Был первый день после весенних каникул. Я шла в школу в приподнятом настроении. Радовало все, даже лужи, в которых отражалось солнце. Оно светило так ярко, что приходилось, прищурившись, смотреть, как на иве распустились почки и появились нежные серо-голубоватые комочки. Я сорвала веточку и провела по щеке.
В этот день у меня всего было два часа занятий. Один урок литературы в моем любимом 9-м «А» классе, после которого я должна в нем же провести классный час. Это тоже меня радовало, поскольку я обещала внучке, что после работы зайду за ней в детский садик и мы пойдем гулять. Из-за моей занятости в школе я мало времени проводила с ней, поэтому очень ценила любую возможность общения.Вот в таком прекрасном расположении духа я вошла в учительскую. Проходя мимо доски объявлений, я краем глаза увидела на ней приказ, где фигурировала моя фамилия. Я остановилась и прочла приказ с формулировкой: «Объявить устный выговор классному руководителю 9-го «А» класса Суриковой Наталье Алексеевне за недостаточность воспитания ее учащихся». Ни разу за многие годы работы у меня не было подобных выговоров. Решила, не откладывая, выяснить, в чем же моя вина и чего я «недовоспитала» в моих детях. Оказалось, мои любимые детки устроили в столовой сражение с 9-м «Б» классом. А в качестве оружия выбрали хлеб, которым кидали в так называемого противника. Сказать мне было нечего. «Я разберусь», – еле выдавила я из себя. От всего услышанного на душе стало горько, стыдно и обидно. Мне казалось, я столько вложила в моих воспитанников. Ездила с ними на Мамаев курган в Волгоград, возила их в Санкт-Петербург, где мы с ними были на Пискаревском кладбище, в Музее блокадников. Вместе мы читали дневник Тани Савичевой, и я сама видела, как тогдашние мои шестиклассники стояли, опустив головы, а на глазах у многих были слезы. И эти дети кидались хлебом?! Я вошла в класс, не став разбираться, провела урок. В конце попросила, чтобы никто никуда не уходил. У меня в ящике стола лежал диск с документальным фильмом «Моя блокада». Я хотела в начале мая посвятить классный час этой теме. Теперь решила сделать это сейчас. Фильм шел почти 40 минут. Уже с самого начала, когда пошли первые кадры разгромленного города, на фоне которого изможденные дети, их ровесники и младше, везли на санках своих родных, умерших от голода, таскали непосильные ведра с водой из Невы, работали на заводе, в классе возникла полная тишина. Весь фильм сопровождали рассказы выживших детей-блокадников, которые и в это тяжелое время продолжали учиться. Одна блокадница, которой тогда было всего 8 лет, рассказывала, что во время вражеских налетов вместе с учительницей они спускались в бомбоубежище и продолжали там занятия. А в 1942 году правительство города распорядилось устроить для детей новогодние елки. По Дороге жизни через Ладогу прошло несколько машин, которые привезли подарки и игрушки с Большой земли. «Один мальчик, – вспоминала участница этого праздника, – получив подарок, заплакал. В его гостинцах оказался мандарин, пробитый осколком от снаряда. Все говорили о страшном голоде и о том, что взрослые, чтобы спасти детей, отдавали им свою пайку хлеба, и дети выживали, а взрослые гибли». «Мы, подростки, работали по 16 часов на заводе, – рассказывала другая героиня фильма. – Норма хлеба тем, кто работал, была вдвое больше, чем иждивенцам». Фильм закончился. В классе стояла тишина. И только изредка слышалось, как некоторые девчонки шмыгали носом. Я шла домой. Меня уже не радовал весенний день. Я шла и думала: «Поняли ли мои дети что-то из того, что сейчас увидели? Может быть, надо было обо всем этом с ними поговорить? Впрочем, нет, пусть сами до всего доходят своим умом», – решила я и направилась в детский сад за внучкой.Татьяна БАДАНОВА, д. Хмельники, Родниковский район, Ивановская область
Комментарии