В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) состоялся круглый стол на тему «Отметки в начальной школе: за и против». Можно сказать, что педколлектив университета пошел на опережение, проявив инициативу открыто обсудить вопрос, вызвавший в последнее время дискуссию в обществе.
Что говорят историкиФедор Решетников писал свою картину «Опять двойка», когда в Стране Советов уже 17 лет действовала пятибалльная система оценивания знаний. До этого каких только систем не существовало. От двухбалльной при Петре I – «лениво» и «прилежно» (представляю возмущение современных родителей), двенадцатибалльной в первой половине ХIХ века, шестибалльной при Николае I и до отмены отметок в 1917 году. Так что вопрос этот с определенной периодичностью будоражит умы и сердца российской общественности. Но вот что интересно, считает заведующий кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ Владислав Янченко: в периоды безотметочности учителя все равно неофициально, для себя, так сказать, продолжали выставлять отметки своим ученикам. На сегодняшний день в российских школах безотметочная система обучения введена повсеместно в начальном звене. «В первом классе вообще никаких отметок не должно быть, дабы смягчить детишкам переход из дошкольной жизни в жизнь школьную», – напоминает доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ Эльмира Галямова. Но по факту также повсеместно учителя начальной школы ставят своим ученикам плюсики и минусы, рисуют солнышки и тучки, выдают смайлики, чтобы к концу четверти определить, кто набрал больше. Потребность иметь материальное воплощение результатов обучения испытывают как учителя, так и ученики.Что говорят психологи«Недавние дошкольники действительно испытывают необходимость и очень чувствительны к любым формам оценивания, но строиться оно должно очень корректно, с учетом возрастных особенностей», – говорит доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Татьяна Авдулова. По ее словам, не все дети к началу школьного обучения приходят с адекватной, дифференцированной, устойчивой самооценкой. Критичность у дошкольников также под большим вопросом. «Однако при этом, приходя в школу, ребенок начинает считывать негласные сигналы и очень хорошо в них ориентироваться, даже если все эти смайлики и ягодки вынесены за скобки. Он замечает, на кого посмотрели, кому оказали внимание, кого поддержали. И вот эта система нечеткой обратной связи, наоборот, дезориентирует ребенка и ведет его к поиску самой разной специфической информации. Соответственно при переходе от дошкольной системы образования к школьной очень важно ребенку объяснять смысл оценки и ее содержания, формировать понимание различных сторон оценивания», – говорит Татьяна Авдулова. Принципиален не вопрос наличия или отсутствия отметки как таковой, утверждает она, а наличие качественной обратной связи, которая мотивирует, регулирует, ориентирует ребенка, особенно на этапе перехода от дошкольника к школьнику. И в такой обратной связи очень важна позиция учителя, позитивно настроенного, готового к обсуждению того, что получается, а над чем ребенку нужно поработать.Что говорят педагоги и родители«В этом году будет уже двадцать лет, как начали вводить безотметочное обучение в начальной школе, – напоминает заведующая кафедрой теории и практики начального образования МПГУ Елена Землянская. – А у всех нас, у всех учителей сильные традиции отметочного обучения». По ее словам, безотметочное обучение – принципиально иное построение образовательного процесса, иное взаимодействие учителя и ученика, иное построение урока, иные компетентности учителя. И педагоги высшей школы, и учителя начальной едины в том, что при обучении без отметок необходимо, чтобы сам ребенок был вовлечен в процесс своего обучения, стал субъектом такого обучения, учился учиться – анализировать свою работу, находить недочеты, работать над ошибками. По словам учителя начальных классов НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» Ирины Михайловской, она против отметок как таковых, по крайней мере, в первом классе, но за вдумчивое оценивание учителем и учеником проделанной ими работы, за учет динамики их успехов. Говоря об эксперименте безотметочного обучения, заведующая кафедрой психологии образования МПГУ Людмила Подымова рассказывает: «Когда мы подходили к четвертому классу, мне одна из учителей сказала: «Что же мне делать, какие отметки выставлять, как я их буду в пятый класс сдавать?!» То есть это тоже одна из проблем, которая стоит перед учителем».Для мамы двоих детей Анастасии Аниченковой отметка – фокус контроля. Как и для мамы четверых – Анны Житеневой, которой симпатична система смайликов и солнышек, поскольку она считает, что совсем без оценок обойтись нельзя. «Мы от отметок, подозреваю, не уйдем никуда. Мы же сами оцениваем ежедневно – проехав, скажем, в такси, ставим отметку, надеясь, что она на что-то повлияет. Для детей отметка – это статусная вещь, это точка соприкосновения в отношениях детей и их одноклассников, это определенная точка во взаимоотношениях ребенка и родителей, это вектор взаимоотношений ребенка и учителя», – говорит Анна Михайловна. Вопрос в другом, считает многодетная мама: отметки должны быть понятны, наполнены смыслом и для детей, и для родителей, чтобы комментарий к этим отметкам со стороны учителя был содержательным.Вместо послесловия
Пытаясь подвести для себя итоги услышанного на круглом столе, я спросила своего младшего сына, который учится во втором классе, что бы он предпочел получать в первом – смайлики, отметки или вообще ничего, и он, не задумываясь, ответил: «Отметки, с ними понятнее и интереснее». А мне тут же вспомнилось, как он недавно не смог объяснить, почему получил четверку по развитию речи, мол, учительница просто поставила, и все. Так что бытовая фокус-группа лишь подтвердила мнение многих именитых участников круглого стола. Система отметок не просто традиционна, это общеизвестная система координат во взаимодействии учителя, ученика, родителя. Главное, чтобы составляющие осей X и Y были понятны всем участникам образовательного процесса. И тогда отметка будет, по Василию Сухомлинскому (его чаще других вспоминали на круглом столе), «нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика».
Москва
Комментарии