Подобные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно они выполняются всеми учениками одновременно при последующем сравнении результата с полученным на классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например, с проецированием на экране решения, содержащего ошибку, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя.
Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39 за 2007 г.
Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях. Закономерность выполнения тренировочных упражнений: важна не столько их длительность, сколько частота. Начинающие учителя, не зная об этом, проявляют нетерпеливость, пытаются как можно быстрее сформировать навыки, увеличивая объем тренировок. Это приводит лишь к переутомлению большинства учеников и к возникновению отрицательного отношения к учению. Необоснована и другая крайность, когда учитель вовсе пренебрегает формированием навыков: этим осложняется в дальнейшем работа над сложными умениями.
Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке они имеют вполне определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются они, как правило, индивидуально.
Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Это зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.
Если для первых трех разновидностей упражнений целесообразно изготовление транспарантов и использование кодоскопов, то для последних трех, выполняемых индивидуально, нужна разработка комплекта карточек.
Особого внимания требуют те сложные умения, которые из года в год трудно усваиваются учениками. Для выяснения причин этого следует провести диагностическую самостоятельную работу. Для этого сложное умение расщепляется на составляющие его простые умения. Диагностическая самостоятельная работа должна содержать упражнения для оценки выполнения всех составляющих, сравнение результатов позволит определить причину «сбоя».
Методическая мастерская
И.АНТЫШЕВ
На уроках химии, когда изучают новые вещества (особенно по органике), сначала пишут простейшие формулы, потом более сложные, доводят это умение до автоматизма, после чего используют при решении задач. Здесь применяются почти все упражнения из системы В.А.Онищука: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие.
К.БУШУЕВА
Математика. Роль тренировочных упражнений. Сначала мы упрощали алгебраические выражения с двумя неизвестными, после этого решали системы уравнений. Я помню, мы долго на этом сидели, выполняли большое количество тренировочных упражнений, и только после доведения до автоматизма переходили к решению задач на составление и решение систем уравнений.
Е.МЕТЕЛЕВА
Для решения каждого типа уравнений по химии существуют свои принципы. Решение уравнений доводится до автоматизма выполнением большого количества тренировочных упражнений, после чего выполняются творческие задачи, содержащие цепочки уравнений. Для проверки сформированных умений выполняются контрольные упражнения.
Е.МИТЬКИНА
Природоведение. Тема «Температура». Вводные упражнения – объяснение учителя с опорой на наглядности, ответы учеников на вопросы. Пробные упражнения – по рисункам с изображением термометров. Тренировочные упражнения выполняются дома – температура воздуха отмечается в течение нескольких дней. Творческое упражнение – строится график значений температуры. Определяется наибольшее значение.
К.МОТОРОВА
Английский язык. Лексические упражнения по теме «Путешествие». Даются выражения этой темы, выполняются пробные упражнения, тренировочные упражнения на подстановку выражений (слов) в предложения, затем большой набор творческих упражнений (переделывание предложений, аудирование, ответы на вопросы, составление монолога (50 слов) и диалога (5 предложений).
Н.ПРИЩЕПА
В первом классе пишут сначала палочки и крючочки. Когда дети научатся их хорошо писать, то переходят к более сложным конструкциям из этих элементов. Постепенно усложняя умения, переходят к написанию букв, а затем слов, предложений.
И.ЧЕМОДАНОВА
На уроках трудового обучения преподаватель сначала объясняет, что и как делать, а потом дети сами что-то мастерят. Здесь реализуется только часть упражнений, описанных у В.А.Онищука, – вводные и творческие.
Л.ЩУКИНА
Иностранный язык. Следует проводить «дни иностранцев», когда дети в основном общаются на иностранном языке. При этом легко выполняется большое количество тренировочных упражнений, умения доводятся до автоматизма.
Задание.
Проведите диагностику усвоения сложного умения, для чего:
. выберите по одному из учебных предметов сложное умение, трудно усваиваемое учениками,
. разделите его на составляющие простые умения,
. составьте текст диагностической самостоятельной работы,
. оцените выполнение работы поэлементно,
. сравнивая результаты выполнения простых умений, определите, какое из них не доведено до автоматизма и представляет собой причины общего «сбоя».
Тематический цикл.
Стандартное применение знаний и умений.
Разные взгляды на стандартное применение.
Термин «стандартное применение» – несколько неудачен. В дидактическом плане это применение знаний предшествует творческому, поэтому иногда его называют первичным применением. Отличительной его чертой является использование правил, алгоритмов, и, с этой точки зрения, такое применение следовало бы назвать алгоритмическим. Некоторые педагоги считают его «задалбливающим», лишенным творчества. На самом деле алгоритмическое применение следовало бы рассматривать как ознокомительно-творческое. Там, где пытаются переступить через ступеньку и сразу осваивать твочреское применение, обычно не добиваются успехов.
Дидактическое правило «от простого к сложному», которое было известно еще Я.А.Коменскому и сформулировано А.Дистервегом, можно рассматривать как закономерность алгоритмического применения. Задачники, построенные с учетом этого правила, не случайно пользуются признанием и учителей, и учеников.
Форма выдачи алгоритмических предписаний может быть разной, например, выполнение лабораторных работ, практикумов обычно проводится с использованием устных инструктажей или письменных инструкций, тетрадей или листов с печатной основой. Возможно проецирование алгоритмических предписаний на экран с помощью графопроектора.
Виды и приемы работы для стандартного применения знаний.
Использование алгоритмов.
Использование системы заданий, построенной «от простого к сложному».
Обучающие лабораторные задания.
Практикумы.
Практические работы: на пришкольном участке, в мастерских.
Применение знаний в процессе взаимопомощи и взаимопроверки.
Ученики решают запросто даже сложные задачки, где заранее известны алгоритмы решения.
Е.АФАНАСЬЕВА
На уроке литературы ученики вместе с учителем составляют план рецензии на художественное произведение. Дома пишут рецензию на недавно изученное произведение. Усложнить это задание можно следующим образом: предложить включить в свою рецензию элементы эссе, правила написания которого еще не изучались. Для этого ученикам надо будет самостоятельно познакомиться с новым материалом.
При преобразовании тригонометрических выражений сначала нам давали задания, где выражение можно было преобразовать, пользуясь одним видом тригонометрических формул. Позже нам давали все более сложные выражения, где надо было пользоваться уже несколькими видами формул (ф. сложения, ф. сумм и разностей, ф. приведения и др.).
М.КУЗНЕЦОВА
По русскому языку получили распространение тетради с печатной основой, повышающие эффективность стандартного применения знаний и умений.
При изучении математики используется самостоятельное составление заданий с постепенным усложнением. Пример: 64+75=139 – (64+75)/2= 69,5 – (64+75)/2 – 9,5 =60.
В конце года, когда предмет изучен, возможна разработка и защита проектов.
Геометрия. Тема «Двугранный угол». Изучается теория, решение задачи на доске, а затем самостоятельное. Постепенное нарастание сложности задач. И только после этого переход к изучению трехгранных и многогранных углов.
М.СОЛОВЬЕВА
Вся математика выстроена «от простого к сложному». Она начинается с маленьких цифр, простеньких отрезков. Сначала осваиваются сложение и вычитание, потом умножение и деление. В этом движении от основ к изучению все более сложных тем нельзя что-то пропускать, перескакивать через ступени.
Сравните несколько разных учебников по одному и тому же предмету. Какой из них больше соответствует правилу А.Дистервега – «от простого к сложному»?
Творческое применение знаний и умений.
Особенности творческого применения знаний и умений
Творческое применение знаний и умений многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Центральную – фиксирующую – функцию здесь имеет воображение.
При обучении творческому применению задания подбираются так, что постепенно уменьшается в них доля алгоритмического и усиливается роль интуиции.
Перечень видов и приемом работы, используемых для обучения творческому применению, чрезвычайно разнообразен и не исчерпывается приведенным ниже.
Виды и приемы работы для творческого применения знаний и умений.
Антиципация (предвосхищение) при чтении текста.
Анализ проблемных ситуаций.
Творческие рефераты.
КВН.
Дискуссии.
«Мозговая атака».
Решение задач несколькими способами.
Задачи с неполными данными.
Задачи на внутрипредметные связи.
Задачи на межпредметные связи.
Использование аналогий.
Исключение гипотез.
Движение мысли от максимума информации.
Творческие лабораторные задания.
Изготовление моделей и приборов.
Приведем примеры заданий на исключение гипотез и на движение мысли от максимума информации.
Рис.(???)
1. Стеклянная трубка с водой обмотана изолированной проволокой, по которой пропускают электрический ток. Уровень воды несколько повышается. Какова природа явления?
2. Что заставило Ивана Грозного сжечь Казань? Религиозный фанатизм, национализм, садизм, забота о государстве. Учтите, что в аналогичной ситуации он сжег и Новгород.
3. В треугольниках, приведенных на рисунке, заданы отрезки b и d, углы A и B. Определить отрезок x.
Бывают троечники, умеющие хорошо обобщать и систематизировать, а эти операции лежат в основе так называемой креативности.
Творческое задание не имеет четкого алгоритма выполнения. Для его выполнения необходимо самостоятельно провести предварительный анализ, дополнить имеющуюся информацию, построить нужный алгоритм. Например, на уроках информатики в старших классах ученикам задают написать собственную компьютерную программу, которая имела бы практическое применение.
В пятом классе по математике нам дали задачу «с двумя звездочками», и я ее тогда не решила.
Задача. Бассейн имеет прямоугольную форму, одна из его сторон на 6 м больше другой. Вокруг бассейна проходит дорожка, ширина которой равна 0,5 м. Найти стороны бассейна, если площадь окружающей его дорожки 15 кв.м.
Для пятого класса эта задача была достаточно трудной, так как выходила за пределы изучения алгоритмов и поэтому носила творческий характер. Такие задачи усиливают интерес к предмету и развивают волю и мышление.
Использование коммуникативного мотива и «мозгового штурма» на уроках литературы. Класс разбивается на группы, которые обсуждают заданный вопрос. Потом следует совместное обсуждение, в процессе которого каждая группа стремится заработать возможно больше баллов.
Математика. Составить задачу, чтобы ответ был таким…(???)
Русский язык. Составить предложение, состоящее из одних прилагательных, по теме…(???)
Английский язык. Тема «Город». Ситуация – встречаются два студента из разных стран. Надо составить диалог.
Т.НИКОЛАЕВА
Задание на выдвижение и исключение гипотез: в чем причина репрессий при Сталине?
Олимпиадное задание по биологии для пятиклассников. Что нужно сделать, чтобы на тополях не образовывался пух, так как из-за него у многих людей аллергия? Предложить несколько вариантов ответов.
С.ТУРОВА
Для развития творчества следует давать задачи, решаемые несколькими способами.
Т.ШЕСТКОВА
Экономика. Индивидуальная или групповая разработка экономической модели с последующей защитой.
История. Я предлагаю, чтобы готовили больше докладов, а тему выбирали сами. Это важная ступенька творческого применения знаний, которая содержит поиск литературы, ее анализ, обобщение, определение структуры доклада и др.
1. Попробуйте составить упражнение по своему учебному предмету на применение метода исключения гипотез.
2. Просмотрите имеющиеся у вас дидактические материалы, выберите карточки с творческими заданиями и попробуйте их классифицировать (разделить на группы).
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Продолжение следует
Комментарии