Два года назад ВЦИОМ провел опрос родителей, и оказалось, что более 60% из них поддерживают ограничение использования смартфонов во время учебного процесса. Буквально недавно этим озаботились законотворцы. В Госдуму был представлен законопроект о регулировании использования мобильных телефонов во время уроков в школе, который затем должен найти свое отражение в Законе «Об образовании в РФ». По словам председателя Комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, никто не собирается запрещать телефоны, речь идет о регулировании использования телефонов на уроке. То есть возможность пользоваться телефонами остается, но в случаях, когда это нужно учителю для образовательного процесса, а также в ситуациях, касающихся жизни и здоровья детей.
Надо заметить, что во многих школах уже несколько лет существует практика ограничения пользования смартфонами в школе. Например, подобный четырехлетний опыт есть в школе №5 города Луги. Решение запретить пользоваться телефонами с выходом в Интернет не с неба свалилось, говорит директор школы Ольга Ингинен. Оно пришло после того, как весь педагогический коллектив школы обратил внимание на то, что почти все дети… разучились говорить. К примеру, девятиклассники в задании, где требовалось составить по картинке 10 предложений, просто не могли их сформулировать, не могли описать то, что изображено перед ними. Как только требовалось произнести связный текст, старшеклассники терялись и… молчали.
– Мы поняли, что нужно что-то делать, потому что идешь по коридорам школы и видишь, как дети общаются в чатах, находясь буквально в метре друг от друга! – рассказывает Ольга Вячеславовна. – Стало понятно, что необходимо как-то ограждать ребят от смартфона. Это влияет как на физическое здоровье (дети мало двигаются), так и на психическое (ребята более раздражительны, агрессивны, малообщительны, замкнуты). К тому же очень много ресурсов, которые вовлекают детей в различные деструктивные группы. Мало того, если ребенок сидит в Интернете на перемене, ему потом не переключиться на урок. Психологи подсчитали, что еще 10‑15 минут он продолжает мысленно находиться в виртуальном пространстве, следовательно, треть урока просто… отсутствует, и качество обучения, конечно, существенно снижается.
Поэтому идея запретить использование смартфонов была поддержана всем педагогическим коллективом школы, не возникло сомнений в том, что должна быть проведена большая и трудоемкая разъяснительная работа с родителями.
– С чего вы начали?
– С поиска и подготовки материалов, которые рассказывали бы о целесообразности ограничения пользования смартфонами. Я нашла очень много статей, видеороликов и целый год на родительских собраниях объясняла родителям, почему мы хотим, чтобы дети отдыхали от мобильных устройств в школе. На каждом родительском собрании раздавала анкеты, где взрослые должны были сообщить, за они или против, готовы ли подписать соглашение о том, что дети в школе будут пользоваться только кнопочными телефонами.
Как ни странно, лишь единицы из всего родительского сообщества выразили несогласие. Их я приглашала в кабинет и беседовала индивидуально. Кто-то говорил, что в семье вообще нет телефона, кто-то считал, что достаточно просто не платить за доступ в Интернет. Приходилось разубеждать, мол, это только кажется, что у ребенка нет точки доступа, всегда есть те, кто может им поделиться.
После того как анкеты были собраны, мы провели заседание управляющего совета, в состав которого входят представитель учредителя, родители, старшеклассники, педагоги. Все члены управсовета поддержали наше решение. А на общешкольном родительском собрании перед подписанием соглашения присутствовала уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Александровна Литвинова, и она подтвердила: нарушения прав детей в данном решении нет. Школа отвечает за безопасный образовательный процесс, за жизнь и здоровье ребенка. Ограничение пользования смартфоном – это и есть забота о здоровье ученика.
Таким образом, кропотливая годовая работа привела к тому, что все родители подписали соглашение. И в 2019 году мы начали учебный процесс без смартфонов в руках детей.
– Трудно было поначалу?
– Очень трудно. Для старшеклассников мы сделали переходный период, чтобы все могли обзавестись кнопочными телефонами. Но первые полгода, бывало, дети прятались со смартфонами под лестницами, в кабинках туалетов. Ребят мы мотивировали и личным примером – сами приобрели кнопочные телефоны.
Начальная школа в отличие от старшей сразу начала обучение без смартфонов, и результат не заставил себя долго ждать. Как только вы попадали на этаж началки, сразу было видно, как дети играют, рисуют, общаются. Первое время учителя были организаторами подвижных игр, а потом дети сами увлеклись, стали придумывать, чем заняться на перемене. Я фотографировала и отправляла родителям фото: как было до и что сейчас происходит на перемене. Абсолютно разные картинки! Сегодня, идя по коридорам школы, видишь, как много детей читают, как ребята разговаривают друг с другом, что-то обсуждают.
– Ольга Вячеславовна, вы предупреждаете о своих правилах родителей первоклассников?
– Обязательно! У нас с ноября начинается подготовка будущих первоклассников, и в конце апреля на собрании с родителями я выступаю и рассказываю о наших правилах, одно из которых – запрет использования в школе смартфонов. Объясняю, почему мы хотим сохранить здоровье детей, и призываю не приучать их к пользованию смартфоном. Это вызывает зависимость, с которой потом очень трудно справиться.
Если ребенок приходит к нам из другой школы, то мы также просим родителей ознакомиться с нашими правилами и подумать о том, готовы они их соблюдать или нет.
– И многих это отталкивает?
– Наоборот, сейчас большинство родителей только приветствуют школьную жизнь без смартфона. Многие взрослые признаются, что теряют ребенка, что он не выпускает телефон из рук, не общается с ними.
– Востребован ли ваш опыт у других школ района?
– Я знаю, что некоторые образовательные организации пытались пойти этим путем, но простым приказом о запрете смартфонов проблему не решишь. Нужна серьезная разъяснительная работа.
Как-то от коллеги услышала: «Вы нас ведете назад в прошлое». Нет, ни в коем случае! Наоборот, это движение вперед. Мы в этом плане отстаем от Европы, там уже давно поняли вред гаджетизации и на законодательном уровне запрещают смартфоны в школах и колледжах. Такие примеры есть во Франции, Японии, Великобритании.
К сведению
«Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна, склонности к депрессивным состояниям.
В ходе исследований сделаны выводы о негативном влиянии электромагнитных полей на психическое здоровье детей. Данные эффекты существенно отражались на успешности ребенка при обучении в образовательной организации. Нарушение фонематического восприятия вызывало множественные ошибки у детей в речи и письме.
Исследования, проведенные в США, свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемости у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости».
(Из работы «Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков» Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора, 2020 год)
Мнение
Алина С., студентка Института иностранных языков РГПУ имени А.И.Г ерцена:
– Вспоминая своих одноклассников, которые сидели на уроках в Интернете, понимаю, что, конечно, правильнее забирать смартфоны, но, с другой стороны, может произойти любая ситуация, которая не зависит ни от кого, и нужны будут контакты, которые без телефона найти будет проблематично. Поэтому думаю, что забирать телефоны на весь учебный день нельзя.
У меня бывало желание отвлечься на уроке, но это потом отзывалось на контрольных работах. Сейчас, через годы, могу сказать, что я бы не заглядывала в телефон, если бы урок не был сухой лекцией. Когда учитель читает монолог, это очень скучно.
Педагог сам должен инициировать обращение к телефону, и это должно быть связано с какими-то интерактивными заданиями, с интересным поиском. Также важно выстраивать диалог, чтобы все ученики были задействованы в нем.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии