search
main
0

Смелым умам попутного ветра!

Эффективно, интенсивно, интересно

Родители детей, которые опережают сверстников в развитии, нередко задумываются о том, что, придя в 1‑й класс, их ребенок может потерять познавательный потенциал. Именно для таких неугомонных почемучек в московских школах запущен городской образовательный проект «Эффективная начальная школа».

Несмотря на высокий познавательный потенциал, наши дети испытывают ряд затруднений, которые связаны в первую очередь с незрелостью психологических и физиологических процессов. Какие же препятствия возникают на нашем пути и как мы их преодолеваем?

В первую очередь это неустойчивая и избирательная мотивация. У ребенка, приходящего в первый класс, по утверждению психологов, преобладают процессы, регулируемые внешне. Как же мы работаем над развитием мотивации наших учеников? Используем визуализацию успехов детей: линейка достижений, лист достижений по теме, шкала «Мой путь к успеху». Но для нас очень важно, отталкиваясь от этой внешней мотивации, начать формирование внутренней мотивации. Для этого мы предлагаем детям следующие возможности:

– возможность выбора. Дети могут выбрать само домашнее задание (в тетради, в МЭШ или на платформах Яндекс.Учебник, Учи.ру), формат выполнения работы (пересказ или инсценировка), партнера для выполнения работы;

– возможность ошибаться, работать над своими ошибками, помогать товарищам исправлять их ошибки. Для этого мы используем самопроверку или взаимопроверку по эталону или работе, представленной на доске через документ-камеру;

– возможность получить поддержку учителя при возникновении затруднения. Если ученик ошибается, мы помогаем ему прийти к верному ответу. Для этого мы можем переформулировать вопрос или разложить сложную задачу на простые;

– возможность поддерживать познавательный интерес и мотивацию к работе с помощью метода эвристических вопросов: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? Дети высказывают интересные и необычные идеи при изучении темы урока;

– возможность понимать причины своих успехов и неудач. Этому способствуют комментирование отметок, представление понятных детям критериев оценивания всех видов работ. Особенно важно это делать для устных видов работы, потому что отсутствие визуального выражения результата затрудняет восприятие ребенком своих ошибок. Поэтому для оценивания устных ответов мы используем ламинированную закладку с визуализацией критериев оценки.

Все эти приемы и методы при систематическом использовании помогают заложить основу для формирования внутренней мотивации как залога успешного освоения школьных премудростей.

Следующим серьезным препятствием на пути овладения учебным материалом по многим предметам стала недостаточность речевого развития детей. Словарный запас обучающихся соответствует возрастной норме, но наши ученики не могут использовать его в полном объеме. Дети, пользуясь повседневной лексикой, не могут выразить словами свои чувства и эмоции, не всегда понимают значение прочитанного и сказанного. Их высказывания непосредственны, при этом преобладает сжатая и непроизвольная речь, она не обладает тем диапазоном, который необходим при анализе текстов, статей учебника.

Одним из самых действенных методов для активизации словарного запаса является использование технологии критического мышления, которая побуждает учеников к деятельности, к активной мыслительной работе. Эта технология включает множество приемов, детально описанных и укладывающихся в целостную систему: кластер, синквейн, эссе, мозговая атака, перепутанные цепочки.

Помимо этого мы много работаем над обогащением словарного запаса детей, переплетая для этого материал всех уроков. На уроках окружающего мира, математики, литературного чтения обращаем внимание на новые слова и термины, разбираем их с точки зрения лексики и словообразования, а затем включаем их в материалы упражнений на уроках русского языка, составляя задачи для уроков математики. Также в этой работе используем ресурсы МЭШ, электронные ресурсы и дидактические игры. Ученики вместе с учителем участвуют в добывании знаний, расширяют свой словарный запас.

Следующим препятствием на нашем пути является недостаточное моторное развитие. В классе ЭНШ, где процесс становления письма проходит в сжатые сроки, работа над каллиграфическими умениями становится для некоторых ребят большой проблемой. Нам помогает ежедневное проведение укрепляющей гимнастики для пальцев, физминуток, нацеленных на развитие ловкости и координации.

Также для формирования каллиграфического навыка мы используем проверенные опытом различные упражнения и приемы работы: бордюры, письмо по кальке, письмо по контуру, «воздушное письмо», анализируем состав букв, собираем буквы из элементов. Для этого прекрасно подходит прием «шестиугольное обучение», о котором мы узнали из опыта белорусской коллеги Инги Тихоновецкой.

Проведенная работа позволила в сжатые сроки обучить детей письму и набрать должную скорость письма. Все ученики 2‑3‑х классов успешно справляются с объемами письменной работы на уроках русского языка и математики.

Незрелость психологических и физиологических процессов также проявляется и в том, что детям свойственна утомляемость в процессе учебного дня. Чтобы не допускать эмоционального перенапряжения обучающихся, мы стараемся проводить релаксационные упражнения, обеспечивать смену деятельности, правильно распределять нагрузку в течение дня.

Мы включаем в уроки игровые моменты, используем нестандартные формы заданий. Например, при изучении таблицы умножения изготавливаем лэпбуки, для устного счета используем игры со свободным перемещением по классу, для опроса по содержанию текста играем в «литературный футбол». Для проведения быстрого опроса применяем возможности сервиса Plickers. Для удобного и наглядного управления деятельностью класса на уроке мы используем инструменты доски Сlassroomscreen. В сервисе WordArt создаем облака слов. С их помощью проводим знакомство с биографией писателя, составляем характеристику персонажа, работаем над особенностями частей речи.

Такое разнообразие помогает снизить монотонность учебного процесса и создать в классе атмосферу радостного учебного труда. Ведь как говорит Шалва Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». И для нас очень важно поддерживать в наших учениках ощущение успешности.

Галина АГЕЕВА, Елена КЛИМКОВИЧ, учителя начальных классов Школы Новокосино

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте