search
main
0

Смотреть, слушать, играть – как выстраивать отношения с учениками начальной школы

Процесс обучения предполагает не только передачу знаний, но и творческое взаимодействие его участников. Для младших школьников отношения с учителем особенно важны, педагог становится объектом для подражания и определяет стремления ребенка. Эксперты Института воспитания РАО дали рекомендации педагогам для грамотного выстраивания доверительных отношений с детьми и родителями.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Проявляйте терпение

Помочь первоклашкам привыкнуть к школе можно эффективно, если помощь разделить на психологическую и физиологическую. Первая займет около 4 недель, а вторая – около 6. За этот период ребята привыкнут и к новому распорядку дня, и к новой деятельности, и к учителю. Они станут воспринимать темп его речи и тембр голоса, научатся следовать правилам и требованиям, выражать эмоции.

В начале учебы дети довольно остро воспринимают свои неудачи, так что учителю необходимо проявлять терпение, не подчеркивать свое неодобрение. Важно, что именно учитель говорит, при этом не менее красноречивы его взгляд, интонация и мимика. Дети весьма чувствительны к таким проявлениям.

Заботьтесь о дисциплине 

Учителю начальных классов важно не допускать проблем с дисциплиной с самого начала учебы. Она является залогом успешного обучения. Сначала дети присматриваются к педагогу, оценивают, насколько серьезно стоит к нему относиться. Затем они начинают испытывать его на прочность. Школьники изучают границы дозволенного: что учитель простит, а за что накажет. Как только почувствуют слабость педагога – на них уже не будет действовать ни замечания, ни повышенный тон.

Так что необходимо дать сразу понять, кто здесь главный и каковы правила. Важно неуклонно добиваться их исполнения. Не нужно начинать урок, пока все ученики не сели на свои места и не наступила тишина. Не следует угрожать наказанием, которое учитель не в силах выполнить. Важно держать слово: если обещано вызвать завуча или родителей – надо вызывать либо не обещать этого.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Установите контакт с детьми

Помимо учебной информации детям важна личность педагога. Они обычно задают ему массу вопросов: сколько ему лет, есть ли дети, семья, домашние животные. В такие моменты хорошо устанавливать эмоциональный контакт. Покажите свою заинтересованность во всем происходящем в классе, расскажите, что вас радует, а что – нет.

При этом важно владеть собой, не позволять своему настроению влиять на атмосферу в классе. В начале урока хорошо выдерживать паузу, чтобы поймать ощущение, которое исходит от класса – спокойствие либо возбуждение. Если чувствуется напряжение, надо дать ребятам выпустить пар и выговориться. В это время за ними стоит наблюдать и слушать их.

Для поддержания контакта на уроке важно:

  • подходить к каждому ученику;
  • чаще прикасаться к детям, например, направляя их руку для правильного написания букв;
  • общаясь с ребенком, надо смотреть ему в глаза;
  • обращаться к ребятам стоит по имени, а не по фамилии — так сокращается дистанция.

Обозначайте границы

Педагогу нередко приходится общаться с родителями учеников. Всегда находятся недовольные тем, что их ребенку сделано замечание, выставлена не та оценка. Некоторые звонят учителю в выходной или по вечерам. В таких случаях необходимо выставить границы, сохраняя уверенность и невозмутимость. Не нужно конфликтовать, надо спокойно объяснить свою позицию.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Наладьте контакт с родителями

Важно постараться привлечь активных родителей на свою сторону. Для этого стоит придумать способы, как они могут помогать ребенку и всему классу. С родителями, которые могут целый день быть занятыми с детьми, можно устроить поход в музей или на пикник. С теми, у кого времени меньше – устроить чаепитие в классе. При тактичном общении с родителями и похвале детей ответная реакция обязательно последует. Педагогам и родителям важно сотрудничать.

Мотивируйте  

Лучшим способом мотивировать ребят является разжигание их любопытства. Можно использовать для этого загадки, предлагать разрешить проблемы, задать тему занятия лишь наполовину, чтобы им захотелось узнать, что их ждет дальше. Приучайте ребенка рассуждать, не забывайте хвалить за любой успех.

Для мотивации к чтению хорошо организовать читательский уголок. Можно сделать для детей «кармашки» с их именами и повесить их. При этом ребятам раздаются полоски-закладки, на которых они станут записывать название книги, которую прочитали, поставят ей оценку и коротко запишут свое впечатление. Число закладок в «кармашке» будет соответствовать количеству прочитанных книг.

Развитию усидчивости помогает упражнение «чтение для себя». Каждый выбирает книгу и читает ее определенное время. Начинать стоит с минимальной продолжительности, постепенно увеличивая ее. После каждого задания нужна рефлексия: спросите ребенка, сложно ли было читать, понравилась ли книга.

Играйте с детьми

Учителя ценят значение игры для развития детей. В современных условиях игры со сверстникам стали менее популярны, отдав свое место гаджетам. Школьники становятся более сдержанны и закрыты, многие не успевают научиться общаться друг с другом, отчего возникают конфликты.

Так что учителю важно всесторонне развивать детей, а не только давать ему знания. Важно помнить, что социализация и формирование нравственных качеств возможны лишь в коллективе, в общении. Для этого незаменима игра, она приносит не только пользу, но и  удовольствие.

Учитель может использовать такие игры, как:

«Алфавит». Называются буквы алфавита. И дети, чьи имена начинаются на нее, встают и представляются.

«Тезка». После игры «Алфавит» педагог объединяет учеников с одинаковыми именами в группы, школьники с редкими именами создают отдельную группу. Каждая группа придумывает название, готовит краткий рассказ.

«Цепочка». Дети по цепочке называют свои имена и качество, которое начинается на первую букву имени, например, Денис – добрый, Маша – милая и так далее.

В игре каждый проявляет себя, получает опыт эмоциональных переживаний. Дети понимают, что значит радоваться успеху другого, поддерживать, сопереживать. Игра развивает фантазию, учит ответственности и принятию нестандартных решений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте