Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Равные возможности

Соберемся в круг

Пространство любви и технологий
УГ - Москва, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

Ребенок – это не ваза, которую нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Франсуа Рабле

 

«Наша школа и атмосфера в ней делают моего ребенка другим. Сын первый раз пошел в школу, и каково было мое удивление, что он уже с сентября, с первой недели, с радостью бежал в класс! Это о многом говорит. Наших детей не обманешь, значит, там ему хорошо и комфортно. У нас есть опыт посещения дошкольных групп, опыт посещения «подготовки к школе» в одной самой известной организации для детей с РАС в Москве, но даже там я не видела такого деликатного и индивидуального подхода к ребенку. В нашем классе есть все необходимое для обучения и для каждого ребенка со своими особенностями. Психиатр, у которого мы наблюдаемся, посоветовала как-то сильно не заморачиваться и отдать ребенка в школу VIII вида, где учатся дети с совершенно разными диагнозами. Но, к счастью, мы упорно искали нашу школу и не прогадали.
Автономный класс идеально подошел для моего сына. Здесь есть все, что делает его обучение эффективным, а детство – счастливым. Профессионалы своего дела и, самое главное, Люди с большой буквы занимаются нашими особенными детьми. Любят их, а те в свою очередь отвечают взаимностью. Спасибо за это педагогам!»

Это слова мамы первоклассника, ребенка с расстройствами аутистического спектра, обучающегося в автономном классе для детей с РАС школы №2103.

Проект «РАСтем» – это прежде всего команда специалистов, неравнодушных к своей работе и готовых совершенствоваться с каждым днем, расти вместе с детьми. Основная цель реализации проекта «РАСтем» – развитие открытого вариативного инклюзивного образовательного пространства школы, создающего условия для персонализации образования каждого ребенка с целью коррекции и развития его возможностей, социальной адаптации, личностного и профессионального самоопределения. На сегодняшний день проект реализован шестью классами, в которых в различной форме обучаются дети с РАС. Особое место в нашем проекте занимает среда.

Наше пространство разделено на две составляющие: предметно-развивающее и коррекционно-развивающее пространство.

Предметно-развивающее пространство – это часть образовательной среды, которая организована определенным образом и наполнена специальным оборудованием и материалами для развития детей с учетом их особенностей в развитии. При организации предметно-развивающего пространства нельзя забывать о необходимости соответствия содержанию адаптированной образовательной программы, а также возрастным особенностям детей и учитывать ряд принципов:

1. Предметно-развивающее пространство должно легко трансформироваться в зависимости от образовательной задачи, соответствуя возможностям детей на данном этапе обучения.

2. Необходимо постоянно стимулировать познавательную, исследовательскую, игровую, двигательную активность детей с помощью различных дидактических материалов. Пространство должно быть вариативно.

3. Дидактические материалы должны быть многофункциональны. Мы должны применять одинаковые материалы в различных учебных ситуациях с целью обогащения предметного опыта обучающихся.

4. Пространство должно быть комфортным для обучающихся, оно не должно содержать агрессивные или стимулирующие на агрессию предметы. Мы должны помнить про здоровье наших детей и исключать любые негативные воздействия.

5. Удобство и логичность расположения. Все объекты в пространстве должны располагаться исходя из потребности детей, их «жизненного сценария».

Предметно-развивающее пространство у нас состоит из двух зон – свободного взаимодействия и учебной зоны.
Зона свободного взаимодействия – это место для отдыха и общения. Первое, что делают дети по приходе в школу, – собираются в круг. Это ритуал, который всегда проходит именно в зоне свободного взаимодействия. Дети здороваются друг с другом и с педагогом, настраиваются на рабочий день и получают заряд положительных эмоций. Когда для детей наступает перерыв между занятиями, у них есть возможность отдохнуть на ковре, посидеть в креслах-грушах, поиграть в игры, порисовать. Все это располагается в непосредственной близости от парт, чтобы у педагога была возможность моментально переключить группу детей или конкретного ребенка на другую деятельность в случае необходимости.

Учебная зона – в ней расположены парты, шкафы, учительское рабочее место. Это зона, которая настраивает ребенка на занятия. Пространство должно сочетать строгость и комфорт. Расположение учительского стола и парт должно соответствовать психофизическим особенностям детей, быть комфортным в цветовом и фактурном решении. Учебное пространство от зоны свободного взаимодействия не отделено никакими перегородками. Мы поддерживаем открытую планировку, кабинет воспринимается детьми как два разных пространства за счет правильно организованной деятельности специалистов.

Особенностью реализации нашего проекта является его коррекционно-развивающее пространство, которое состоит из трех зон: коммуникативной, социально-бытовой и сенсорно-перцептивной.

Основная задача нашего проекта – сформировать эффективную систему интегрированного включения детей с РАС в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.

Конечно, все проблемы решить нам пока не удалось, но тем не менее, как и большинство школ России, вместе мы приняли более 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дает возможность детям посещать ближайшую по месту жительства школу, экономя время на дороге в специализированное учебное заведение. Наряду с этим современные технологии позволяют использовать дистанционное обучение в качестве вспомогательного, а иногда и альтернативного способа обучения.

На сегодняшний день дистанционное образование, являясь вызовом обществу, стремительно развивается, охватывая все большие категории детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Несмотря на то что наш проект использует в своей основе среду как ключевой элемент развития детей, мы все чаще применяем в работе дистанционные технологии. Исходя из нашего опыта, мы можем обозначить те возможности, которые появляются у педагогов, работающих с детьми с РАС в онлайн-формате:

– открываются новые горизонты серьезного профессионального развития: рассмотрение особенностей детей с других позиций, возможность развития у детей анализаторных функций, которые ранее ими не использовались в достаточном объеме. Для специалиста это прежде всего профессиональный вызов, который возможно выполнить, обратившись к литературным источникам и своему творческому началу;

– проработка взаимоотношений между родителем и учителем, учителем и ребенком. Дистанционная форма обучения обнажает для нас истинную картину взаимоотношений в семье, отношения родителей к образовательному процессу. Педагоги в ходе такого обучения могут не только повысить свой профессионализм, но и заработать авторитетную позицию. Могут стать для родителя не только помощником, но и поддержкой. Ведь только вместе с семьей мы можем достигнуть высоких образовательных результатов;

– не хочется говорить про информационные технологии, потому что очевидна их функциональность и разнообразие, но хочется отметить забытое – игры, которые необходимы прежде всего детям. Ситуация нахождения дома в замкнутом пространстве является отягощающей для взрослых, что уж говорить про детей, тем более с особенностями в развитии. Педагоги и специалисты в данном случае служат мостиком для детей к чему-то новому. Многие из них ждут встречи с учителем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы пообщаться, увидеть знакомое лицо, услышать голос, и педагог обязан помнить об этом. Любое занятие должно содержать игровую составляющую помимо физкультурно-оздоровительной.
Наш опыт выделяет детей, которые пока не готовы сидеть за компьютером, выполняя учебную функцию. Специально для них мы продумываем возможность простого подключения, для того чтобы послушать знакомые голоса, увидеть знакомые лица. К любому новшеству необходимо привыкать, а для детей с РАС это особенно существенно. Это шанс к повышению своих коммуникативных и социальных навыков, шаг к развитию, и мы обязаны использовать этот шанс.

Отвечая на современные вызовы, мы можем обращаться к прошлому опыту, использовать нынешние возможности, забегать вперед, но мы не должны забывать, для кого мы это делаем. Если наша цель – обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, то он является главным участником образовательных отношений, и мы должны обеспечить его всем необходимым для развития. И в конечном итоге не так важно, как проходит процесс образования – в режиме реального или виртуального обучения, самое главное, что все участники образовательных отношений (родители, педагоги и дети) стремятся быть единой командой, взаимодействовать с добротой и пониманием!

Команда проекта «РАСтем» школы №2103


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt