Современное общество в целом и российское в частности переживает в настоящее время эпоху информатизации, в которую объем новой информации растет по экспоненциальному закону. Последние инновации в образовании испытали сдвиг от формирования знаниевой компоненты к развитию деятельностной сферы через формирование универсальных учебных действий. Возник вопрос о том, чему же учить современного школьника в целом и на каждой ступени обучения в частности.
Как пятиклассников вовлечь в осознанный процесс самостоятельного получения и поиска информации? Основная идея состоит в организации особого образовательного пространства школьников 5-7-х классов, в котором подросток сможет пройти пропедевтический курс исследовательской деятельности и уже на этом этапе сформировать у себя представления о методах научного познания. Другими словами, речь идет о проектировании педагогических условий, в которых ученикам 5-7-х классов школы учителя, во-первых, расскажут просто о сложном, а во-вторых, проведут эффективную работу по формированию универсальных учебных действий, необходимых для исследовательской компетенции школьника, которая и является стержнем умения учиться. Необходимость поиска возможностей рассказывать подростку о сложных вещах на начальном этапе изучения наук доступным ему языком обусловлена тем самым стремительным увеличением знаний человека об окружающем мире, развитии технологий. Мир подростка уже перестал быть детским в традиционном понимании. Его окружает мир технических устройств высокой сложности как в реальной жизни: от бытовой техники и гаджетов до квадрокоптеров, так и в мире игры: роботы-конструкторы, интерактивные электронные плакаты и другие игры, использующие передовые технологии. Даже мир мультфильмов и кинофильмов принципиально изменился. Сутеевские зайчики и белочки уже не востребованы, на смену пришли трансформеры. Ярким доказательством справедливости вышесказанного может стать упоминание мультсериалов о Фиксиках и Смешариках, в которых юным зрителям рассказывают и об устройстве радиоприемника (как минимум курс физики 9-го класса), и об эффекте Доплера (красном смещении) – курс физики 11-го класса, и об архитектуре компьютера и т. п. Все это стимулирует познавательный интерес школьника, и, «стукнув его по рукам», мол, рано еще об этом говорить, мы рискуем потерять самое важное – желание узнавать, искать и, в конечном счете, учиться. В то же время идея вовлечения школьников 5-7-х классов в исследовательскую деятельность сопровождается рядом рисков, которые могут свести на нет всю работу педагогического коллектива. К основным рискам можно отнести сложности в разработке учебно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся. Необходимо разработать тематику исследовательских заданий, технологическую карту работы, основываясь на базовых педагогических принципах: научности и доступности. Ошибки при решении данной проблемы превращают подростка из исследователя в «говорящую голову», которая отчитывает написанный ему текст, содержание которого не понято и не присвоено самим учащимся. Цели исследования и решаемые для их достижения задачи должны быть соотнесены с имеющимися у подростка знаниями и умениями на данный момент и находящимися в зоне ближайшего развития. Организационно решение задачи вовлечения учащихся 5-7-х классов в пропедевтику исследовательской деятельности представляется в реализации проекта «Малая академия естественных наук» (МАЕН). МАЕН на базе ГБОУ «Школа №2098 имени Л.М.Доватора» представляет собой образовательное пространство нового поколения. Ядром образовательного пространства является образовательная площадка «Школьная лаборатория занимательной науки», являющаяся аналогом «Дома занимательной науки Я.И.Перельмана». Широко распространенным аналогом «Дома занимательной науки» в настоящее время являются музеи занимательной науки по типу «Экспериментаниума». На образовательных площадках такого типа основная задача проекта решается путем создания разнообразных по сложности инженерного решения, тематики и степени интерактивности экспонатов, работа школьника с которыми должна вызвать интерес, дать импульс к пониманию того, что овладение естественно-научными знаниями – это престижно. Наличие же подобной площадки в образовательной организации в качестве образовательного пространства, интегрированного в учебный процесс, требует четкого понимания иной миссии того структурного и содержательного наполнения, которым она обладает. В частности, экспонаты школьной лаборатории занимательной науки могут обладать меньшей степенью технологичности, сложности конструкции, но в то же время должны обладать высоким уровнем дидактических возможностей. В связи с созданием образовательного пространства, объединившего школьников образовательных организаций районов Западного и Восточного Дегунино, Дмитровского и Бескудниковского районов, открытие такой площадки особенно актуально, так как ее ресурс становится общедоступным для учащихся 5-7-х классов нескольких районов. В связи с этим можно также говорить и об эффективности использования материальных ресурсов, необходимых для создания и поддержания его работоспособности.Стартап данного проекта представляет собой организацию и пуск в эксплуатацию образовательного пространства, состоящего из четырех залов: занимательной физики, занимательной астрономии, математической головоломки, лаборатории юного химика и истории техники и науки «От простых механизмов до нанотехнологий». В основе всех декораций образовательного пространства лаборатории заложена идея создания мотивации у школьников к саморазвитию и самообразованию. Информационные стенды, оформленные в виде собранного пазла, подталкивают, провоцируют участника к активному действию – ставят перед ним вопросы, а не дают ответы на них.В мире занимательной физикиПроект позволяет «ощутить науку на кончиках пальцев», прикоснуться к миру механики, электромагнетизма, оптики и молекулярной физики, ознакомиться с фундаментальными физическими опытами. Интересно всем – и первоклассникам, и тем, для кого учеба в школе стала привычным делом, а также родителям, для которых учеба в школе стала добрым воспоминанием. Наш дом – ВселеннаяОригинальная лаборатория, посвященная вопросам астрономии и астрофизики, позволяет прикоснуться к тайне возникновения Вселенной, эволюции звезд, образования планетных систем. Вместе с наставниками учащиеся моделируют процессы столкновения астероидов с планетой, образование кратеров, солнечное затмение и парад планет. Школьникам представится возможность запустить модели ракеты, а также проявить свою эрудицию в области астрономии, истории освоения космоса и космических технологий. Вечерние встречи предполагают возможность «первых астрономических наблюдений» с использованием рефлекторных и рефракторных телескопов.Математические головоломкиЭта лаборатория позволит проверить и оценить свои интеллектуальные возможности, решая исторические математические задачи, геометрические и топологические головоломки, изучить особенности «листа Мебиуса», «гиперболоида вращения», создать флексогоны и другие геометрические объекты; совершить путешествие в историю математических инструментов: от счет и арифмометра до логарифмической линейки и калькулятора. История техники и робототехникаЭта лаборатория позволит ознакомиться с гениальными инженерными решениями Леонардо да Винчи, достижениями научно-технических революций, экспериментальными установками, на которых постигали основы физики школьники XX и XXI веков.Первый этап реализации проекта доказал одну из гипотез, выдвинутых на этапе проектирования. Ее суть состояла в том, что предложенная форма образовательной площадки будет способствовать повышенной мотивации к активной познавательной деятельности, основанной на эмоциональном подъеме, возникающем при работе учеников 5-7-х классов с экспонатами с высокой степенью интерактивности. В то же время подтвердилось и предположение о том, что отсутствие первичных исследовательских навыков, выражающихся в осознанном использовании основ методов научного познания, таких как наблюдение, анализ и синтез, не позволяет ученикам 5-7-х классов присваивать элементы знаний. На основании этого и была определена цель второго этапа работы, состоящая в систематической работе по формированию основ исследовательских компетенций как на базе Малой академии естественных наук школы №2098, так и на базе партнеров – научно-исследовательских организаций, которые могли предоставить площадки с высокотехнологичным лабораторным оборудованием. «Дорожная карта» проекта предполагает реализацию работы МАЕН, направленную на формирование исследовательских и проектных компетенций в ходе проведения межпредметных исследований. Отдельные лаборатории МАЕН в рамках интеграции дополнительного образования и внеурочной деятельности создают знаниевую и деятельностную платформу посредством дисциплин, образующих образовательные модули: моделирование, прототипирование физических объектов, технологии современного производства, с том числе нанотехнологии. В течение периода обучения в межрайонной Академии естественных наук обучающиеся 5-7-х классов научатся выдвигать гипотезы, выбирать оптимальные средства и методы решения поставленных задач, интерпретировать результаты, аргументировать свою точку зрения в рамках разнообразных публичных выступлений.Промежуточная результативность работы МАЕН будет оценена в ходе погружения, в рамках которого резидентам МАЕН придется выполнить исследование с элементами проектной деятельности. Работы, прошедшие конкурсный отбор и доработку на основе предложений экспертов, будут представлены на конкурсы творческих работ городского и всероссийского уровня.Антон МАРКО,кандидат физико-математических наук, доцент, учитель физики школы №2098,Ирина МАРКО,учитель математики школы №2098
Комментарии