Для многонационального государства вопрос сосуществования людей разных народностей, религий всегда является одним из важнейших. В сегодняшней России этот вопрос стоит довольно остро и волнует передовых людей времени.
Толерантность вообще категория достаточно широкая, поэтому чаще говорят о толерантности в той или иной сфере. В Федерации Интернет Образования считают, что «наиболее рельефно проблемы формирования толерантных отношений в обществе… проявляются в процессе развития информационной и интернет-коммуникации». Вот почему для обсуждения за «круглым столом» в ФИО была выбрана тема «Лики толерантности и ненависти в «интернет-коммуникации». В работе «круглого стола» приняли участие представители самых разных профессий – психологи, педагоги, социологи, экономисты и другие.
Начиная диалог, один из ведущих – заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов – обратил внимание собравшихся на то, что в области толерантности нет бинарных оппозиций аристотелевской логики (черное – белое, плохой – хороший). Вот почему в поиске путей создания толерантной коммуникации гораздо важнее «не меряться разными точками зрения», а соизмерять их. Только в процессе мозгового штурма, обмена мнениями можно решить главный вопрос: каким образом без войн (потому что война и мир – это бинарные оппозиции, не действующие в области толерантности), а выращивая другую культуру, «найти возможности, чтоб не взрастали зерна ненависти».
Россия – единственная страна, где такой путь реализуется на уровне федеральной целевой программы. О программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» рассказал собравшимся человек, стоящий у истоков ее формирования, – вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Евгений Гонтмахер.
С того момента, когда началась реализация программы, были разработаны 172 учебные программы, охватывающие различные возрастные, профессиональные, этнические группы населения, в том числе программы социально-психологического тренинга и помощи различным группам риска. В рамках программы созданы 200 учебных пособий, которые отражают результаты мониторинга состояния толерантности в российском обществе. Кроме того, в 53 регионах Российской Федерации проведено 87 учебных семинаров по формированию толерантности.
Среди других заслуг программы тот факт, что в течение последних пяти лет само слово «толерантность» перестало восприниматься как иностранное, а стало словом из повседневного лексикона.
Однако число экстремистских web-страниц, групп новостей, списков рассылки и чатов растет так же стремительно, как понимание необходимости борьбы с ними. На сегодняшний день их число в США превышает 1400, в Англии 1000, в России свыше 900. Кроме негативной информации, они содержат сотни ссылок на сайты ку-клукс-клана, сексистов, фашистов, националистов и других сторонников агрессии и ненависти.
Проанализировав основные проблемы, связанные с толерантностью в глобальной сети, Федерация Интернет Образования выступила инициатором межкорпоративного сетевого проекта «Интернет и толерантность». Вот что рассказала о задачах проекта директор сетевых программ ФИО Диана Миролюбова: «Наш проект направлен на формирование толерантных социальных образцов и норм в обществе посредством разработки и использования информационных технологий, интерактивных способов коммуникации в профессиональном сообществе, в образовательном процессе». Программа проекта очень обширна, включает в себя множество видов работы. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются конкурсы «Лучший сайт толерантности и социальной поддержки», «Лучшая сетевая учебная программа, дистантный курс по толерантности». Познакомиться с деталями нового проекта ФИО можно на сайте http://www.tolerance.fio.ru/
Свой вариант противостояния агрессии, экстремизму и ненависти предложила студия компьютерной анимации «Петербург», где при поддержке Минкультуры России создан сериал «Смешарики». Смешарики – это целая семейка забавных круглых зверушек, которые «не только развлекают детей, но и в доступной форме знакомят их с вечными ценностями, ненавязчиво развивают и обучают». По мнению создателей сериала, он может «помочь родителям отвлечь внимание детей от современной агрессивной среды телевидения и компьютерных игр».
Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков заявил, что через 1-2 года появится новый комплект учебников для начальной школы и дошкольников с этими героями. Помимо сериала и учебников в рамках проекта «Смешарики» будет создан детский развивающий портал. Таким образом, дети получат необходимых им героев для идентификации, а взрослые смогут через этих героев влиять на формирование толерантных установок у подрастающего поколения.
Конечно, борьба с интолерантностью невозможна без знания ее теории, причин, ее вызывающих, механизмов действия, способов воздействия на людей. Поэтому собравшиеся за «круглым столом» обращали особое внимание на выступления, формирующие теорию толерантности.
Директор института социологии РАН, профессор Леокадия Дробижева обратила всеобщее внимание на важность «образования образователей». Она привела несколько шокирующих примеров того, как интолерантность проявляется в речи учителей, призванных формировать толерантное общество. Например, один из преподавателей школы переподготовки по этнической социологии в ходе лекции сказал: «Важно, чтобы те мигранты, которые приезжают к нам, были ориентированы на оседлость». Но ведь современное общество пропагандирует мобильность. И почему мигранты должны перенимать «московские традиции»? Как здесь реализуется установка на толерантность? Так что учителя должны быть в первую очередь внимательны и требовательны к себе, своим словам и действиям.
Интернет оказывает огромное влияние на подростков. Причины того, что дети часами «сидят» в Сети, сформулировал директор института социологии РАО, академик РАО Владимир Собкин. Одна из самых главных – стремление подростков к идентификации. В интернете они находят неформальные группы, частью которых могут стать. Именно здесь они могут сформировать образ собственного «я», порой отличный от реальности, но более привлекательный. Задача взрослых – предложить подросткам альтернативу, другой путь развития, помочь развиться в рамках толерантности. Владимир Самуилович обратил внимание на весьма важный аспект толерантности. Толерантность – не есть принятие всего, что предлагает нам мир. Это еще и право сказать – я не принимаю. Не принимаю насилия, агрессии, экстремизма. Не принимаю и буду противостоять им.
Конечно, для формирования толерантного общества, человечной среды общения недостаточно четырех лет, отведенных федеральной программой. Слишком велика область, требующая изменений. Но если начать с малого, знакомого тебе, то шансы на расширение зоны толерантности резко возрастают. Федерация Интернет Образования предложила начать с того, что наиболее ей знакомо, с интернета. Что же известно каждому человеку больше всего на свете? Он сам.
Комментарии