Ростов часто называют южной столицей России. У города свой неповторимый колорит, своя самобытная история, свои традиции и памятные места. Ростовский зоопарк, Ботанический сад ЮФУ, филармония – далеко не полный перечень известных не только в городе, но и во всем Южном округе достопримечательностей. Это поистине уникальная социокультурная среда, ведь в городе сосредоточено огромное количество музеев, памятников, библиотек. Показать красоту родного края, ознакомить детей с достопримечательностями города, а также рассказать о необходимых Ростову профессиях, помочь сделать главный в жизни выбор – вот те важные задачи, которые ставит перед собой уникальный проект управления образования города «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ».
Ботанический сад ЮФУ, база уникальных объектов живой природы Ростовской области и других территорий нашей страны, – социальный партнер управления образования и ряда общеобразовательных учреждений города (школа №10). В октябре 2017 года школьники городских школ приняли участие в международной конференции «Современные технологии в изучении биоразнообразия и интродукции растений». Конференция была организована учеными Ботанического сада совместно с управлением образования города. В рамках конференции более 35 обучающихся представили исследовательские проекты по биологии, среди которых новым стало направление «Экскурсии по Ботаническому саду на иностранном языке». Гостями конференции стали директора школ Республики Крым, которые приехали познакомиться с системой общеобразовательной деятельности города Ростова-на-Дону. Следуя за юными экскурсоводами по тропинкам сада, рассматривая экзотические растения и удивляясь их физиологическим и экологическим особенностям, директора крымских школ дали высокую оценку работе ростовских ученых, учителей и школьников. В рамках реализации проекта «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ» муниципальное автономное учреждение «Парк культуры и отдыха имени Н.Островского» стало партнером МБОУ «Школа №21». В своей образовательной деятельности школа широко использует ресурсы парка и объекты, находящиеся на его территории: храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, мемориал героев Чернобыльской Славы, Ростовская детская железная дорога им. Ю.А.Гагарина, стадион «Олимп-2» и др. Это центры гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Здесь ребята знакомятся с подвигом чернобыльцев, которые, не жалея жизни и здоровья, встали на борьбу с радиационной стихией, здесь осваивают азы деятельности железнодорожного транспорта, изучают строение железной дороги, поезда, ЖД знаки, сигналы, историю ЖД и ДЖД. Все это создает условия для расширения образовательного пространства и мировоззрения школьника. Реализуя одно из направлений проекта «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ», направление «Урок в городе», педагоги общеобразовательных учреждений города проводят уроки вне стен школьных помещений, используя инфраструктуру социальных объектов города, расширяя тем самым границы образовательного пространства отдельного образовательного учреждения. Ростовский областной музей краеведения, Вечный Огонь Славы мемориального комплекса «Павшим воинам» города воинской Славы Ростова-на-Дону, конгрессно-выставочный центр «ВертолЭкспо» – вот неполный перечень социальных объектов, превратившихся в учебные классы, ставшие площадками «Урока в городе», где формируются не только предметные знания, но и личностные качества школьников. Закулисье в филармонии – Проект «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ» направлен на расширение возможностей образовательных учреждений города по использованию городской среды как образовательного ресурса, – говорит начальник управления образования Виктория Анатольевна Чернышова. – Так, к примеру, благодаря сотрудничеству образовательных организаций города и Ростовской областной филармонии появился информационно-образовательный проект «Слушай только живое. Союз юных сердец». Ростовская областная филармония регулярно проводит музыкальные викторины. Оказалось, что у классов – победителей музыкальных викторин, которые проводятся раз в месяц, есть возможность побывать на репетиции симфонического оркестра, для них устраиваются экскурсии «Закулисье в филармонии». Присутствие на репетиции оркестра на восьмиклассников произвело неизгладимое впечатление. Ребята побывали в гримерках, посидели на рабочих местах свето- и звукооператоров. А в конце экскурсии вышли на настоящую сцену. Даже те, кого музыка никогда не волновала, прониклись. Финальным аккордом таких встреч, как правило, становятся музыкальные концерты. Один из них – «IШерлокVS Холмс» заканчивается детективным квестом, участником которого становится каждый зритель. Примечательно, что в филармонии оборудовали специальную комнату, в которой в режиме реального времени искусствоведы ведут вебинары по разным музыкальным темам. Школьные педагоги могут использовать их как в рамках урока, так и во время внеурочной деятельности – на факультативах и классных часах. Кроме того, у классов – победителей викторин есть возможность самостоятельно оформить афишу концертов филармонии. Два года подряд в фойе Ростовской филармонии к 9 Мая организуются экспозиции работ школьников города «Письмо в Бессмертный полк». Письма ребят своим прадедам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной, никого не могут оставить равнодушным. Там, где музыка звучитЗимой прошлого года в Ростове стартовал еще один долгосрочный проект управления образования и Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова – «Там, где музыка живет». Первое мероприятие – музыкальная гостиная, посвященная казачьему фольклору, – прошло в Ростовском областном музее краеведения. Участниками этой встречи стали учителя музыки и МХК школы №39. Принцип работы консерватории и школ города такой же, как и с филармонией. Победители викторин имеют возможность посетить концерт в консерватории, пообщаться с исполнителями. Так, ребята из лицея №33 в качестве приза за победу в викторине посетили музыкальный концерт «Виртуозная музыка. Скорость и смысл» из цикла «Творческая гостиная». Лицеисты с большим вниманием и интересом слушали произведения Рахманинова, Грига, Мусоргского и других композиторов в исполнении студентов Ростовской консерватории. А десятиклассники школы №39, ставшие победителями викторины «Хоровая музыка», посетили концерт хорового театра «Отражение» под руководством Татьяны Овчинниковой. Концерт проходил в Ростовском областном музее краеведения. – Мы планируем комплексную целевую работу по развитию музыкального вкуса, пропаганду музыкального искусства, повышение интереса к творчеству, а также живой исполнительской деятельности детей и молодежи, – говорит Виктория Анатольевна о целях проекта. Живая книга Ростовский зоопарк – один из крупнейших зоопарков страны. Чтобы заинтересовать детей живой природой, Управление образования Ростова-на-Дону совместно с зоопарком запустили проект «Живая книга», в рамках которого проходят виртуальные встречи работников зоопарка и ростовских школьников, организуются экскурсии в зоопарк, проводятся различные акции в защиту животных. Так, к примеру, одна из виртуальных встреч была посвящена белым медведям. Участие в интерактивной беседе приняли 37 школ города, наиболее активными были ребята из школы №87, лицея №1 и Юридической гимназии имени Сперанского. Школьникам рассказали о жизни белой медведицы Кометы в Ростовском зоопарке. Так получилось, что встреча была приурочена к дню рождения медведицы – для именинницы испекли торт и подарили пластмассовые игрушки. Ребята во время беседы получили ответы на интересующие их вопросы: например, какая температура тела у медведя, как они переносят лето и не холодно ли новорожденным медвежатам. Большой интерес среди школьников вызвали фотоконкурс «Папа и мама тоже здесь бывали», акция «Помоги птицам зимой», во время которой ученики городских школ сделали более 50 кормушек. Благодаря проекту «Живая книга» ребята узнали много новых и познавательных фактов о животных. К примеру, есть ли хвост у бурого медведя, какое животное называют кораблем пустыни и о том, что для тигра служит индикатором настроения. Впрочем, главное – у детей появилось желание изучать животный мир, проявлять заботу о нем. У школьников особый интерес вызывают онлайн-беседы с сотрудниками зоопарка, когда можно задать непосредственно вопрос человеку, который находится в ежедневной близости к животным и знает их повадки и привычки. Как правило, по окончании вебинаров объявляются познавательные викторины. Классы-победители приглашаются на бесплатную экскурсию в зоопарк. Школьная медицина. Жизнь прекрасна В рамках совместного проекта Управления образования Ростова-на-Дону и городской детской поликлиники №1 «Школьная медицина. Жизнь прекрасна» проводятся ставшие уже популярными среди школьников и их родителей вебинары. Большой плюс вебинаров в том, что дети в прямом эфире могут задать интересующие их вопросы, касающиеся здоровья, и получить квалифицированную консультацию специалиста. Главная цель проекта – сформировать у школьников осознанное отношение к своему здоровью, создать представление модели здорового образа жизни. Популярные темы веб-трансляций – «Профилактика нарушений осанки у школьников», «Гигиена полости рта», «Предупредим кишечные инфекции», «Что должен знать школьник о СПИДе», «Курить не модно, живи свободно!». Накануне летних каникул прошел интерактивный онлайн-тренинг для школьников по обучению приемам экстренной помощи под названием «Секунды ценою в жизнь». Провел тренинг главный врач детской городской больницы №1 Владислав Ерофеев. Он рассказал ребятам, что владение приемами оказания первой помощи пострадавшему до приезда медработников может помочь сохранить человеку жизнь. Вебинары по разным медицинским темам проходят и для родителей, когда папы и мамы могут в формате вопрос – ответ получить любой необходимый им совет. Культурное наследие«Культурное наследие» – проект Управления образования города Ростова-на-Дону и музея-заповедника М.А.Шолохова. В его рамках реализуется целый цикл образовательных мероприятий, повышающий интерес школьников к искусству, литературе, истории родного края. Так, в конце прошлого года здесь завершились мероприятия, посвященные крупному межмузейному проекту-выставке «Четыре жизни Чехова». Было проведено 6 виртуальных учебных экскурсий по выставочным залам «Шолохов-Центра» в режиме реального времени. Во время онлайн-трансляции школьники общались с экскурсоводом, задавали вопросы, комментировали. После каждой онлайн-экскурсии проходит познавательная викторина по данной теме. Работа над вопросами викторины – это не только закрепление полученных знаний, но и эффективный способ получения обратной связи от учеников. Класс, который первым верно ответит на все вопросы, объявляется победителем и приглашается на экскурсию в выставочные залы «Шолохов-Центра». Таким образом, выставку «Четыре жизни Чехова» посетили ребята из 10 школ. Виртуальный репортаж собирает аудиторию более чем из 30 школ города. В январе 2018 года в «Шолохов-Центре» прошел «Бал молодых поэтов», приуроченный к выставке «Ружье и лира. Русская литература и охота». Активные участники проекта – ребята из 9-х классов школы №10 – были приглашены на театрализованное мероприятие и посетили выставочные залы «Шолохов-Центра». Здесь школьники увидели предметы охоты того времени – ружья, дробницы, ножи, сумки. Девушки были впечатлены чучелами птиц и трофеями охоты. Ребята узнали, что дворянская охота играла большую роль в культурной жизни России на протяжении более чем двух веков. Вторая часть мероприятия – литературно-музыкальный салон XIX века. Девятиклассники играли в фанты, мафию, танцевали бальные танцы, слушали романсы и стихи ростовских поэтов. Вечер закончили чаепитием. Урок в городе Город Ростов-на-Дону – наиболее емкий образовательный ресурс во всем многообразии форм. Он представлен в том числе и в виртуальном пространстве на сайтах библиотек, музеев, школ электронными образовательными ресурсами. Это значит, что у школьников есть возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности, в любой сфере деятельности, включая ЖКХ или транспорт. Например, «Урок в городе» поможет ребенку в рамках предметного занятия рассмотреть вопрос об уровне экологической безопасности того или иного ростовского объекта, провести исследовательскую работу в Ботаническом саду, рассчитать затраты на ремонт фасада здания или проанализировать, из чего формируется оплата услуг ЖКХ. Это именно те навыки, которые пригодятся ученикам в будущем. «Урок в городе» предназначен не только для учащихся школы. – Выходить за пределы образовательной организации надо еще в детском саду, – говорит Виктория Анатольевна. – Понятно, что такие занятия будут иметь свою специфику, тут возрастает роль семьи, ярких и интересных заданий в игровой форме в плане преемственности дошкольного и начального общего образования. Ростов-на-Дону обладает уникальными ресурсами, он средоточие культурно-исторического, экономического и научного потенциала. Было бы непростительной ошибкой подготовить выпускника школы, неспособного ориентироваться в родном городе и пользоваться его преимуществами. Уже в дошкольном возрасте занятие по ознакомлению с родным городом поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций решать задачи по формированию нравственно-патриотического потенциала у детей дошкольного возраста; развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившими его; воспитанию чувства уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа; созданию условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста. Так, увлекательнейший урок может пройти на школьном дворе по изучению растущих там деревьев. Или, к примеру, детям в начальной школе очень нравится рисовать на снегу – один из зимних уроков изо может быть посвящен такому необычному рисованию. – «Урок в городе» – это не просто экскурсии, а занятия для класса, которые проводят учителя и специалисты социального объекта. Одна из основных задач направления – дополнить и разнообразить школьную программу, помочь в выборе профиля или будущей специальности и мотивировать школьников посещать предприятия, учреждения культуры, экологические объекты, – подводит итог Виктория Анатольевна. – Такая форма занятий позволяет школьникам получать межпредметные знания в неформальной обстановке, участвовать в творческой и проектной деятельности, изучая подлинные объекты, экспонаты, исторические и экологические раритеты. Досье «УГ» Направления проекта «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ»: «Партнеры» – организация системы постоянного взаимодействия школ с социальными объектами города Ростова-на-Дону; «Атлас» – создание атласа социальных объектов города в рамках социального партнерства в сфере образования; «Урок в городе» – проведение конкурса методических разработок «Урок в городе». Создание интерактивного каталога уроков. Разработка методических рекомендаций по направлению «Урок в городе».
Комментарии