search
main
0

Сначала тест, потом коррекция. Психологический мониторинг как система информационного сопровождения инновационных процессов в школе

Психологический мониторинг в школе можно определить прежде всего как мониторинг сопровождения учебного процесса. Учитывая, что важнейшей целью образовательного процесса является формирование сложнейшей системы мыслительных действий, которая составляет основу когнитивных возможностей ученика, мониторинг в школе не является самоцелью, его необходимость обосновывается возможностями получения психологической информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы. Эта информация лежит в области внутреннего, скрытого и относится к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения учеником содержания образования.

С 1998 года в средней школе № 89 города Челябинска внедрен и успешно используется компьютерный вариант психологического мониторинга. Программа представляет собой систему сбора, хранения и представления психологической информации об ученике, а также систему слежения за качеством образовательного процесса в школе. Данная программа является типовым рабочим местом психолога и полностью обеспечивает диагностику детей с 5-го по 11-й класс. Программа позволяет работать с педагогами, а также с классом как с отдельной информационной единицей. Мониторинг позволяет экономить время и ресурсы на тестирование и, главное, на обработку данных. В программе есть механизм статистической обработки, построение необходимых диаграмм, таблиц. Теперь основные усилия психологов направлены на анализ полученных результатов, составление коррекционных программ, их реализацию. Таким образом, программа позволяет оперативно реагировать на запросы всех подразделений школы.

В мониторинге условно можно выделить три основных блока – тестирование, обработка и коррекция. В первый блок включены батареи тестов, направленные на изучение интеллектуальной и личностной сфер, и психолого-педагогический консилиум.

Основной вес в батарее, отслеживающей интеллектуальный уровень, приходится на тесты мышления, памяти и внимания.

Определенный уровень развития интеллекта является необходимой базой, лежащей в основе способности к обучению, а нормальное функционирование личности и характеристики межличностных отношений формируют те условия, в которых должен реализоваться имеющийся потенциал. Для целей образовательного процесса в школе, с нашей точки зрения, важны три момента:

Диагностика регулятивной сферы

В мониторинг включены параметры, характеризующие психофизиологическую особенность и особенности личностного развития ученика и позволяющие учителю опираться в работе с данным учеником на его индивидуальные особенности.

Диагностика проблем возрастного развития

Через изучение самооценки ребенка, его системы отношений с различными значимыми группами сверстников, взаимоотношений с родителями и учителями мониторинг фиксирует соответствие личностных изменений нормам возрастного развития.

Диагностика особенностей мотивационной сферы

Мотивация человека многообразна, но для школьного обучения важна специфическая группа мотивов – познавательный мотив, мотив достижения успеха и мотив общения. Существенными также являются мотивы школьной тревожности и мотив негативного отношения к школе как мотивы, блокирующие учебную деятельность.

Педагогический консилиум можно рассматривать как один из ключевых моментов описываемой системы психологического мониторинга. Основная задача этого блока – ввести в данные об ученике мнение некоторого «объективного наблюдателя». Задача учителей – оценить знакомых им учащихся через отнесение их к высокому, среднему или низкому уровню по всем пунктам педагогического консилиума. Пункты консилиума, предлагаемые учителю, описывают внешние проявления того, какие (с точки зрения теории) результаты в запоминании, решении проблем и задач, межличностном общении и т.д. должен показывать ученик, получивший высокий, средний или низкий балл по психологическому тестированию. Совпадение оценок тестов и консилиума повышает уверенность в трактовке результатов, несовпадение дает возможность направленного поиска причин рассогласования (а чаще всего и основной проблемы рассматриваемой конкретной ситуации). Отдельно можно рассматривать и рассогласование между собой оценок разных педагогов. Они могут быть связаны как с особенностями оценочной деятельности учителя, так и с особенностями взаимоотношений учитель – ученик. Таким образом, в мониторинге осуществлен выход на оценку особенностей не только ученика, но и учителя.

Важнейшим блоком мониторинга является блок обработки данных. Сразу же по окончании тестирования по любому из блоков испытуемый имеет возможность ознакомиться с психологической интерпретацией полученных результатов. Интерпретации выдержаны в положительном ключе и служат основой для формирования рефлексии (особенно для учащихся старших классов), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

На уровне учителя и психолога информация представлена в наиболее полной и развернутой форме. Цели анализа информации на этом уровне – превентивное выявление намечающихся нарушений в развитии личности учащегося, принятие решения о построении системы коррекционных мероприятий, анализ особенностей классного коллектива, анализ взаимоотношений учитель – учащиеся. Все результаты сведены в таблицы, представлены в виде графиков, гистограмм.

Ключевым моментом блока обработки является получение данных относительно динамики психического развития школьников. Именно благодаря отслеживанию результатов из года в год мы имеем возможность видеть не застывшую картинку разового среза, а всю сложность процесса.

Учителя-предметники, входящие в состав предметных кафедр, получают от психологов информацию об интеллектуальном уровне класса и параллели, выделяются дети с граничными баллами для дальнейшей более целенаправленной индивидуальной работы с ними. Ученикам с низкими результатами уделяется особое внимание при разъяснении и повторении учебного материала. Детям с высокими результатами предлагают творческие задания на уроке, готовят к олимпиадам, рекомендуют углубленное изучение точных наук, предлагают ряд дополнительных образовательных услуг, развивающих эти способности.

По этим данным учитель легко определяет методику проведения урока, необходимую каждому классу. Например, класс достаточно ровный по интеллектуальным показателям, значит, должны преобладать групповые формы урока, работа в парах, а опрос проводиться фронтально. Если класс неровный, то используется дифференцированный подход, учитель строит урок в основном на индивидуальной работе, определяет консультантов, консультирует сам.

Знание психофизиологических особенностей позволяет учителю более точно выбрать карту временного режима урока. Например, учащиеся данного класса адекватно реагируют на стимул (вопрос и задания учителя), но в большинстве своем импульсивны и быстро утомляются. Поэтому в начале урока следует четко проговаривать цели и план работы, использовать алгоритмы, в ходе урока менять вид деятельности или подбадривать учащихся каждые 10-15 минут.

Результаты исследования мотивационной сферы также помогают определить методику проведения урока. Если класс со сформировавшейся познавательной мотивацией, то необходимо максимально нагружать его, предлагать дополнительный материал на уроке. В классе с ведущим мотивом общения предпочтительней групповые формы работы, дискуссионные столы, внеклассные мероприятия по предмету. При большом проценте учащихся в классе с ведущим мотивом достижения учитель организует самостоятельные и контрольные работы чаще, придумывая свои формы поощрения.

По результатам психологического мониторинга на кафедрах учителями формируются группы по развитию памяти и системы мыслительных операций учащихся.

Классные руководители получают от психологов полную информацию о классе, позволяющую эффективно планировать воспитательную работу. Это и социометрическая структура коллектива, и ведущие мотивы деятельности учащихся, и проблемные дети, и интеллектуальный потенциал класса. Обязательно психолог выходит на родительские собрания, приглашает родителей на консультации. Совместно с классным руководителем проводит классные часы (например, по формированию социальных навыков, профилактике стрессов и т.д.), формирует группы социально-психологического и мотивационного тренинга.

Итоговый уровень представления информации – уровень администрации. На этот уровень мониторинг выводит информацию в наиболее обобщенном виде, так, чтобы на ее основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса. Предметом анализа здесь становятся итоговые таблицы по классу и параллели, а также обобщенные данные по учителю. Заместителю директора предоставляется информация, способствующая управлению процессом обучения, а именно: интеллектуальный уровень учащихся по параллелям, особенности интеллектуальной и личностной сфер детей по возрастам, оценки учащимися работы учителей. Это позволяет администрации составить целостное представление о качестве образовательного и воспитательного процессов.

Таким образом, работа каждого педагога школы становится более целенаправленной и систематизированной, позволяет учителям учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, возможности класса.

ВераЧАДИНА, педагог-психолог МОУ СОШ № 89, Челябинск

P.S. О том, как создать педагогический мониторинг и использовать электронный учебник биологии, читайте в следующем выпуске «ИКТ в образовании».

Сейчас в нашей стране имеется довольно большой опыт по внедрению компьютеров в процесс обучения школ. В основном они отражают опыт применения компьютеров в той или иной части процесса обучения и носят несистемный характер.

В Челябинском государственном педагогическом университете к решению этой проблемы подошли принципиально с других позиций. Целостное рассмотрение процесса обучения привело к созданию системы взаимосвязанных информационных моделей: содержания образования, ученика и учителя.

Информационная модель содержания образования представлена в компьютере на нескольких уровнях. Самый верхний уровень – полученный по специально разработанной нами информационной технологии оптимальный учебный план школы. Затем – учебные программы и электронные модели школьных учебников с полным педагогическим мониторингом по каждому предмету.

Информационная модель ученика представлена полным адекватным описанием ученика за весь период обучения в школе и состоит из трех взаимосвязанных мониторингов: психологического, педагогического и здоровья.

Информационная модель учителя показывает, какие педагогические действия предпринимаются им в каждом классе и с каждым учеником. При этом компьютер не выступает в роли простого «регистратора действий». Опираясь на технологию искусственного интеллекта (имитационное моделирование, экспертные системы, нечеткая логика и прогностические методы) и информационные модели содержания образования и ученика, компьютер в режиме деловой игры помогает учителю оптимальным образом решить следующие важнейшие педагогические задачи:

оптимальное распределение учебного времени по предмету и между предметами;

дифференцированный подход к учащимся;

оптимальный выбор форм и методов работы на уроке;

конструирование системы уроков по теме;

прогнозирование результатов учащихся.

Система моделей прошла многолетнюю апробацию в различных школах. Для обмена опытом и оперативного изложения новых результатов создан специальный сайт www.matrossoft.ru, а вся система подробно изложена в книге «Информатизация общего среднего образования». Наша базовая 89-я школа города Челябинска была признана лучшей школой России на Образовательном форуме в Москве в 2004 году.

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики ЧГПУ, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте