Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сложное время реформ. Изменения в образовании требуют затрат, но окупаются сторицей

Учительская газета, №31 от 30 июля 2013. Читать номер
Автор:

Начальник Департамента образования и науки Кемеровской области Артур ЧЕПКАСОВ не похож на хрестоматийного чиновника – живое лицо, заинтересованный взгляд, легкая походка… Он скорее воплощает образ современного ученого – кандидат филологических наук, доцент. Он совмещает работу в департаменте с руководством кафедрой журналистики и русской литературы XX века Кемеровского госуниверситета. Видимо, это и помогает не растерять важного для управленца умения слушать и слышать других.

– Артур Владимирович, с чего вы начали, вступив в должность в сентябре прошлого года? – Высшую школу я знаю неплохо, со студентами и подростками работал, сначала будучи журналистом, потом почти десять лет в Департаменте молодежной политики. Не могу пока назвать себя специалистом в сфере общего образования. Зато знаком со всеми уровнями образования как отец троих сыновей: младший ходит в детский сад, средний – в школу, старший уже учится в вузе. Но объем работы, которой занимается наш департамент, настолько велик, что и мне самому постоянно приходится учиться. Структуры департаментов или министерств везде разные, у нас она поистине всеобъемлюща: 973 детских сада, 718 общеобразовательных учреждений, 20 тысяч педагогических работников. Профессиональное образование – это 82 учреждения НПО и СПО, 10 самостоятельных крупных вузов, ряд филиалов негосударственных образовательных учреждений других регионов страны. Помимо этого мы курируем работу с детьми-сиротами.Масштаб ежедневных задач сразу поразил меня размахом: ведь это не просто цифры, это судьбы тысяч людей. Конечно, сначала хотелось объехать все учреждения, заглянуть в каждую школу, побывать в каждом детском саду… Но, честно говоря, в итоге времени на созерцание не оказалось: ежедневные совещания, мероприятия, вопросы, которые надо решать немедленно. Время для образования сейчас непростое.- На мой взгляд, для образования время всегда одно – сложное.- Согласен. Но сейчас все же особенное. Практически все уровни образования находятся в состоянии реформирования, и выделить приоритетные направления невозможно. Школа – это внедрение новых федеральных государственных стандартов, здесь каждого педагога необходимо подготовить, не говоря уже о родителях и детях, ведь даже это словосочетание им не всегда понятно. Но, занимаясь содержанием, мы не забываем и о форме – строим сразу 6 школ на 3790 учащихся. К началу нового учебного года откроем уже две.Изучаем профессиональные училища, какие могут войти в систему СПО, какие не справятся. Это сложный процесс, везде дети, везде педагоги. А ведь есть такие профессиональные училища, которые по показателям не дотягивают до колледжа или лицея, но на них держится поселок, округ. Например, оставить детей без училища в Яшкинском или Крапивинском районе – значит оставить их без будущего. Здесь очень важна работа с главами территорий, депутатами – они ближе общаются и с детьми, и с работодателями.Вузы, попавшие в список учреждений с признаками неэффективности согласно мониторингу Министерства образования и науки РФ – тоже наша забота. Хотя они и федерального подчинения, но находятся у нас, поэтому и власти, и совет ректоров заинтересованы в том, чтобы сохранить преподавателей, студентов, специальности. Сейчас Кузбасская педагогическая академия находится в процессе вхождения в Кемеровский государственный университет. Мы этого не хотели, но позиция Минобрнауки была жесткой, так что стараемся провести реорганизацию, по крайней мере, с сохранением всех социальных гарантий. – А как обстоят дела у вас в регионе с очередью в детские сады? – Процесс идет благодаря личному вниманию губернатора, и уже понятно, что проблема будет решена. С 2005 года в области ведется работа по возврату зданий бывших детских садов и строительству новых. За последние два года построено и реконструировано 84 детских сада на 9561 место. Мы расширяем сеть групп кратковременного пребывания, действующих в детских садах, учреждениях допобразования, здравоохранения и культуры, функционируют у нас и группы социально-психологической реабилитации. Сейчас их 616 для 10941 ребенка.Конечно, ищем и новые формы. Например, реализуется проект по открытию социально-игровых комнат на базе общежитий. Первыми в стране стали создавать семейные дошкольные группы – структурные подразделения муниципальных детсадов. В 2007 году был принят закон Кемеровской области «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет». Выплата в размере 2000 рублей предназначена очередникам – одиноким родителям, студенческим семьям, полным семьям, имеющим двойняшек. В 2012 году такие выплаты взрослые получали на 13889 детей. – Кузбасс известен особенным вниманием к проблемам детей-сирот…- Надо знать нашего губернатора Амана Гумировича Тулеева. По его инициативе для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей начиная с 1998 года действуют 8 губернаторских образовательных учреждений интернатного типа. Такого больше нет ни в одном регионе! А перед самым Новым годом Президент России подписал указ о дополнительных мерах поддержки сирот, и уже 4 января губернатор собрал совещание, на котором мы решали, что делать.Мы пошли на беспрецедентную меру: если семья усыновляет сразу троих детей, бесплатно получает от властей квартиру. После Нового года мы объявили акцию «100 квартир для сирот» – обратились к организациям, меценатам с просьбой пожертвовать деньги, на которые будут закуплены квартиры в дополнение к государственной программе. Сорок ребят уже получили жилье, на 150 миллионов будут приобретены еще квадратные метры, и акция все еще идет – люди продолжают жертвовать.- Как у вас проходит ЕГЭ? – С каждым годом спокойнее: и дети, и педагоги все больше принимают и понимают единый госэкзамен. Стабилизировались средние результаты, повысился тестовый балл по 7 предметам, а по 8 предметам областной балл выше общероссийского. Я испытал ЕГЭ буквально на себе – в прошлом году экзамены сдавал сын. Это сложная процедура в первую очередь психологически, многое зависит от правильной и четкой организации подготовки.Одно из направлений подготовки – повышение профессионального мастерства учителей-предметников. Кроме курсов, которые постоянно проводятся в Кузбасском институте повышения квалификации работников образования, мы второй год устраиваем независимое добровольное тестирование педагогов, работающих в 5-11-х классах. В 2012 году в аудиториях во всех пунктах проведения экзамена было установлено видеонаблюдение. Важную роль в соблюдении принципа прозрачности процедуры ЕГЭ занимают и общественные наблюдатели. – Регулярное повышение заработной платы российским педагогам тем не менее вызывает недовольство самих педагогов. Основная претензия – недостаточность базовых окладов. – В Кузбассе недовольства я не замечаю. За I квартал 2013 года средняя заработная плата учителей составила 24118 рублей, что чуть больше средней в промышленности. Существенно, в разы, повысилась средняя заработная плата воспитателей детских садов – 23895 рублей. Я думаю, что наши педагоги понимают, как непросто области даются эти повышения. – Есть ли в регионе проблема с педагогическими кадрами? – Ежегодно в образовательные учреждения области трудоустраивается около 400 молодых специалистов. И главное – задерживается. Молодежь привлекают меры социальной поддержки, определенные в законе «Об образовании в Кемеровской области». Это ежемесячные и единовременные социальные пособия, путевки на санаторно-курортное лечение. Каждый год 100 молодых семей учителей получают льготные целевые жилищные займы на 20 лет без процентов и первоначального взноса или под 5% годовых с первоначальным взносом 10% от стоимости жилья. Организована работа клубов молодых специалистов, открыты школы молодого педагога.- О чем вы мечтаете, Артур Владимирович?- Стыдно, но не о высоком, а о насущном: чтобы было больше времени в сутках! Кемеровская областьДосье «УГ»Артур Владимирович Чепкасов родился 27 декабря 1971 года в городе Благовещенске Амурской области. Окончил филологический факультет и аспирантуру Кемеровского государственного университета.С 2000 по 2009 год был заместителем начальника Департамента молодежной политики и спорта. В 2010 году избран заведующим кафедрой журналистики и русской литературы XX века и деканом факультета филологии и журналистики Кемеровского госуниверситета.10 сентября 2012 года назначен начальником Департамента образования и науки Кемеровской области. Женат. Имеет троих сыновей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту