search
main
0

Сложный процесс

В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга

 

Ребенок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но и еще познает самого себя. Причем это знание приходит не только умом, но и сердцем.

Василий Сухомлинский

 

Цель любого воспитания состоит в отражении воспринимаемого обществом нравственного идеала. Под таким идеалом (согласно Концепции воспитания 2015 года) понимается свободный, ответственный, высоконравственный, творческий и трудолюбивый человек – настоящий гражданин России.

Использование подростками современных информационных технологий в повседневной жизни, в том числе для общения в своей среде, порой приводит к проблемам во взаимоотношениях в семье и социуме, подменяя вербальное, эмоциональное и межличностное общение упрощенными штампами и клише, обеспечивая псевдокультурное влияние гаджетов, компьютерных игр и соцсетей на развитие личности ребенка.

Результатом становится то, что значительная часть подростков проявляют такие признаки социопатии, как уклонение от взаимоотношений, беспомощность в их поддержании, выдвигание необоснованных претензий, создание конфликтных ситуаций, игнорирование моральных принципов и норм поведения. Это ярко проявляется, когда ребенок начинает обучение в школе.

Проблемы общения в семье естественным образом отражаются на общении в процессе обучения как со сверстниками, так и с педагогами.

Так как общение наряду с учением является основной деятельностью подростка, сложности в общении оказывают влияние на его эмоциональное состояние, поведение и обучение.

Если еще 25 лет назад основным лозунгом российского педагога был «Воспитывая – обучай», то теперь все свелось к простому натаскиванию на ОГЭ, ЕГЭ и предметные олимпиады, потому что это главный показатель результативности деятельности любого учебного заведения. К сожалению, современные учитель и школа могут оказывать только образовательные услуги, а помощь родителям в воспитании обучающихся, я так понимаю, – только тогда, когда они об этом попросят.

Тем не менее я считаю возможным проведение работы, направленной на преодоление коммуникативных барьеров, возникающих у подростков. Эта работа не обязательно должна требовать дополнительных часов нагрузки педагога. Элементы преодоления трудностей общения можно проводить не только на классных часах, которые зачастую носят информационный или инструктивный характер.

Общение с учителями и классным руководителем должно выходить за пределы учебной программы и школы, захватывать новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддержива­ющие подростка в жизни.

Я предлагаю вводить коммуникативные элементы на уроках обществознания и истории.

Учителю гуманитарных предметов нужно всегда помнить, что помимо прохождения программы и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ он ответственен за формирование личностных качеств обучающегося.

Поэтому в средней школе, когда в учебном плане появляется предмет «Обществознание», учителю необходимо использовать его в полной мере для формирования у обучающихся коммуникативных навыков, организаторских способностей, лидерских качеств.

В учебнике Л.Бого­лю­бова «Обществознание» все это есть, нужно только целенаправленно интерпретировать домашние задания так, чтобы дети начали общаться с родителями, например брать у них интервью на разные темы, а затем сообщать об их ответах классу (по желанию) или просто записывать эти ответы.

Ребенку интересно узнать, какие книжки у его родителей любимые и почему, какие им нравятся фильмы и за что, как они учились в школе и что больше всего запомнилось из школьной жизни, чем они увлекались в детстве и чего добились в своем увлечении, какие в семье существовали семейные традиции, что ему самому особенно нравилось в общении с родителями, когда он был маленьким.

Кроме того, как его родители выбрали профессию, нравится ли им их работа, какие у нее плюсы и минусы, как проходила служба в армии, что они вынесли из нее.

Благодаря таким урокам мы налаживаем совершенно другие отношения между родителями и их детьми, заставляем детей по-другому относиться к родителям, а также родителей интересоваться обучением детей.

Можно на уроках в 5‑6‑х классах провести выставку-презентацию на тему «Мое хобби» или фестиваль-конкурс «Слабо», чтобы каждый ученик мог выступить и рассказать о своем увлечении, показать свои достижения или поделки, а учитель и класс задавали ему вопросы, которые раскрывали бы увлечение обучающегося.

Мы помогаем обучающимся преодолеть барьеры в коммуникации с родителями и одноклассниками, повысить самооценку и научиться выступать перед аудиторией.

Благодаря таким урокам дети учатся правильно составлять рассказ, задавать вопросы выступающему, уважать интересы одноклассников.

Как хорошо, что появились занятия «Осмысленное чтение»! На уроках истории мы уже давно применяем эту методику для изучения предмета. Методики «Шесть шляп», критического мышления, коллективного запоминания, быстрого чтения дают возможность групповой и межличностной коммуникации обучающихся.

Здесь формируется умение отстаивать свое мнение перед группой через аргументированное выступление, формулирование главной мысли текста, причинно-следственных связей, умение делать выводы на основании принятых суждений.

А сколько возможностей для формирования личностных качеств дают игровые технологии! Ситуативно-психологические игры, которые разработаны на основе методики КТД (коллективно-творческой деятельности), являются неоценимым кладезем педагогической деятельности творчески работающего педагога.

Такие игры, как «Воздушный шар», «Мои ценности», «Мой выбор», «Свой – чужой», «Встречи во Вселенной», «Убить дракона», безо всякого ущерба прохождению учебной программы на любой ступени обучения являются огромным подспорьем в развитии общения обучающихся между собой и с учителем, который направляет их работу в конструктивное русло.

Главным в проведении подобных игр становится не ответ на вопрос, кто победил, а анализ действий групп и отдельных обучающихся в ходе игры. Такая рефлексия дает возможность обучающемуся задуматься над собственным поведением в различных предложенных ситуациях, оценить работу своих одноклассников, узнать их ощущения и объяснения и сравнить со своими, а также сформировать свой набор нравственных ценностей, которые будут помогать ему в выборе правильного жизненного пути.

Я совсем не претендую на то, что открываю что-то новое для своих коллег, но искренне надеюсь, что, может, кто-то из молодых учителей, прочитав эту статью, найдет возможность научить своих учеников элементам общения с родителями, одноклассниками и поможет им свободно ориентироваться в самостоятельной жизни.

 

Вадим КУЗНЕЦОВ, учитель истории и обществознания школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте