Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Смелее в будущее! Фестиваль «Открытие» – это познание самого себя

Учительская газета, №22 от 2 июня 2015. Читать номер
Автор:

Тренажерный высотный парк, построенный нами в 2009 году на территории Учебно-реабилитационного молодежного центра «Алмаз» РГСУ в г. Рузе, мы назвали в свое время «Открытие». Годы подтвердили, что название правильное. Сначала шла речь о спортивно-физкультурной, психологической и, в главной степени, социальной реабилитации детей из коррекционных школ на занятиях, которые мы проводим на земле и на высоте до 9 метров. Потом руководитель московского Департамента образования И.И.Калина предложил реализовать на тех же тренажерах достаточно сложную программу профилактики девиантного поведения подростков. Пошло на ура! Отличным инструментом наши тренажеры «Рубикон» и «Лестница Якоба» служат для программ «Стань лидером», «Моя команда» и других, разработанных Центром дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий».

Но сегодня мы поговорим о другом, подведем некоторые итоги шестого по счету физкультурного фестиваля учащихся спортивных школ Москвы «Открытие». Эти фестивали проводятся на той же площадке под эгидой Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Кстати, по-моему, все наблюдения, которые попали в поле зрения нашего психолога, имеют универсальный характер.​Дмитрий ШПАРО***«Страшно из-за постоянной тряски тросов и собственных коленей. Все вокруг содрогается. Нужно все время помнить о координации…»Это не отрывок из сценария о супергероях, переживающих невероятные испытания, а воспоминания Александры Орловой, 13-летней московской школьницы из секции лыжных гонок, участницы фестиваля, организованного Клубом «Приключение» известных путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро. В рамках фестиваля дети принимают участие в тренингах на командообразование и личностный рост и, что важно, в свободное от спорта и высоты время реализуют свои творческие способности. Ну а главным событием для каждого становится прохождение двух этажей (высотой 4,5 м и 9 м) тренажера «Рубикон», настоящая проверка на прочность.Программа «Открытие» – это в первую очередь изучение самого себя, путешествие в свой внутренний мир. Что я могу? Какие черты моего характера могут помочь мне справиться с трудностями? Чего мне ожидать от себя в стрессовой ситуации? В чем я хочу достичь успеха и какие качества мешают мне это сделать? На эти и многие другие вопросы ребята находят ответы здесь. «Я внутренне вырос, я понял, что стал общительным, могу с кем угодно подружиться, да и людям стал чаще помогать» (Василий Довлетов, 14 лет, центр образования «Самбо-70»). И здесь не существует понятий «правильно-неправильно», ведь безоценочное отношение и право свободного выбора – фундамент нашей программы. Причем эти ответы не результат абстрактных, теоретических размышлений, а выявленные на практике факты. И только ребенку решать, что с этим делать, доволен ли он собой и в каком направлении следует идти дальше, что в себе развивать. А тот факт, что ребенок переживает все это в команде со своими товарищами, способствует, с одной стороны, его открытости и самореализации, а с другой – адекватной оценке собственных возможностей. «Здесь главное слово – «команда». Это не соревнования, а испытание самого себя, которое готовит ребят к неизвестной им еще жизни. Спортсменам важна такая программа, где нет соперничества» (Г.В.Некрасова, тренер по спортивному ориентированию СДЮСШОР №54 «Ориента»). Очень важно, что здесь действительно не нужно доказывать кому-то свое первенство или превосходство, а, наоборот, можно открыться, быть самим собой и переоценить собственные взгляды и ценности. Что называется, заглянуть в себя в доброжелательной обстановке и при участии мудрого старшего товарища – инструктора. Как говорит Е.В.Хельдерт, тренер по спортивному ориентированию СДЮСШОР №54 «Ориента»: «Дети учатся развивать идеи и мысли».Кстати, часто сопровождающие – тренеры, педагоги – боятся высоты не меньше, чем их подопечные. Насколько интересны такие ситуации! Ведь в этом случае дети как бы меняются со взрослым ролями и помогают ему, советуют, поддерживают, подбадривают. А иногда даже по-взрослому укоряют. «Мне было самому интересно преодолеть страх высоты, – делится впечатлениями И.А.Гончаров, педагог ЦФКиС САО. – Было сложно представить, что мои хрупкие юные товарищи десяти-одиннадцати лет смогут удержать меня, подав руку, и я каждый раз удивлялся – они могут!» Именно так. Наши дети могут гораздо больше, чем мы думаем. Важно, чтобы и они сами это знали. Стоит ли говорить, что самопознание, которому в большей части посвящен фестиваль, – это ценнейший процесс и опыт, это путь к развитию целостной, гармоничной личности ребенка.Взаимоотношения учеников и тренеров, которые приезжают в Рузу, – это отдельная тема для разговора. Не раз приходилось убеждаться, как сильно влияют подобные мероприятия на взаимопонимание взрослых и детей. Они могут выйти за пределы повседневных формальных отношений и гораздо лучше понять друг друга. Ученики видят в своем наставнике не авторитарного командира, не всезнающего учителя, а в первую очередь обычного человека со своими слабостями, страхами, мечтами, но при этом готового делиться своим опытом и мудростью. Многие педагоги используют площадку в Рузе для того, чтобы выйти на новый уровень взаимоотношений с детьми и улучшить взаимоотношения в классе. Также ни для кого не ново, что часто тренеры используют такой прием: команду составляют из ребят, которые не общаются между собой или даже конфликтуют. Не будем говорить, что результат достигается легко, это требует кропотливой педагогической работы, но дети действительно становятся командой и делают первые шаги навстречу друг другу. Некоторые сохраняют эту дружбу и после фестиваля.Интересно, что тренеры стараются привозить в Рузу детей, которых хотят узнать лучше, либо новеньких – в общем, тех, кто представляет собой загадку для педагога и чей потенциал неясен. В экстремальных условиях, на высоте, и в целом при такой насыщенной деятельности можно гораздо больше узнать о ребенке, а также по-настоящему с ним подружиться. «Ребенок открывает себя сам, понимает, что может. Для меня как для тренера тоже открытие, какой же этот ребенок на самом деле» (Г.В.Некрасова). И вот делится опытом В.А.Усикова, тренер по лыжным гонкам спортшколы №101 «Тушино»: «Каждый раз мы едем к вам за тем, чтобы увидеть, что собой представляют дети».Особенно хочется отметить актуальность программы для учащихся именно спортивных школ. Помимо воспитания волевого компонента, который так важен для занятий спортом, таких личностных качеств, как смелость, ответственность за себя и других, умение принимать решение и работать в команде, также учитывается фактор физических нагрузок. «Считаю, что «Лестница Якоба» – самый классный тренажер для спортсменов, так как там нужны сила, хватка, координация, гибкость», – Е.В.Хельдерт. Действительно, одной лишь воли недостаточно, нужно приложить немало физических усилий для прохождения испытания. А вот впечатления участника программы Алисы Имамутдиновой, 14 лет: «Эта программа развивает морально-волевые качества, влияет на физическую форму, после «Лестницы Якоба» у меня до сих пор болят плечи, ноги, руки, как после хорошей тренировки». Для успеха команды важен вклад каждого из ее участников, а это значит, что нужно равномерно распределить силы. То есть в первую очередь идет оценка собственных возможностей, затем ее корректирование с учетом мнения всей команды. Соответственно это дает дополнительный стимул для развития и работы над своим телом. «После программы у детей появляется желание упорнее заниматься спортом, появляется уверенность в себе», – отмечает В.А.Усикова.А вот что еще мы услышали от участницы Александры Орловой: «После того как я прошла упражнение с завязанными глазами, прибавилось немного уверенности, что не испугаюсь и пойду дальше». Казалось бы, детские слова, а какой глубокий в них смысл! Можно смело перенести это и в реальную жизнь за пределами «Рубикона»: если ты прошел на высоте такое испытание, то в будущем, твердо стоя двумя ногами на земле, можешь идти вперед смело, страх больше не властен над тобой.Часто бывает, что дети, которым не все удалось в рамках программы, ставят себе цель приехать еще раз и довести начатое до конца. Анастасия Носенко, 12 лет: «Мы не успели залезть на последнее бревно. Теперь мечтаю приехать сюда осенью и пройти все до конца!» И, что самое важное, они действительно это делают.Вот такие герои побывали у нас на VI фестивале «Открытие». Они лучше киношных супергероев. Они бросили вызов самому грозному противнику – своим собственным страхам и слабостям и уже победили в первом бою.Алина КАЮМОВА, психолог Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту