скуки коменданта Френцеля, надевает на Сельму колье и публично целует ее. «Прости, что не могу тебя защитить», – шепчет Хаим девушке, сгорая от стыда. Восьмилетний мальчуган Тойво (Кацпер Ольшевский) плачет, выплевывая сахар, полученный за чистку сапог от офицера Вагнера: фашист заставлял его изображать собачку – лаять и ловить кусочек ртом.Апофеоз одной из офицерских попоек – автоматные очереди над головами согнанных во двор заключенных, мерзкий хохот из-под натянутых на сытые лица противогазов: «Какая большая лужа образовалась! Как же воняет еврейской мочой!» Лица униженных пленников словно окаменевшие.Здесь есть и другие отсылки к сегодняшнему дню, иные аллюзии. Например, темы, активно обсуждаемые среднестатистическим образованным россиянином с друзьями и в соцсетях: проявления инфантильности, суеверия, потребительские инстинкты, даже сексуальная ориентация и наклонности (тонко, едва заметно). Но, повторю, наиболее ярко обрисовано то, что является одним из главных страхов человека, живущего в начале ХХI столетия, – грубое попрание человеческого достоинства. И это приближает к нам героев, увеличивает наше сострадание.При этом нельзя не заметить и огрехи картины, нестыковки. Иногда невольно задаешься вопросом, чем вызван поступок или реплика героя, порой удивляешься: неужели и правда подпольщики встречались чуть ли ни под прожекторами и охрана их не замечала? Есть и штампы: в одном из диалогов, например, можно на спор предсказывать, что скажет Печерский, и легко этот спор выиграть. Но, несмотря на это, «Собибор» – качественное, нужное кино, огромный вклад в условную историческую папку с грифом «Чтобы помнили». Слоган картины – «Подвиг, который мы забыли». Учитывая, что Александр Печерский за свои мужество и отвагу не был удостоен ордена (в 1949 году его представили только к медали «За боевые заслуги»), а написанный на основе его воспоминаний очерк о Собиборе был впервые издан в 2015 году, это правдивая фраза. Наверняка с этим не поспорят и сторонники исторической точности.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту