search
main
0

Служба взаимодействия

Наш собеседник – начальник Управления информации, региональных и общественных связей МВД России подполковник милиции Валерий ГРИБАКИН

– Валерий Викторович, ваш коллектив с полным основанием можно назвать службой взаимопонимания милиции и общества. Как возникла она?

– Необходимость расширить мостик между милицией и общественностью возникла очень давно. По многим причинам на протяжении нескольких десятилетий медленно, но неотвратимо происходил своеобразный раскол: правоохранительная система все более приобретала в глазах людей исключительно карательный, негативный облик. Милицию стали бояться, ею начали пугать. В свое время такое отношение общества было вызвано прежде всего абсолютной информационной закрытостью правоохранительных органов.

В тех условиях два десятка лет назад в МВД была создана первая крохотная группа по связям со СМИ. Потом она преобразовалась в отдел, который со временем превратился в достаточно сильную структуру со своими подразделениями в регионах, расширялось поле деятельности. Сегодня функции определяются названием – Управление информации, региональных и общественных связей. Генеральная задача – доводить до населения информацию о деятельности МВД, быть посредником между милицией и общественностью. Для ее реализации в нашем управлении есть 6 отделов, которые «перекрывают» все точки соприкосновения милиции с общественностью.

– А посредством чего еще вы общаетесь с обществом?

– Помимо сотрудничества со СМИ тесно взаимодействуем с общественными объединениями и органами государственной власти. В стране только официально зарегистрированных общественных организаций более 400. Функции и цели многих так или иначе перекликаются с нашими задачами. Например, правозащитные организации, в которые обращаются люди, по их мнению, несправедливо обиженные милицией. Наши сотрудники вместе с представителями ГУСБ (Главного управления собственной безопасности – Прим. авт.) МВД России, другими оперативными подразделениями взаимодействуют с этими объединениями, участвуют в разрешении конфликтных ситуаций.

Еще одна линия работы с общественными объединениями – всевозможные совместные проекты, такие, как акция «Стражи правопорядка – детям!», многие другие формы взаимодействия. Одна из целей работы с общественными организациями – вовлечение, в лучшем смысле этого слова, как можно большего числа людей в правоохранительную деятельность. Ведь борьба с преступностью – общая задача, и без помощи общественности одним правоохранительным органам не справиться.

Не менее важно сотрудничество с органами государственной власти. Больше всего работы на долю сотрудников, занимающихся этим направлением, выпадает в периоды выборов. Не секрет, что некоторые кандидаты устраивают разного рода провокации и пытаются вовлечь в них милицию или переложить ответственность на правоохранительные органы. Порой мишенью провокаций становится и сама милиция. В СМИ поднимается необоснованная шумиха: сотрудники органов внутренних дел якобы незаконно вторглись в офис, провели обыск, изъяли агитационную литературу и т.д. В подобных случаях приходится, что называется, выступать информационным арбитром, плотно взаимодействовать с Центризбиркомом России, правоохранительными органами, политическими партиями и движениями.

– Отслеживаете ли обратную связь: общество – милиция?

– Безусловно. Этим наиболее плотно занимается отдел по изучению общественного мнения. Работают в нем высококвалифицированные специалисты, проводят опросы общественности и сотрудников органов внутренних дел. И в этом направлении нам не обойтись без взаимодействия, помощи общественности. В прошлом году наше управление заключило ряд соглашений с несколькими авторитетными организациями, занимающимися изучением общественного мнения, они оказывают нам поддержку в работе.

Опросы проводятся практически ежемесячно по многим направлениям. Произошло преступление, получившее большой общественный резонанс, – выясняем отношение к нему населения, граждан – к работе милиции, проблемам, связанным с определенным видом преступности. Появилась в СМИ информация об активизации экстремистски настроенной молодежи – проводим опрос об отношении людей к подобным группировкам. Грядет начало футбольного сезона – интересуемся мнением о том, насколько социально опасен футбольный фанатизм в худшем его понимании. Проводим тестирования сотрудников органов внутренних дел по актуальным проблемам, касающимся работы министерства.

– Какой в таких опросах практический смысл? Выяснили вы, к примеру, что такая-то часть населения не любит скинхедов, столько-то милиционеров недовольны своей зарплатой. А как используются эти данные?

– Результаты каждого опроса анализируются и докладываются руководству МВД, различных главков и управлений. Такой срез общественного мнения выявляет слабые стороны в работе милиции и подсказывает, на что нужно обратить внимание. Очень часто милиционеры в силу того, что психологи называют профессиональной деформацией, воспринимают одни и те же события совсем с других позиций, нежели гражданские люди.

Скажем, нашумевшее убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге. Для оперуполномоченного уголовного розыска это прежде всего убийство ребенка – тяжкое преступление. Для большинства же населения это, опять же из-за недостоверной информации в СМИ, – якобы проявление национализма и экстремизма. Не учитывать мнения людей нельзя. Оно сформировалось «при помощи» ошибочного посыла. В результате мониторинга общественного мнения мы получаем возможность рекомендовать и информационно корректировать работу подразделений органов внутренних дел, принимать комплекс мер по стабилизации ситуации. Фактически делаем ту же работу, что и сотрудники оперативных подразделений, только на информационном поле.

Если же говорить о тестировании сотрудников милиции, то результаты таких опросов используются руководителями как дополнительный аргумент в пользу того или иного решения.

– А бывает так, что результаты мониторинга если не шокируют, то, как минимум, удивляют вас?

– Любой мониторинг преподносит сюрпризы. Например, опрос по уже упомянутой тематике молодежного экстремизма. В марте нынешнего года при помощи Фонда «Общественное мнение» проведен опрос населения об отношении к молодежным экстремистским группировкам, так называемым скинхедам. 55% ответили, что слышали о скинхедах, а 42% услышали это слово впервые. 3% затруднились ответить. Любопытно, что до этого в некоторых зарубежных СМИ преподносилась информация, будто в России большая часть населения поддерживает действия экстремистски настроенной молодежи. О какой поддержке может идти речь, если многие даже не знают, что это за движение?

– На улицах Москвы и других городов можно увидеть плакаты, призывающие звонить по телефону «02» или ознакомиться с результатами работы милиции в ушедшем году. Это ваших рук дело?

– Да, это наше детище, и мы им гордимся. В начале прошлого года в Москве возникла необходимость скорректировать ситуацию. В течение ряда лет слабым звеном в работе столичной милиции была служба «02». Ее техническая оснащенность перестала соответствовать потребностям. Люди долго не могли дозвониться по этому номеру телефона и обращались за помощью в территориальные отделы. Когда при помощи мэрии Москвы и МВД России была введена в действие новая, оборудованная по последнему слову техники дежурная часть ГУВД, возникла необходимость переориентировать население на звонки по телефону «02».

Сначала Управление информации столичного ГУВД пошло по проторенному пути: довести до граждан сведения о новых возможностях московской милиции через СМИ. Журналистов приглашали посетить дежурную часть, рассказать через свои издания об увиденном. По телевидению, в прессе прошло много позитивных репортажей, но ожидаемого эффекта это не принесло. Люди по-прежнему предпочитали обращаться в ближайшие отделения милиции.

Тогда и родилась идея наружной социальной рекламы. Обратились в Комитет рекламы, по ключевому слову «безопасность» нашли спонсоров, разработали информационные макеты. Так на улицах Москвы появились яркие плакаты с призывами звонить по телефону «02». Этот проект в комплексе других мер привел к тому, что количество обращений в дежурную часть города за полгода возросло с 3 тысяч до 22 тысяч в день. Польза очевидна. Во-первых, в дежурной части ГУВД каждый звонок фиксируется техникой, и возможность укрыть, не зарегистрировать преступление полностью исключена. Во-вторых, в несколько раз повышается оперативность реагирования на обращение. И, наконец, каждый сигнал автоматически ставится на контроль, так что подразделения, которым переадресовывается вызов, не могут проигнорировать его. Коль новый проект оказался эффективен, было принято решение использовать идею в дальнейшем, причем не только в столице. Следующим этапом стала пропаганда услуг вневедомственной охраны.

По итогам года мы решили довести до населения общественный отчет о работе милиции. Из нашей статистики взяли три показателя. Два – о раскрытии краж имущества и автомобилей – выбраны потому, что эти проблемы наиболее близки каждому. Третий – показатель раскрытых преступлений прошлых лет – чтобы продемонстрировать неотвратимость наказания. Зачем все это нужно? Чтобы люди наглядно увидели результаты и поняли: милиция работает, именно к ней нужно обращаться за помощью.

Кстати, мы провели мониторинг общественного мнения об этих плакатах и почти не получили негативных отзывов. Более того, люди говорили, что подобная реклама придает некоторую уверенность и спокойствие. Будто рядом стоит милиционер. Социальную рекламу мы планируем активно развивать. Следующий шаг – подготовка и размещение на телеканалах видеороликов о деятельности МВД России. В мае подготовлено два видеоролика о безопасности дорожного движения.

– Наверное, есть интересные проекты, которые в силу финансовых или еще каких-то трудностей пока невозможно реализовать?

– Полуфантастический проект – возродить образ любимого в народе милиционера, какими были дядя Степа или Анискин. У нас очень хорошие взаимоотношения со студиями писателей и не так давно мы допустили некоторые из них к архивам МВД, следствия и ГУИНа. Есть надежда, что появятся интересные художественные произведения на основе реальных событий. Возможно, мы станем свидетелями зарождения нового образа народного героя.

– С телеэкранов не сходят сериалы о «ментах», которые наравне с «бригадами» снимают сливки рейтингов. Чем объяснить такую страсть народа к, казалось бы, полярным персонажам?

– Большинство сериалов о милиции представляют оперов хоть и симпатичными, но порой очень близкими по модели поведения к своим антигероям. Я думаю, что сказывается все тот же многолетний информационный вакуум, когда ни о милиции, ни о криминале писать или снимать фильмы не разрешалось. Запретный плод, как известно, сладок. Тему открыли, и народ жадно утоляет свой «голод». Уверен, что этот интерес пройдет. Конечно, не завтра, но лет через десять тема вечно пьющих оперов и «благородных братков» станет немодной. Вот тогда и «выстрелят» во всю мощь наши проекты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте